Александр Макаров, Одесса. Дедушка идет в школу. Повесть
Послесловие. Семнадцать принципов Константина Ивановича
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Вот и закончился наш небольшой рассказ. Все это происходило в самой простой одесской школе. В планах уроков Константин Иванович написал:
Дети подобны драгоценным камням: прочным, ярким, сверкающим.
Наш арт-класс «Красота спасет мир» создан для обучения детей основам декоративно-прикладного искусства.
Мы будем воспитывать в детях понимание гармонии мира через красоту создаваемую собственными руками. Ты творец и ты подобен Богу.
Эти ощущения даже единожды испытанные в детстве человек пронесет через всю жизнь.
А для этого созданы:
- Ребячья республика. С выборами, демократией и самоуправлением.
- Бригадная организация труда. Когда каждый отвечает не только за свою работу, но и помогает товарищу.
- Свои деньги (креды). На эти деньги можно было купить все, что продавалась в киоске при мастерской.
- На каждом занятии делается самоделка от начала до конца. Одно занятие — одна самоделка. Найти такие изделия достаточно трудно. Но если что-то делать по несколько занятий подряд, то возникают трудности с хранением недоделанных изделий, да и ребятам они не так интересны.
- В начале урока маленькая воодушевляющая история. Она может быть и не совсем по теме занятия, но таким образом учитель передает свое отношение к миру.
- Маленькие самоделки. Надо делать небольшие предметы на них уходит совсем мало материала и дети учатся работать с мелкими предметами.
- Оценки ставят сами ребята. Это повышает ценность оценки и выражает доверие к детям.
- Девиз для урока (придумать), а так же интересное название самоделке. Гораздо интереснее делать не просто колечко, а например «перстень нибелунгов», или кулон «око мира»
- Головоломки, развивающие нестандартное мышление, а так же истории создания разных вещей.
- Оценки ставят на каждом уроке. Каждая работа должна быть оценена.
- Опорные сигналы. По возможности придумываются разные сокращения, интересные рисунки, забавные стишки для лучшего запоминания пройденного.
- Свой магазин. В каждом классе выбирали человека — «завмага», который во время перемены продавал товары и вел их учет.
- Все товары делаются для ярмарки. В школе устраиваются две ярмарки на 23 февраля и 8 марта. Во время этих ярмарок работы сделанные школьниками продаются за деньги. Деньги, полученные при этом, идут на покупку инструментов и материалов для мастерской.
- Дети ничего не приносят с собой. Все инструменты и материалы для работы должны быть в мастерской и подготовлены заранее.
- Свой музей. Лучшие работы снабжаются этикеткой с фамилией автора и помещают в музей.
- Соревнование между бригадами. На каждом уроке надо отмечать, чья бригада работала лучше.
- Техника безопасности на личном примере. Для примеров по соблюдению техники безопасности надо искать простые примеры из личного опыта.