Этому докладу лет поменьше, чем докладу Фрумкина, но все это из времени начала "заката расцвета" движения КСП. Это, пожалуй, первый шаг на пути к фундаментальной "Технологии группы". Помещаю доклад в раздел "КСП", так как рожден он именно в этом прекрасном течении.
"Попадаются люди с талантами, - говорил Н.Н. - но
сейчас очень в ходу
разные кружки и объединения. Всякая
стадность - прибежище неодаренности...
Доклада еще час назад никакого не было. Я письменно объяснял тебе, как его не случилось, когда увидел, что это письмо и есть доклад. Мой - тебе (не суетись, будто на тебя потрачено: я еще друзьям покажу) Ты его уже начал. Продолжай, пока не соскучишься. Все, что здесь написано, не придумано, не вычислено и не установлено экспериментально, потому что экспериментов не было. А было просто КСП-шное бытие.
Ответы возникли спонтанно, как завершение диспутов на тему: "Как поставить стулья" или "Кого пригласить на концерт". Вопросы присочинили потом. (Ни то, ни другое не помогло выплыть). Сокращенную запись сего с этими ответами и этими пояснениями для тебя, поименуем на дальнейшее "этой штукой". За тысячи часов общений и споров у нас (с Мариком, Ларисой, Татьяной и прочими) сложилась свойская терминология, местный говор. Слова, используемые как термины, будут определены, если хочешь понять, постарайся отрешиться от их бытового значения. Часть терминов и принцип терминологии взят из социальной психологии, которую науку я знаю не очень хуже, чем большинство КСП-шников - музыку. И вот такая вышла песенка. Песни можно писать либо без изъянов, либо без претензий. В этом, очевидно, важное отличие дилетантизма от профессионализма. Эту штуку по аналогии с художественной самодеятельностью можно назвать самодеятельностью научной. Как письмо или треп, она предназначена для одного или нескольких "своих". Выставлять ее на всеобщее обозрение и тем самым предъявлять к ней требования, как к всеобщим вещам, категорически низя! Марик пересказал ее на совещании КСП и успеха не поимел. (Оттуда взялась версия, будто эта штука - суть доклад.) Можно бы причислить совещателей к лику своих: они там ежегодно сдружились, да и такая откровенность в пресловутом "духе КСП". Но комментарии были сделаны безуспешно и показалось непонятно. Соотношение же между этой штукой и любимой эстетами Объективной Истиной такое же, наверное, как в твоих песнях: "Вот так я это вижу". Здесь предлагается различать клубы СП по их социально-психологическим параметрам. От классификаций по признакам территориальным (регионы), административным (кусты), искусствоведческим и прочим эта штука отличается еще и тем, что не предполагает какого-либо оргвнедрения. Итак: неформальная контактная группа (людей). Неформальная - потому что после работы, контактная - потому что все знакомы и контачат. Эта группа, к примеру - ансамбль (соавторство, оргкомитет, клуб, коллегия) поет (сочиняет, пишет, организует, собирает, составляет) песни (стихи, музыку, концерты, фотографии, фонотеку), то есть творит - шедевры (чудеса, халтуру, безобразие, дешевые, но все же...) духовные (материальные) ценности. Зачем? РАДИ ДЕНЕГ? Бывает, но в КСП не большинство. РАДИ СЛАВЫ? РАДИ ИСКУССТВА? Не без того. ПОТРЕБНОСТЬ ТВОРИТЬ, естественная для каждого? Да, но и это не все. Собственное творчество, пусть иногда и примитивное, есть для человека лучший путь к пониманию настоящего искусства, к эстетическому удовлетворению от него. Это - ПОТРЕБНОСТЬ ПОТРЕБЛЯТЬ духовные ценности. Наконец просто живое ОБЩЕНИЕ, которого многим в формальной сфере недостает. Ты без труда различишь в любой КСП-шной (и не только) группе все эти явления. ЧТО ИЗ НИХ ГЛАВНОЕ? Вопрос далеко не так прост, если вспомнить клубы, в которых ничего, кроме встреч и общения фактически не делается. То есть не знаю, что там главное для человечества, а: "Каждый человек есть узел отношений. Человеку важны прежде всего отношения" (А. де Сент ЭКЗЮПЕРИ) Мнение мое таково, что отношения людей в группе и группы с миром детерминируются именно преобладанием одного из ряда таких мотивов. Как узнать преобладание? Не спросим этого у членов группы, что они скажут - о том особый доклад. Но посмотрим, как группа решает свои рабочие вопросы (проблемы, конфликты, споры и т.п.). Некий ансамбль приглашен одновременно в Урюпинск за 500 руб. и в "Восток" за 50. Если концерт состоялся в "Востоке", то считаем, что эта дилемма решена в ущерб мотиву "ради денег". В ансамбль "Дельфиния" известной тебе Ларисы Северы предлагали свои услуги два аккомпаниатора: А и Б. По мнению всех, кто мог повлиять на выбор, Б значительно лучше владеет гитарой, музыкальной грамотой, обладает вокальными и сценическими данными, обязателен, спесив, эгоистичен и неприятен в общении. На том основании, что выбран был не он, позволь заключить, что здесь для группы главным оказалось ОБЩЕНИЕ, а не ИСКУССТВО. Бердичевский КСП чаще устраивает концерты собственными силами, а Крыжопольский - приглашает москвичей. Очевидно бердычанам важнее собственное творчество, а крыжопольчанам - эстетическое наслаждение. Определяя, куда сделан каждый шаг группы, учитывая величину шага - приоритет (методом экспертных оценок) получим статистику определим: Главной называется та из выполняемых параллельно задач, которая чаще решается в ущерб остальным. (Речь идет о множестве решений, Соломоново же сам Соломон нашел лишь однажды). Статистики этой мы не считали, но на глазок заметили нередкие задачи и прицепили к ним названия: 1. ТВОРЧЕСКИЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ) НЕФОРМАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ: главная задача - создание духовных (материальных) ценностей. Это - ансамбль Никитина, дуэт "Ку-Ку", КСП "Восток" в смысле группа организаторов, которая создает концерты). Это же - серьезное КБ на общественных началах, клуб филателистов, кинолюбителей... и т.д. 2. КЛУБ ОБЩЕНИЯ: главная задача - удовлетворить потребность своих членов в общении (здесь и далее имеется ввиду возмещение пробелов удовлетворения потребностей в формальной сфере). Довольно откровенные клубы общения - это "Для тех, кому за 30". Многие хитро маскируются под школы танцев, кружки домоводства, туризма или КСП (например, нынешний одесский). 3. КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ. Удовлетворяет потребности своих членов в потреблении духовных ценностей (эстетическом наслаждении). Типичные представители - клубы интересных встреч, некоторые литературные клубы, серьезные дискотеки. В КСП отличаются высокой разъезжаемостью, приглашаемостью, низкой организационной и творческой активностью. 4. ТВОРЧЕСКИЙ КЛУБ. Удовлетворение потребности творить, например - "Меридиан". Вообще в КСП не редкость. Для полноты картины можно упомянуть еще один, не замеченный нами в КСП вид клуба, достаточно откровенно направленного внутрь себя - так называемый ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ. Бывает он в детских и подростковых группах, руководимых, как правило, профессиональными педагогами, и потому свою задачу по Формированию нравственности и идеологии может выполнять. Все это были определения, но не методы измерений. Различать по определению - выяснять всю историю клуба. Но это не беда. Сила электрического тока определяется количеством электронов, но не нужен ведь для каждого измерения Демон Максвелла, а есть стрелка амперметра. Такой стрелкой для нас будут ЦЕННОСТНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГРУППЫ, которые в настоящей социологии хорошо измеряются. Это, грубо говоря, откровения на вопрос: "Какие личности тебе больше по душе?". Статистически ценностно-личностные ориентации можно определить и для группы. Нам кажется, что в вышеперечисленных группах должны преобладать следующие: в творческом коллективе - успех, клубе общения - обаяние, клубе любителей - интеллект, творческом клубе - талант. Вот сие было основное содержание. Наконец еще раз осознай, что эта штука - лишь предположения на основе практического опыта и несмотря на ученый вид, с наукой соотносится не более, чем оплеванный палец - с термометром. Тебе же это пишется потому, что может как-то повлиять на твой доклад. О том, где они соприкасаются, такой разговор. Как я понял, у тебя, среди прочих, есть мысль о низком художественном уровне КСП. И явно или неявно виднеется мнение, что это плохо. Мне такой взгляд кажется чрезмерно узким и поверхностным. Можно, конечно, понять твою обиду за любимый жанр искусства. Так же, как, скажем, посочувствовать блестящему профессиональному балетмейстеру, попавшему случаем на урок в школу танцев для взрослых. Как ему огорчительно видеть изящную, божественную Музу, попираемую заскорузлыми конечностями под отяжелевшими телесами! - Терпсихор Лазаревич, вы расстроены? - Необычайно! Это профанация, безвкусица... возмутительно! Серость, получившая право голоса, посредственность, возомнившая себя музой, пошлость, оплетающая прекрасное!.. - Помилуйте и снизойдите! Эти люди - не танцоры, и танец здесь - не главное. - В школе танцев?! Видите ли, такой клуб бывает редкой отдушиной для одиноких, теряющих надежду создать семью людей. Здесь знакомятся и... В общем, вы ведь знаете?.. - Знаю. Это может сделать брачное бюро. - Не всякий пойдет в бюро и... Практика показывает, что такая форма эффективней. Об этом пишут специалисты-социологи, популяризаторы - вы ведь читали? - Да, я припоминаю... Что ж, готов согласиться: для этого нужны клубы. Но не такие! Не такие!!! Пусть танец в них только средство, я уже не требую стремления к вершинам, но обеспечить какую-то минимальную культуру танца на уровне хоть начального училища... Терпсихор Лазаревич, танцоры, что подходят вашим требованиям, они с какого возраста танцуют? - Ну... Да, с семи месяцев. Я лично считаю, что нужно раньше. Но там другая методика, и потом: из ребенка еще неизвестно, что получится, а в эти клубы можно отбирать талантливых из народа... - А неталантливым вековать, что-ли? - Пусть танцуют дома! - Резонно. А можно им, чтоб не стесняться, снять в складчину квартиру специально для танцев? - Ради Бога! - А можно им объединиться в профсоюз и выстроить для этого дом? - ...? Но они выходят на сцену! - Дома Культуры. - Дома, клуба, у них есть открытые конкурсы, где кого-то из них (!) признают лучшим! Да сами они наверняка считают, что своим топотанием вносят вклад в народное творчество! -Это самое слабое место моей позиции. Да, зачастую они заблуждаются - чаще неглубоко и ненадолго, да и это устранимо. Но главное - они тянутся к искусству для того, чтобы понять и приобщиться, ведь культуру не выучишь по учебнику, она познается через общение, через творчество. И творчество самое - естественная потребность каждого (и неталантливого!) человека, и нельзя запрещать эту потребность лишь потому, что выражается она на низком по профессиональным меркам уровне! Вспомните техническое творчество: никто ведь не требует от авиакружка плана пассажирских перевозок. - В кружках делают лишь модели самолетов. - Да и этот танец - лишь модель танца и также отлична от оригинала, ведь назначение ее в другом. И скажите, Терпсихор Лазаревич, почему вас не возмущает огромная масса серости, не посещающая клубов? Ваш гнев адресован тем, кто плохо танцует, а не тем, кто не танцует вообще. Молчащая, затаившаяся безвкусица вам больше по душе? - Да, чем воинствующая. - Они воюют не с вами, а за себя. Творчество - самый эффективный путь к культуре, а ваши я вам подобных чувства, а то и активные действия направлены не против бескультурья, а против попыток его преодолеть - может быть вы этого боитесь? - Ну, это уж слишком! Вот что: ваши доводы каждый по отдельности правдоподобны, я не стану заниматься схоластикой и выяснять, как вы пришли к абсурду: к оправданию серости, пошлости, посредственности и вообще безвкусицы в искусстве! - Да не в искусстве же! Когда вы все наконец поймете, что это вовсе не искусство, что мерить это искусствоведческими мерками так же глупо, как поверять детские рисунки законом перспективы. Это творчество - как и детская мазня - неутолимая потребность личности: не для выставок, не для сцены, не посвящая жизни и не ожидая хвальбы, не чтобы научиться, не чтобы стать художником, а просто чтобы жить! - Нет отдельных мерок для профессионалов и самодеятельности: есть единые приметы Прекрасного, а того, что безобразно, быть не должно!!! ...Наш спор с Т.Л. никогда не окончен и мы не подводим итогов. А ты? |