Александр Макаров, Одесса. Дедушка идет в школу. Повесть
Глава 13. Деньги решают все. Валюта для маленьких гениев
— И так, господа. Мы не господа положения, но по положению мы господа, - так с цитаты из какого-то фильма, начал урок Константин Иванович,
— И так господа, что у нас за государство без собственной валюты?
— А для чего нам собственная валюта?- спросил маленький Дима.
— Деньги это кровь государства. Без них ни как нельзя. Вот если бы деньги исчезли, чтобы было?
— Купить ничего было бы нельзя. Работать бы ни кто не захотел.
— Хорошо это?
— Плохо.
— Вот по этому у нас начинается «Новая экономическая политика», сокращенно НЭП.
— Что это за зверь такой?
Все засмеялись.
— Зверь этот очень полезный, — улыбнулся Константин Иванович, — когда после революции все было разрушено, и крестьяне начали бунтовать против советской власти, то Ленин придумал НЭП. До этого думали что можно обойтись и без денег. А тут разрешили торговать, ввели крепкие деньги, можно было создавать свои предприятия. А еще крестьянам на каждого едока давали 10 десятин земли, по этому рождаемость в те годы была высочайшая. Благодаря НЭПу и войну то выиграли.
— Какую войну?
— Великую Отечественную. Ведь воевали на ней в основном те, кто был рожден при НЭПе. Я смотрел статистику, так мужчин кто был рожден с 1920 по 1925 год, уцелело всего 3%. Всех положили. А не было бы НЭПа так и ложить бы было не кого.
— А десять десятин это сколько?
— Это примерно гектар. Или примерно 16 дачных участков.
— Ого.
— И так.
Первое. На территории мастерской организуется Ребячья Республика. Сокращенно «РР».
Второе. Основными средствами республики являются ваши поделки. Они поступают в собственность республики сразу после их изготовления. Третье. На территории республики вводится собственная валюта. Четвертое. Организуется собственный магазин, в котором продажа товаров идет только на нашу валюту. Товары это ваши поделки, но лучшие поделки не продаются. Они поступают в главный музей республики и оттуда идут на выставки. Понятно?
— Народ интересуется, как называется валюта и как можно ее зарабатывать? — вступил в разговор Юрко.
— Правильный вопрос. А на правильный вопрос получается правильный ответ.
Юрко одобрительно хмыкнул.
— Валюта называется «кред». Расшифровывается это как «кредитная единица». У нас будут банкноты по одному, два, пять и десять кредов. И монеты в один и пол креда. За те самоделки, которые будут оценены высшим баллом, вы получите по одному креду. И сможете, если захотите, делать и дальше такие же самоделки, получая за каждую по креду. За те, что мы со старостой отберем для музея, получите по три креда.
— А если я принесу на урок и сделаю что-то свое? — сказал Боря Павлушин.
— Пожалуйста. Если из своего материала, то можешь потом либо забрать домой или сдать на продажу в наш магазин.
— А почему будут забираться другие наши работы?
— Так как материалы, да и часть инструментов должны будут покупаться за деньги республики, то нам необходимо будет делать товар не только для нас, но и выходить с ним на школьную ярмарку.
— А еще как-то можно будет зарабатывать?- спросил Алик.
— Конечно. За ремонт каждого стула получите по три креда.
— Ого, сегодня будем тогда стулья чинить.
Деньги нужны были всем ребята одобрительно закивали.
— Я не возражаю. Подходите, смотрите, как будут выглядеть деньги.
Ребята сгрудились у стола, разглядывая новую валюту. Константин Иванович раздобыл у знакомых этикетки от лимонадов и сделал деньги на них. Это были этикетки от напитков, которые так и небыли выпущены. То есть по каким-то причинам завод их решил не выпускать, а этикетки уже были напечатаны. На обратной стороне Константин Иванович написал номинал денежного билета и снабдил все это печатью республики. Например, один кред был напечатан на этикетке лимонада, два креда на этикетке из-под апельсинового напитка, пятерка на этикетке от напитка «Байкал».
Да дежурные за уборку мастерской будут получать по два креда, — сказал Константин Иванович, — кто хочет сегодня дежурить?
В ответ поднялся лес рук.