Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключений Агентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...


Евгений Витальевич КУЛЕШОВ

преподаватель кафедры детской литературы СПб государственного университета культуры и искусств, учитель. Изучает современные подростковые субкультуры.

Национальность:
орк, маг, гном, тролль, эльф, хоббит
(нужное подчеркнуть)

Одно из самых загадочных и интересных мест, не так давно появившихся на "подростковой карте", - ролевое движение. Сегодня мы хотим предложить вам несколько возможных маршрутов в эту удивительную "страну" и познакомиться с теми, кто уже успел ее изучить и полюбить.


В этом сообществе можно встретить имена, по своему проихождению толкиеновские: Гэндальф, Фродо, Алмарэон, Галадриэль... Имя Волкодав - это уже из Марии Семеновой, отечественное фэнтези. Имена вроде Лис или Ястреб скорее напоминают об ономастиконе индейцев из Фенимора Купера. Одна девушка на мой вопрос об ее имени ответила вопросом же: "Вам какое - ролевое или то, которое из паспорта, давно забытое?"

Кроме ролевых имен, у них есть ролевая же "национальность". Они могут быть орками, магами, гномами, троллями, эльфами. Видимо, реже всего - хоббитами. Несколько раз в год они принимают участие в более или менее масштабных ролевых играх, в промежутках между играми учатся сражаться на мечах или осваивают основы магии...

Сообщество "ролевиков" довольно трудно оценить количественно - хотя бы потому, что границы его достаточно размыты. На одном полюсе ролевого движения - разнообразные военно-исторические клубы, вполне профессионально изучающие средневековые военные реалии и реконструирующие экзотические виды оружия, на другом полюсе - многочисленная и широкая "тусовка": хиппи, "сорокоманы" - сообщество, некогда группировавшееся вокруг газеты частных объявлений "Сорока", и многие другие. Так или иначе, на сегодняшний момент ролевое течение, пожалуй, одно из самых мощных и многочисленных среди молодежных субкультур.

Легендарное прошлое

Легенды о том, как начиналось ролевое движение в России - еще в советские времена - активно циркулируют внутри самой ролевой среды. Рассказывают о том, что в одной из первых игр на нарисованной мастером карте значилась некая "Территория Тьмы", своей конфигурацией поразительно напоминающая очертания Советского Союза. Разумеется, об этом стало известно властям, и ролевое движение на несколько лет попало под запрет. Не будем вдаваться в рассуждения о степени достоверности этой легенды (речь идет о временах перестроечных!): важно другое - легенда эта снабжает ролевое движение "подпольной" предысторией. Разумеется, утверждает легенда, после запрета ролевики продолжали действовать, но нелегально. Подобно ранним христианам, ролевики пережили период гонений, и это наделяет движение ореолом героизма. Впрочем, один из "ветеранов" ролевых игр, с которым мне довелось беседовать, утверждал, что раннее ролевое движение, по крайней мере в Ленинграде, есть результат деятельности именно государственных структур, занимающихся делами молодежи: помнится, вопрос о том, чем занять молодежь, был тогда весьма актуальным, и в ходу были самые новаторские формы организации молодежного досуга. Однако став массовым, ролевое движение, естественно, не могло не вызвать тревогу властей: люди, расхаживающие по городу в доспехах и с мечами должны были привлекать внимание по крайней мере милиции. В среде ролевиков рассказывают разнообразные истории о столкновениях - в "ранние" времена - с милицией, причем истории эти анекдотичны:

"На игры собирался Гномий Хирд, старая очень команда, сейчас вроде несуществующая. Это динозавры ролевого движения. Вот. Они стояли в метро, собирались, и вдруг кто-то крикнул, что типа: "Наших задирают!" И через несколько минут на улице была такая ситуация, что стояла стена ментов со щитами с прозрачными, с дубинками, а напротив них стояла стена Гномьего Хирда: там щиты в три слоя, копья двухметровые и прочее... Вот так они минут пять постояли, никто не решался ничего сделать. Потом стена ментов раздвинулась, вышел мент один, бросил дубинку, бросил щит. Ему навстречу раздвинулась стена щитов, вышел ролевик, бросил щит, бросил меч, бросил копье, снял шлем, они немножко поговорили, и все благополучно разошлись, никто не пострадал. Ну я так думаю, что если бы менты даже успели применить слезоточивый газ, то он подействовал бы только на задние ряды, потому что Хирд хоть и тяжелый, но бегает быстро. Так что раздавили бы половину ментов точно".

Комизм ситуации - в уморительной картине: два ряда людей в причудливом обмундировании стоят друг напротив друга и удивительно друг на друга похожи. Серьезный смысл: хорошо обученные ролевики не уступают, а превосходят по своим боевым качествам омоновцев, причем те прекрасно понимают это неравенство сил и даже побаиваются вступать в столкновение с тренированным отрядом орков или гномов.

Рассказчик специально упоминает об устрашающей репутации команды, едва не вступившей в столкновение с силами правопорядка. Такую репутацию завоевать непросто. Вообще среди команд, действующих сейчас в пространстве Петербургского ролевого движения, не так много известных (назовем команды Моргилей, Стаю, Белых Воронов, Лазурную звезду, Черный отряд). Каждая из них обладает определенной репутацией и состоит в более или менее конкурентных отношениях с остальными.

Ролевые будни

Из чего же состоит жизнь члена той или иной команды? Как уже говорилось выше, - регулярные тренировки. Для участия в тренировках необходимо оружие, которое должно быть у каждого уважающего себя ролевика. Его изготавливают профессионалы и, надо полагать, эта работа может приносить вполне приличный доход: дешевый меч из армированного пластика стоит от четырехсот рублей. Более качественное оружие - дороже. Несколько раз в год команда принимает участие в играх. Сюжеты, лежащие в основе игр, ранообразны: можно сделать игру на основе литературного произвдения в жанре фантастики или фэнтези, можно - на основе исторического события: одна из недавних игр, проходивших под Петербургом, изображала восстание Уота Тайлера. Из литературных произведений далеко не каждое может стать основой для хорошей игры, и дело здесь вовсе не в литературных достоинствах текста - например, книги весьма почитаемых в этой среде Стругацких для организации игры мало подходят. Не удалась и игра по мотивам русских народных сказок. "Там ходил волк и обижался, что я его не боюсь", - скептически прокомментировала эту игру девушка-орк. Подходящий литературный текст должен содержать продуктивный для игровой разработки материал: достаточное разнообразие персонажей, большой запас потенциальных сюжетных поворотов (ведь неизвестно, какая команда возьмет верх, а никакая неожиданность не должна разрушить сюжет игры), - проще говоря, мир, представленный в литературном произведении, должен быть самодостаточным и исчерпывающе описанным, - и тогда, при хорошей организации, игра может состояться.

Как правило, все участники ролевых игр стараются безукоризненно следовать всем заданным правилам, на языке ролевиков - "отыгрывать" своих персонажей. Сколь бы ни было велико искушение нарушить правила, ролевики понимают, что это чревато разрушением игры как таковой. Впрочем, игра может быть испорчена стараниями особых представителей ролевого движения - грибных эльфов. Это маргиналы в среде ролевиков и проклятие игр. Бывает, что грибные эльфы, названные так, по-видимому, из-за пристрастия к разного рода наркотическим средствам, в том числе грибам-галлюциногенам, честно "отыгрывают" своих персонажей, однако чаще всего их деятельность сводится к тому, чтобы посредством разнообразных бесчинств испортить всю игру. Несмотря на это, ролевики обычно рассказывают об их проделках с нескрываемой симпатией: видимо, в деструктивном стиле поведения, стремлении поставить все с ног на голову - "визитной карточке" грибных эльфов, - содержится что-то весьма привлекательное для любого ролевика.

В "параллельном", ненастоящем мире, с вымышленными именами, с играми, в которых нет необратимых последствий, события всемирной истории можно переиграть заново, а смерть бывает только понарошку

Игра воображения или игра в воображаемое?

В рассказах ролевиков об играх и вообще о ролевом мире бросается в глаза одна особенность: как правило, они пронизаны легкой иронией по отношению к игровой реальности. Многие ветераны ролевого движения с грустью говорят о том, что сейчас оно заметно деградировало по сравнению с ранним - начала 1990-х - периодом: если раньше это была увлекательная интеллектуальная игра, предполагающая глубокое "погружение" в реальность фэнтезийного мира, то сейчас основная масса ролевиков - крепкие ребята, превыше всего ставящие умение владеть мечом. (Мастера, заставшие ранний период ролевых игр, - люди в возрасте под тридцать; обычные, "рядовые" ролевики, члены команд - от пятнадцати до двадцати с небольшим). Трудно сказать, справедливо это суждение или нет, однако обратим внимание на другое. В принципе сама ситуация альтернативного, игрового существования в "параллельном", ненастоящем мире - с вымышленными именами, с играми, в которых нет необратимых последствий - события всемирной истории можно переиграть заново, а смерть бывает только понарошку, - так вот, сама эта ситуация, строго говоря, выглядит со стороны чрезвычайно неврозогенной. Очевидно, что игровой мир должен обладать гораздо большей привлекательностью по сравнению с реальным. Однако этого не происходит. Условность игрового мира вполне отчетливо сознается всеми участниками ролевого движения, и это осознание и порождает специфический иронический оттенок в рассказах об играх. Гораздо серьезнее, чем к фэнтезийной реальности, ролевики относятся к таким вещам, как внутрикомандное братство, умение владеть оружием, знание исторических реалий. При знакомстве с устройством команды не оставляет впечатление, что ты имеешь дело с неплохим военно-спортивным клубом, а сами игры порой до боли напоминают знакомую по старым временам игру "Зарница". Разумеется, теперешние игры разрабатываются тщательнее, да и атрибутика их более привлекательна. Но вот стандартное начало командных уставов ("Пункт первый: командир всегда прав. Пункт второй: Если командир неправ, смотри пункт первый") - острота, заимствованная из обихода то ли туристических групп, то ли пионерских лагерей советских времен.

"Игра, - говорит один из ролевиков-ветеранов, - это актерское мастерство, это, собственно говоря, соблюдение неких сюжетных рамок, непосредственно отыгрыш; надо поверить в то, что ты являешься тем, кого ты отыгрываешь... Надо различать игру и маньячку. Маньячка - это просто когда собрались, скажем, четыре лагеря и начали друг к другу периодически в гости ходить, друг другу по щитам стучать. А собственно игра - все-таки другую цель имеет. Это некое подобие театрального действия, от которого удовольствие получают все участники. Правда, сейчас как бы все больше и больше игры сводятся именно к месиловке [драке. - Е.К.]".

Такой представляется эволюция ролевых игр - от элитарного по своей природе увлеченим фэнтези и попытке сконструировать в повседневной реальности подобие увлекательного толкиновского мира - к спортивным клубам, участники которых время от времени проверяют свои боевые навыки на турнирах... Что это - начало гибели ролевого движения как такового или переход его в какое-то новое качество, - покажет время.

(В статье, помимо материалов автора, использованы материалы, собранные учеником Академической гимназии СПбГУ Андреем Гусевым, которому автор выражает глубокую признательность.)




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Михаил Кордонский, редактор Thu 14-Oct-2010 20:43:12  
     

Подробнее о ролевом движении смотрите на нашем сайте
http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/9
http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/8
http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/26
http://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/4
Бочарова там упомянута. Йовин? Возможно мы его знаем под другим ником.
И это еще не весь список статей. Но несмотря на это мы не претендуем на роль энциклопедии. Нельзя объять необъятное.
Если хотите чуть расширить круг познания - напишите свою статью, с удовольствием опубликуем. Про Йовина.



  Тейла Thu 14-Oct-2010 17:41:30  
   Москва  

Как можно было написать статью о ролевом движении и не упомняуть про зачинателей
- Лора Бочарова, Йовин и иже с ними! или я невнимательно читала? и вообще, по-моему, написали про реконструкции, осуществляемые
мальчиками-задротами. Прошу простить, но так нельзя относиться к делу, которое любит и в котором живет
определенное количество людей!



  Jackflint Sun 19-Jul-2009 13:58:14  
   САлават  

мдя, маги это уже национальность?



  алена Fri 22-May-2009 12:43:08  
   вологда  

по-моему это клёво ,когда человек может почувствовать себя кем-то другим,когда-то уже жившим может быть!



  алена Fri 22-May-2009 12:43:05  
   вологда  

по-моему это клёво ,когда человек может почувствовать себя кем-то другим,когда-то уже жившим может быть!



  алена Fri 22-May-2009 12:42:55  
   вологда  

по-моему это клёво ,когда человек может почувствовать себя кем-то другим,когда-то уже жившим может быть!



  Ромашка! Sat 11-Feb-2006 11:33:55  
   Новосибирск  

НЕ ПРАВДА!!



  комментатор Sun 29-Jan-2006 20:54:36  
     

Каменты жгут беспесды, аффтару зачот!



  Евгений(АнэтО) Sun 22-May-2005 12:56:12  
   Израиль  

Профиль снимают только в том случяе если человек САМ призналса что он ролевик...
А если не призналса значет профиль в норме.



  Антон(Футман) Wed 20-Apr-2005 01:10:33  
   Питер(Угорт)  

Радор не зверь =))
Да и Радша тоже =))
Ездил я на ролевуху в цивильной одежде и жив пока =))
А Угорт - форева =))



  Фесс Sat 12-Mar-2005 18:47:26  
   Угорт  

Че за паражняк!На игруху в маике???????Радар меня б ....Кстати
статья
о ролевиках или о реконструкторах??? И вообще боевка на стали это пипец, дерево или
тексталит я пнимаю....
Кстати мечь нужен кому-нибудь???? Тексталь карда крест железная, баланс правда хреновый да и старенький он....но дешего отдам!
пишите на мыло.



  lesha Tue 01-Mar-2005 13:08:39  
     

Прикол.
Не нравится - напиши лучше. АцТой - легко кричать, чтрудно что-то самому сделать :)
Кстати, мне тут вчера сказали что призывникам в израиле которые увлекаются ролевыми играми снижают воинский профиль. Парадокс, но забавно.



  Евгений(АнэтО) Sat 26-Feb-2005 13:37:36  
   Израиль(Гиватвим)  


Ну что тут ещо сказать? Статья написана чесно говоря отстоино, тут нет и половины того что НУЖНО было написать.
Хотя к сожалению информация о развитии РИ действительно правдивая(то что касаетса развития боевки и упадка отыгрыша). К сожалению такаяже история происходит и в Израиле(поскольку 90% ролевиков являютса имигрантами из СССР;)). Только вот Израиль всегва на 3-4 гова отстает от Российского Ролевого движеня, и поетому нам лежче предугдать что будет дальше....
Да кстате тот кто говорить, что с деревяшкой дратса отстой тот полный голимец!!! В Израиле все русскоговоряще ролевики дерутса на дересв(чоть и хорошо обработаном, и максимально похожим на мечь). Во первых ето наносит меньше ушерба противнику, во вторых дешевле и выглядит ненамниго хуже металического мечя...



  Эрфарот Sun 15-Feb-2004 14:03:54  
   Аахен, ФРГ  

Меня больше всего прикалывает тот факт, что ВСЕ комментарии написаны ролевиками. Отдаленно похоже на старую-старую ситуакию, когда в 1994 году на Майдане Незалежности в Киеве выступал какой-то тупящий нацист, а слушавшая его толпа полностью состояла из евреев. :-)))
Конечно, статья - полная бня, даже и говорить нечего. Насчет запрета ролевух - я не знаю, откуда он это вообще взял. Никогда нас на государственном уровне не запрещали, были попытки препятствовать играм на уровне местных сельсоветов и колхозных правлений, да и те обычно проваливались. По-моему, сейчас та же ситуация. Территория Тьмы - это, если мне ни с кем не изменяет Память, всего-навсего мандуинский мертвятник на ХИ-1 под Красноярском, никакого политического значения не имевший. Разве что когда туда заходил Колобаев, с бодуна призывавший восстать на Империю Зла. :-) Насчет круче омоновцев... Интересно, станет даже самый суперопытный ролевик в здравом уме и твердой памяти выёживаться на таком уровне? Те, кто так говорят, ммм... мягко говоря, преувеличивают. А те, кто, может, и могут - не станут шиздеть.
Да, вот еще - урла, не стремайте журналистов. Мы не все уроды, по себе знаю. :-)))



  Митрилиан Sat 14-Feb-2004 23:16:36  
   Европа  

Для преподавателя статья на редкость убогая. Даже сомнительно, что это писал преподаватель, куда больше похоже на подростка.



  Steklo_Ebzik Mon 22-Dec-2003 23:28:16  
   Литва  

Ну это пипец, на игру не пускают в джинсах и майках, хотя хз как у вас а у нас так нет:) И вообще всё тут спутали:)



  xxx Tue 08-Jul-2003 03:33:56  
     

Вот лохи, нафоткали каких-то толчков в джинсах с деревянными (или еще хрен знает какими) дрынами и пишут, что это типа ролевики. Чудаки вы люди, дать вам ссылку, чтобы вы посмотрели как настоящие ролевики выглядят?



  Graf Sun 08-Jun-2003 04:11:38  
   Moscow  

Мдя, господа..... опять перепутали ролевиков и реконструкторов.... В который раз уже. Ну неужели нельзя сначала изучить то, о чем собираетесь писать? А люди смотрят потом телевизор, читают газеты и не могут отличить малолетнего толкиниста в занавеске от реконструктора в грамотно сделанном костюме. Грустно становится, господа, от этой некомпетентности....



  тот же Fri 06-Jun-2003 17:31:49  
     

А страничка хоть иногда обновляется???



  Тимур Fri 06-Jun-2003 17:29:25  
   Санкт-Петербург  

RE:не очень старый ролевик
Уважаемый, команда Угорт пишется ТАК, а неугарт :(
(Я являюсь одним из членов этой команды и мне неприятно смотреть, когда ее название написано неправильно.)
В остальном полностью согласен с вами.



  не очень старый ролевик Sat 04-Jan-2003 14:54:36  
   питер  

Ничего себе - недавно появившееся движениею первая игра состоялась в 1982 году!!!
Что касается военно-исторических клубов - вы задолбали журналисты! сколько можно объяснять, что это - две совершенно разные вещи, как было сказано в классике - разница как плотник супротив столяра. кстати, военно-исторические клубы реконструируют не только средневековье, но и древнюю русь, и восемнадцатый век и первую-вторую мировую. информацию к статьям надо лучше собирать
Гномий хирд не самая старая команда, а что касается этой легенды, ха ! уважаемые, во-первых, это было в Москве и на официальной региональной игре, господа ролевики играли очень увлеченно, и по-этому милиция не могла пройти мимо. на полигон нагнали ОМОН, тот ппостроился, начал теснить, и тяжелая панцерная пехота Моргиля (если не ошибаюсь) снес ментов, те посмотрели, махнули руками, сказали - пусть дети развлекаются и уехали, а было это, опять таки, если не ошибаюсь, в 1995 что-ли году. что касается команд, ну вы даете! Белых ворон и Моргиль ставить вместе с какими-то там Лазурной звездой и еже с ними не упомянув даже угарт, например, кстати стаи уже не существует. что касается оружия, то я надеюсь вы имели в виду уважающего себя ролевика-файтера, так как есть еще маги, клирики, барды, и что самое главное - девушки! а что касается проклятья игр - да будет вам известно, что от моргиля того же самого разрушения и трамв гораздо больше. кстати, что касается иж наркомании - тоже в корне не правильное предположение, назвали их так, из-за их герба. дальше распространяться не буду - тайна.
в общем, что я могу сказать по поводу статьи - сырая статья с явной недостачей информации, а ту информацию, которая есть брали у тех же ролевиков, которые между прочим, как и многие нормальные люди, ненавидят журналистов, и прикалываются над ними как хотят, есть даже такое неписаное правило - обмани журналиста. узнать, что такое ролевое можно только напрямую.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100