Александр Макаров, Одесса. Дедушка идет в школу. Повесть
Глава 2. Ломать, чтобы ремонтировать
Школа встретила Константина Ивановича знакомыми запахами. Он прошел мимо столовой и спустился по лестнице вниз. Пахло пирожками. Мастерские находились в полуподвальном помещении. Школа была построена еще до войны, и когда-то в ней учился отец Константина Ивановича, потом он сам, его дети и внуки.
Около дверей мастерской стояло несколько мальчиков. Они что-то с интересом обсуждали. Один из них невысокий крепыш все время перебивал товарищей и размахивал руками. Увидев Константина Ивановича, дети притихли.
— Привет, орлы, — бодро поздоровался Константин Иванович.
— Здравствуйте, — не стройным хором отозвались «орлы».
— Ну что ж заходите в мастерскую. Прошу.
— А вы у нас, что труды будете вести? — спросил крепыш.
— Что-то в этом духе. Посмотрю за вами, пока Леонид Степанович придет.
— А вы моряк?
— Будешь много задавать вопросов — скоро состаришься.
Ребята прошли в мастерские и начали одевать халаты. Вид у них в халатах был довольно смешной. Халаты были одного размера, а дети в этом возрасте все разные. Маленький крепыш в халате до пола был похож на клоуна переодетого в сутану.
Прозвенел звонок, все расселись за столами. Константин Иванович оглядел мастерскую. Все те же несколько верстаков покрашенных в серый цвет, несколько станков, да плакаты по технике безопасности. Все, как и в его школьные годы.
— Ну, орлы, будем знакомиться.
— Я знаю — вы моряк, — сверкнув глазами, выдал крепыш.
— Угадал. А тебя как зовут?
— Павлуша, его зовут, — сказал кто-то из ребят.
— Нет, меня зовут Боря Павлушин. А Павлушей меня просто некоторые называют, — покраснев, ответил мальчик.
— И в каком классе ты, Боря Павлушин, занимаешься?
— В этом. Это пятый «Б». А мы работать сегодня будем?
— А ты очень любишь работать?
— Он любит. Он даже стулья для этого ломает, — вмешался длинный мальчик, которого все называли Аликом.
— Ты не кричи с места, а встань, скажи, как тебя зовут. И объясни мне непонятливому, зачем Боря Павлушин ломает стулья?
— Меня Алик Зинченко зовут. А стулья он ломает, чтобы ремонтировать.
— Ничего не пойму. Ломать, чтобы ремонтировать?
— Конечно. Павлуша специально на математике раскачивал стул, пока не поломал. А потом учительница сказала, чтобы он отнес его учителю труда.
— Ага, он значит, вместо математики ремонтировал стул.
— Нет так нельзя. Стулья мы ремонтируем на уроке труда.
— Значит, на уроках труда вы ремонтируете мебель.
— Ага. Но это когда есть что-то поломанное. А обычно занимаемся другим.
— А чем же вы занимаетесь кроме ремонта стульев?
— Изучаем строение лампочки.
— Что ж это за лампочка такая хитрая?
— Обычная электрическая лампочка.
— И долго вы ее изучали?
— Всю третью четверть. А еще розетку и выключатель. А до этого правила безопасности и устройство рабочего места.
— А не скучно.
— Скучно. По этому, когда есть поломанные стулья то интереснее. Можно и гвозди повбивать и шурупы повкручивать.
— А еще я клеить стулья люблю, — сказал Павлуша.
— Как я вижу, поломанных стульев у вас нет.
— Нет.
— Тогда я вас постараюсь научить очень полезным вещам.
— Каким?
— Например, думать.
— Это мы умеем, — засмеялись ребята.
— Сейчас посмотрим. Вот, например. Вы потерпели кораблекрушение, и вас выбросило на необитаемый остров
— Как Робинзона?
— Да как Робинзона. Но только современного и на корабле ничего не было кроме коробок с жевачкой.
— Вот здорово. Можно целый день жевать и в школу не ходить!- воскликнул Павлуша.
Ребята засмеялись. Константин Иванович тоже улыбнулся.
— В школу не ходить это приятно, но у тебя на острове возникло много других проблем.
— Каких?
— Жить тебе негде.
— Срублю парочку пальм и сделаю дом.
Тут вмешался Алик Зинченко:
— Чем срубишь то? Топора то нет. Это тебе не стулья ломать.
— Правильно. У нас то ничего кроме жевачки нет, — поддержал его Константин Иванович.
Павлуша озадаченно почесал затылок. Потом сказал:
— Можно дом из коробок с жевачкой построить?
— Можно, — согласился Константин Иванович.
— А еще можно жевачку разжевать и ей коробки между собой склеить, — добавил Алик.
— Молодец, соображаешь!
— А еще, а еще…., — предложения от ребят посыпались рекой.
В конце они решили покрыть крышу алюминиевой фольгой и даже одежду делать из коробок скрепленных жевачкой. Самым необычным было сделать их жевачечного пузыря наполненного водой линзу для разжигания огня.
— Хорошо придумываете — с вами не пропадешь, — подытожил Константин Иванович.
— Еще хотим задачу!- загалдели ребята.
Так незаметно и быстро прошел урок. Дети решали задачи и сами задавали их. Над некоторыми Константину Ивановичу пришлось попотеть, чтобы не ударить в грязь лицом. Особенно над шуточными.
— Почему у слона глаза красные? — спросили его ребята.
Пришлось признаться, что он не знает. Оказывается, это для того чтобы ему легко было прятаться среди помидоров.
— А как разделить четыре яблока между четырьмя девочками и чтобы одно яблоко осталось в корзинке? — спросил Боря.
Константин Иванович не знал ответа, но не подал и вида. Он оглядел весь класс и сказал:
— Я уже почти догадался. Но может быть, тут среди вас тоже имеются знающие люди? Прошу подымать руки.
Он обвел глазами класс. Ни одной руки. Вдруг Алик не решительно поднял руку.
— Вижу, есть смельчаки среди вас. Говори Алик.
— Очень просто. Надо одной отдать одно яблоко вместе с корзинкой.
— А ведь верно, — подумал Константин Иванович и в слух сказал:
— Молодец, я тоже примерно так и думал. Правильно Боря?
— Правильно.
Все остались довольны уроком даже Боря, хотя ему и не удалось починить ни одного стула.