Технология альтруизма
Оглавление раздела
Неформальная педагогика

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Олег Ласуков
Воронеж

Педагогика Макаренко для «чайников»

Долго ходил я по коридорам Педагогического университета и спрашивал якобы будущих, якобы учителей: «Кто такой Макаренко?» Наиболее распространённые ответы: «В первый раз слышу», «Это был педагог, который воспитывал коллективно», «Нас в школе им грузили, я даже записывал, но уже помню», «Писатель… он написал какую-то поэму про педагогов…»

Среди студентов, собирающихся летом в лагеря вожатыми, где-то четверть эту фамилию слышала, но книгу «Педагогическая поэма» не читал никто.

Итак, год 1920-й. Разруха, голод, и орды беспризорных детей, ворующих всё, что плохо лежит. Грабежами и убийства тоже — на каждом шагу, а на устах гимн «Позабыт, позабро-шен…» Большевики сказала «надо», Дзержинский ответил «есть» и ВЧК принялась за дело. Повсеместно начались облавы и бурный рост детских воспитательно-трудовых колоний…

Одну из них наробраз Украины решил организовать под Полтавой. Туда и был брошен «делать нового человека» молодой учитель Антон Макаренко, прочитавший целую гору педагогической литературы. Как он это сделал — непонятно, ибо всякий знает, что читать педагогическую литературу в принципе невозможно, страшно далека она от реальных детей. Нет, вы попробуйте прочитать вот эту цитату из одного «учебника» по педагогике: «Руководя воспитательным коллективом, воспитатель может педагогически целесообразно орга-низовать и направить жизнь детей в общественно-полезное русло, а, следовательно, организовать и на-править процесс воспитания детей, руководить им, т. е. внести в жизнь детского коллектива содержа-ние, соответствующую организацию, формы и методы деятельности…» Господи, как же хочется убить, того, кто это писал… Но я отвлёкся.

Первые воспитанники колонии оказались отнюдь не малолетками. Это были вполне совершен-нолетние грабители и убийцы, занизившие свой возраст, чтобы не идти под расстрел. Они очень невни-мательно прослушали пламенную речь Макаренко о новой жизни, а после вообще перестали обращать внимание на воспитателей — уходили в город, когда хотели, возвращались только ноче-вать, вытирая с ножей чью-то кровь. Таково было, как признавал он в «Педагогической по-эме»: «бесславное начало колонии имени Горького».

В этой книге Макаренко пишет, что впервые заставил обратить на себя внимание воспитанни-ков, дав одному из них по лицу. Почему после этого воспитанники не убили его, а покорно пошли пи-лить дрова — из книги не очень понятно. То ли зауважали физическую силу Антона Семё-новича и его решимость, то ли им просто стало стыдно...

Книга писалась в разгар сталинизма и, понятно дело, очень о многом в ней говорить было нель-зя. Из анализа умолчаний, а также воспоминаний бывших воспитанников можно предположить, что по-началу дело было вовсе не в педагогике. Просто в колонии дежурил наряд чекистов, который в любую минуту мог препроводить зарвавшегося воспитанника обратно в тюрьму. Так что по-настоящему Мака-ренко начал с того, что вызвал этот самый наряд и ласково предложил всем сделать выбор: или тюрьма или «…а кто останется жить в колонии, тот будет соблюдать дисциплину. Как хотите. «Малины» не будет».

Много чего написано о «гуманистическом» воспитании, уважении к личности и о том, что педагог «выгоняя ученика, пасует перед ним». Всё это правильно, но уже потом. В самом начале пути эта интеллигентская трескотня разбивается о суровую действительность. Хотят того гуманисты или не хотят, но все выдающиеся педагоги начинали свой путь к воспитательным вершинам с грубоватого административного принуждения. Воспитуемые, так или иначе, должны были начать со-вершать какие-то нужные педагогу действия, (например, первый раз в жизни помыться), а потом вдруг увидеть, что это хорошо (согласитесь, когда у тебя нигде не чешется, то это хорошо). Но, боже упаси, заставлять это проделывать одного — только всех сразу.

В колонии Макаренко начали трудиться. Не потому, что их убедило доброе слово гуманиста, не под влиянием личного примера воспитателя (когда Макаренко с завхозом Калинычем разгребали снег — колонисты стояли на крыльце и ржали), а потому, что выбор у них был скуден. На-чали работать… и с каждым днём всё с меньшей ленцой…

И что же вскорости обнаружилось? В колонии загудели печи, и стало тепло. Чистенькие комна-ты, аккуратнейше застеленные кровати, белоснежные скатерти и цветы, цветы повсюду — приятно ласкали взоры. Подсобное хозяйство обогатило как стол, так и стул воспитанников, а ещё: «к марту все наши колонисты были так одеты, что им мог бы позавидовать любой ар-тист…» С каждым днём и старожилы и новенькие убеждались, что в колонии по любому жить лучше, чем в кутузке или подворотне. Платой за эту жизнь была строгая дисциплина и упорный труд… Т.е. создав, говоря современным языком, «пространство соблазнов» Антон Семёнович в принципе мог потребовать с воспитанника за право пребывания в этом «пространстве» очень многого. Первичное принуждение ни в коем случае не должно достигаться криком, угрозами и физическим насилием. Только предоставлением выбора: «Ты или с нами или где, хо-чешь».

Решив задачу первичного принуждения, великий педагог, следуя своему таланту, интуиции, а также, конечно, пробам и ошибкам начал создавать Систему самоуправления колонии. Он понял глав-ное: никакой воспитатель даже в тысячной доле не может так влиять на ребёнка, как это делает коллек-тив сверстников. Будь сотрудница детской комнаты милиции хоть самым разнеможным психологом, хоть семи педагогических пядей во лбу, пусть она хоть сутками проводит с трудным подростком душе-спасительные беседы из цикла: «Ну, что же ты, Саша» — дворовая компания легко сведёт её усилия на нет. Только создание коллектива — вот единственно правильный путь педагога, если, конечно, его цель — результат, а не процесс. (После убийства перуан-ского студента, все воронежские ВУЗы отчитались о проведении «Вечеров толерантно-сти». Хорошие студенты попели песни с хорошими неграми. И что? Процесс налицо, а резуль-тат?)

У Макаренко было множество крупных открытий и мелких находок: повсюду зерка-ла — и нет больше чумазых, убрали повсюду плевательницы — и никто не плюётся, но помимо всего этого я бы выделил несколько самых главных посылок.

Во-первых, воспитанники должны трудиться всегда, упорно и видеть зримые результаты своего труда: огороды, клумбы, птичник, клуб, карусель, столовая… и везде ослепительно красиво. Во-вторых, чем меньше у питомцев свободного досуга — тем лучше. При колонии было множество кружков, секций, ансамблей, оркестр и самый настоящий театр. В-третьих, любое дело, должно плани-роваться, осуществляться, а потом тщательно анализироваться. Ничего не имеет смысла, если дело по-том не обсуждено. Собрания и Советы командиров были неотъемлемой частью жизни колонии.

Ещё одно открытие Антона Семёновича привело меня в восхищение — это изобре-тение сводных отрядов. В колонии были постоянные отряды с назначаемыми или избираемыми коман-дирами. Но как только намечалась какая-либо разовая работа: наряд на кухню, заготовка дров, подго-товка праздничной театрализованной постановки… то это никогда не поручалось постоянному отряду. Обязательно формировался отряд сводный, которому назначался командир из «рядовых» колонистов. Каждый воспитанник помногу раз бывал в роли и руководителя и подчинённого. Эта сис-тема подняла уровень дисциплины в колонии имени Горького до прямо-таки фантастического, нереаль-ного уровня, например, 8-летнего дежурного не осмеливался ослушаться 16-летний здоровяк.

Конечно, путь к созданию одного из самых прекрасных детских коллективов был для Макаренко труден, тернист и противоречив. Конечно, его ели. Коллеги и чиновники брызгали слю-ной — вечная история.

Так или иначе, но коллектив был создан и жил по прекрасным человеческим законам. Сила его особенно блестяще проявилась тогда, когда Макаренко был переведён в детскую колонию Куряж, под Харьковом, где находились четыреста вконец разложившихся воспитанников.

Поначалу Антону Семёновичу предлагали взять с собой только десятерых воспитанников «…хорошие мальчики будут полезно влиять на плохих мальчиков. А мне уже было известно, что самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превраща-ются в диких зверёнышей…» Макаренко настаивал на сотне и настоял. В общем, наступил день, когда чистенькая колонна горьковцев под барабаны вошла в загаженный Куряж… и к празднику перво-го снопа уже никто не мог отличить горьковцев от куряжан...

Ну, а дальше была коммуна имени Дзержинского при ГПУ-НКВД, знаменитый завод, выпус-кающий фотоаппараты ФЭД, литературная деятельность, и внезапная кончина в возрасте 51 года.

Его педагогические успехи были поразительны и даже невероятны, он оставил нам бесценней-ший опыт, книги и статьи. Будущие педагоги их не читают, хоть их и «грузят». Они не знают, и знать не хотят имени великого воспитателя Антона Семёновича Макаренко.

Русь и Украина, куда несётесь вы?

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Двести тридцать два плюс восемь равно
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Алексей Лотов Sat 07-Jul-2012 01:57:47  
   Заречный  

Самая сильная методика, которая существует в природе, на мой взгляд, - это методика Макаренко. На мой взгляд, никто никогда ничего сильнее не придумал. То, что делаем мы, - две основные составляющие. Первое - это закрытое помещение, как и во всём мире, реабилитация наркозависимых - это закрытые помещения, именно тяжёлых, настоящих наркозависимых, и второе - отсечь доступ наркотиков. Как только ты соблюдаешь эти два условия, у каждого наркомана, который к тебе попал, появляется шанс. И с каждым днём, который он провёл без наркотиков, этот шанс увеличивается, увеличивается и увеличивается. Чем дольше пауза, тем больше шансов, #8212; Евгений Ройзман о лечении наркоманов в фонде Город без наркотиков.
Вот и все лечение. Результат есть.



  Дмитрий Mon 30-Jan-2012 13:44:07  
   Москва  

Прежде всего на себя обращает совершенная невычитанность и неряшливый вид статьи - от несогласованных падежей до кучи паразитных тире. Такая же сумятица и в содержании. А главная мысль при этом не удивляет новизной. Мол, теория в педагогике ничто, действенна только сила. А поскольку примеры систематического силового воздействия к человеку мы привыкли видеть только в армии, тюрьмах и преступных сообществах, то и Макаренко, не в силах отрицать его достижений, причисляют либо к солдафонам, либо к тюремщикам, либо называют атаманом безпризорников (читай, бандитом). Автор, как написано, Олег Ласуков из Воронежа, представил здесь лишь одну из малограмотных обработок на эти заезженные песни критков А.С.Макаренко и его системы. Мол, все успехи Макаренко не могли хотя бы начаться без наряда чекистов. Но подумайте сами - если бы такой наряд изначально был в колонии, могли бы воспитанники колонии свободно покидать её на ночь и охотиться на Харьковском шляхе или нет? И откуда эти добавочки про ножи в крови? Автор их сам видел или ему про это тоже подсказали доброжелатели с педагогическими дипломами?



  Михаил Кордонский Mon 04-May-2009 16:52:31  
     

Скорблю вместе с Вами по Олегу Всеволодовичу. Знаю его больше 40
лет. Не всегда он ко мне хорошо относился из-за историй,
связанных с Устиновым... Однако, в 2006 году мы с ним все же
виделись и хорошо побеседовали. Его научные труды для меня
классика.
Некоторые его работы опубликованы и у нас на сайте
Я разместил Ваш краткий текст на первой странице сайта http://altruism.ru/
Если Вы сможете еще что-то написать буду рад разместить. Может быть, репортаж с похорон?



  Мединская Елена Mon 04-May-2009 15:37:05  
   Москва  

Люди я не в тему обсуждения , но хочу всем сообщить тяжёлую весть
3 мая умер замечательный педагог
удивительный человек Лишин Олег Всеволодович.
Мир стал беднее на один талант любви и добра.
Отпевание 5 мая в 12 часов:посёлок Нахабино Красногорского района в церкви на кладбище.
8 495 566 50 59 телефон Лишиной Аркадии Константиновны и Тани Сергеевой.



  TGN Mon 04-May-2009 14:20:45  
     

Особенно порадовала формулировка интеллигентская трескотня разбивается о суровую действительность. Сколько лет сталкиваюсь с педагогами, заслуженными педагогами и даже Педагогами - у всех на знамени мы должны уважать детей!. И ведет это знамя к одному из болот: а, ну это неисправимый ребенок! или вот, горжусь!. Второй обычно превращается в первого, как только Педагог скрывается за углом.



  Михаил Кордонский Sat 25-Apr-2009 16:32:08  
     

Ответ смотрите на форуме здесь http://altruism.ru/forum/index.php/topic,294.0.html



  Игорь Е. Sat 25-Apr-2009 15:50:31  
   Павловск  

Тогда зачем тома и тома текстов под общей рубрикой Педагогика? Если те, кто прочтёт, не смогут получить требуемые результаты. Отдельные личности могут получить результаты ощутимые, но всё равно другие.
К чему тогда мы кормим армию педагов-теоретиков? Что такое кандидат педагогических наук? Значит ли это, что дай ему детей - он воспитает их лучше, чем то, кто этого звания не имеет?
Вот в чём вопросы?



  Анатолий_Макаровский Sat 25-Apr-2009 15:20:19  
     

Да, Макаренко один из тех немногих, кто достигал реального педагогического результата. Но, увы, таких в истории педагогики единицы. Остальные просто сортируют детей, навешивая на них ярлыки с оценками.
Педагогика вообще не может считаться наукой, т.к. не обеспечивает главного критерия науки - получения достоверных повторяемых результатов. Официальная педагогика нацелена на обслуживание интересов государства и/или общества и ей изначально безраличны судьбы отдельных детей.
И в этом смысле, отдавая своих детей педагогам, мы должны задуматься - чего мы хотим? Чтобы нашего ребенка сделали успешным? Или чтобы ему отвели место в жизни? Если первое - то педагогическая наука вам не помощник. Ищите педагога-личность, который руководствуется не догмами, а своим личным талантом.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100