Александр Макаров, Одесса. Дедушка идет в школу. Повесть
Глава 19. Золотая скрепка
Урок начался как обычно. Бригадиры выстроились получать инструменты и материалы. Староста быстро отметил в журнале отсутствующих. Только дети вели себя немного тише, чем обычно, а Константин Иванович не спешил начинать урок.
— Я слышал, вы собираетесь от нас уходить? — спросил вдруг Боря.
— От чего ты так думаешь?
— Учителя говорят.
Константин Иванович оглядел весь класс и начал читать стихи:
Над гладью озера смешная стрекоза
Зависла — любовалась отражением…
Но налетела с севера гроза,
И воды озера тотчас пришли в движение.
В густой листве, укрывшись от дождя,
Зеленая красавица скучала,
С прекрасных глаз туман сырого дня
Изящной своей лапкой вытирала.
Чтоб не продрогнуть куталась она
В прозрачные муаровые крылья
И думала, что в жизни, как всегда,
За мигом счастья — полоса унынья…
Возможно, многие, как наша стрекоза,
На жизнь свою досадовать могли бы…
Но если бы не летняя гроза
Ее, наверняка бы, съели рыбы.
— Это тоже написала Ирина Иванова? — спросил Боря.
— Да и сегодня мы будем делать модель стрекозы. Такой стрекозой можно украсить шкатулку, блокнотик, просто сделать открытку и подарить маме. И лучшие работы мы отберем для участия в весенней выставке.
— Вы тоже будете с нами на выставке?
— Конечно, буду. Прошла гроза, но рыбы то меня не съели.
Все заулыбались.
— Мы используем лишь несколько бусинок, кусочек цепочки и две скрепки.
Скрепки это замечательное изобретение человечества. Скрепка — один из самых универсальных офисных инструментов. Её используют для десятков разных задач: как отвёртку, фишку для покера, зубочистку или отмычку… В 1899 году норвежский инженер Юхан Волер, придумал несколько удачных конструкций скрепок и получил патент на свое изобретение. Для жителей Норвегии этот маленький кусочек проволоки имеет ещё и глубокое символическое значение. Это связано с историей, Второй мировой войны. В 1940 году, захватив страну, нацисты запретили местным жителям носить пуговицы и значки с инициалами изгнанного норвежского короля Хокона VII. Тогда норвежцы вспомнили о самом известном национальном изобретении и стали носить на одежде скрепки, ставшие настоящим символом единства нации и сопротивления (за это можно было запросто угодить в тюрьму).
Подвиг граждан и заслуги изобретателя не были забыты: в Осло установлен памятник Юхану Волеру в виде гигантской скрепки.
Видя, как у детей загорелись глаза он добавил:
— А самые лучшие из вас получат еще и по золотой скрепке. Я купил их вчера в магазине.
— Можно мы их будем носить на одежде как норвежцы, — спросил маленький Дима.
— Конечно. Только попрошу вас, господа, работать с полной отдачей.
— Так вы от нас не уходите?
— Куда ж я от вас уйду? Тем более с кем я буду делать стрекоз? Ведь стрекоза это так интересно. А еще я вам хочу рассказать несколько подробностей из жизни этих удивительных насекомых…
Тут в мастерскую постучались. Ребята замерли.
— Работайте, — скомандовал Константин Иванович и вышел в коридор.
Там стояла завуч с двумя горшками цветов. Константин Иванович с недоумением посмотрел на нее.
— Не обращайте внимания на то, что вам там наговорили на педсовете. А это вам директриса просила передать, чтобы украсить мастерскую — сказала завуч.
— И чем это я заслужил такую милость?
— По-моему, кто-то из ребят рассказал о ваших экстрасенсорных способностях, и она решила вас задобрить.
— Не ожидал я, взрослый человек, а верит во всякую ерунду.
— Так это, что был просто фокус?
Константин Иванович хитро взглянул на нее и сказал:
— Сила взгляда, уроки Вольфа Мессинга, плюс благоприятное сочетание планет.
Звезда пленительного счастья