Александр Макаров, Одесса. Дедушка идет в школу. Повесть
Глава 7. Про крысу похожую на лошадь и секретную инструкцию
— Добрый день господа! — встретил шестиклассников Константин Иванович.
По-видимому, господами их редко кто называл, и ребята приосанились, с улыбкой поглядывая друг на друга. Это был тот класс, в котором Константин Иванович впервые проводил урок в прошлом году.
— Нам сегодня предстоит сделать много чего интересного и нужного, по этому поспешим.
— Работать будем? — не выдержал Боря Павлушин.
— Будем и работать, но перед началом займемся техникой безопасности.
— Опять будем писать? В прошлом году мы пол тетрадки этой техникой опасности исписали. Мы уже ее выучили, — сказал Алик Зинченко.
— То-то ты даже в названии путаешься, — Константин Иванович достал нож для выполнения технических работ, которые продаются в любом ларьке, и спросил:
— Правила обращения с ножом ты знаешь.
— Да какие там правила бери да и режь.
— Бери да и режь, — в тон ему повторил Константин Иванович, потом, помолчав, добавил, — пальцы.
Все засмеялись.
— Над кем смеетесь, над собой смеетесь. Кто мне расскажет основные правила обращения с ножом?
Смех прекратился.
— Что вы за мужчины, если с ножом обращаться не умеете?
— Нас не учили.
— Оно и видно. Наверное учили, да не выучили. Тогда слушайте. Я вам прочитаю правила обращения с ножом из инструкции для боевых пловцов.
На самом деле Константин Иванович хитрил, он выписал эти правила из книжки по трудовому обучению и только немножко их подправил.
— И так,- сказал Константин Иванович, — «Опыт показывает, что большинство порезов происходит в результате соскальзывания ножа с разрезаемого продукта на палец или на руку. Происходит это чаще всего при использовании тупых ножей, причем, чем менее острый нож, тем травма сильнее, так как при работе с тупым ножом человек прикладывает большее усилие. Таким образом, своевременное подтачивание ножа — гарантия целости ваших пальцев.
Держать в руке нож и при этом делать что-то еще — крайне вредная и опасная привычка. Передавать нож кому-либо нужно ручкой вперед, потому что тот, кто держит нож, всегда более уверен в своих действиях, чем тот, кто его берет. Кроме того, в этом еще заключается проявление вежливости.
Не проверяйте остроту ножа, водя пальцем по режущей кромке — это небезопасно для здоровья.
Ловить падающий нож так же потенциально опасно, как и летящую пулю».
— Все поняли?
— Все.
— Инструкция секретная и мне бы не хотелось, чтобы она попала в руки наших потенциальных противников. По этому если кто-то перепишет ее, то постарайтесь, чтобы она не попала в чужие руки. Надеюсь, господа вам можно доверять секреты государственной важности?
— Можно.
— Вот и отлично.
Константин Иванович рассказал о еще как пользоваться ножовкой по металлу и о том, как много выиграло человечество, когда изобрели клей ПВА.
— Все эти вещи нам нужны для изготовления портативной модели крысы.
— А что такое «портативной»? — спросил Боря Павлушин.
— Портативная, это значит уменьшенная, миниатюрная. Вот если бы я сделал модель крысы величиной с тебя, это была бы увеличенная модель. А если маленькую то это микро-модель или портативная, легко переносимая.
— А для чего нужна эта «портативная модель крысы», — спросил Алик Зинченко.
— Зачем, зачем. Тебе лишь бы спрашивать, а надо уже работать, — вмешался Боря.
— Ты спросил, а я значит не могу?- обиделся Алик.
— Ты тут до вечера будешь спрашивать, а сделать мы ничего не успеем.
Видя, что страсти разгораются, Константин Иванович прикрикнул на ребят и раздал инструмент. На двоих получилось по одному ножу, а ножовка так та вообще была одна не четверых. На каждый стол он положил и по чертежу.
— Крысы наносят ощутимый вред человечеству. На кораблях они не только портят груз, но могут повредить проводку и коммуникации. В тоже время на крысах проводятся сложнейшие опыты в медицине. По этому они требуют всестороннего изучения.
— Понятно. Только из чего же мы делать крыс будем?
Константин Иванович с видом фокусника сдернул кусок черного полиэтилена с большой кучи, лежащей на его столе.
— Старые ветки, — протянул кто-то разочарованно.
— Не просто ветки, а стратегический материал. В войну, когда не было бензина на таком материале машины ездили. На машину устанавливалась газогенераторная установка и вперед.
— Какая установка?
— Это не важно. Вам надо напилить из веток максимальное количество чурбачков по пять и четыре сантиметра длинной. Приступайте к работе.
— А глаза?
— Глаза будут из черного перца. Это будут мыши с перцем.
Работа закипела.
В конце урока, когда почти все получили отличные отметки, Боря Павлушин подошел к Константину Ивановичу.
— Константин Иванович я хочу свою крыску подарить вам.
— Спасибо Боря. Это действительно хороший подарок.
Константин Иванович бережно взял крысу, немного похожую на лошадь и поставил к себе на стол.
— Смотрите не уроните, — сказал он мальчикам, которые толпились у его стола. Те не ответили. Они переписывали «секретную» инструкцию, то и дело, прикрывая ее рукой пряча от заглядывающих в мастерскую девчонок.