Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Образование: символы, мифы, именаОбразование: символы, мифы, имена

Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее - целостный образ: или проследить историю возникновения (расцвета, умирания) того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы, попробовать отыскать корни проблемы; или выслушать того, кто стал неоспоримым авторитетом по данному вопросу.

А порой наоборот - нужно ухватиться за деталь, артефакт, набор парадоксальных суждений, чтобы определить свое собственное отношение.




Дмитрий Анатольевич ГАВРИЛОВ

окончил МХТИ им.Менделеева, один из организаторов и участников Аналитической Группы "Северный Ветер", член "Круга Велеса" под именем Иггельд, в 2001 году посвящен в волхвы в "Кругу Бера"; c 1999 г. - ведущий специалист НО "Фонд Идей XXI века"; ответственный редактор альманаха "Фантастика. XXI век" (Никитинский альманах), имеет работы в области информационной физики, химии и протолингвистики.

Традиционные народные игры и обряды в воспитании детей

 
  

Представляем недавно изданную книгу!

Алексей Булгаков
"Наши неуправляемые подростки"

В предисловии к книге автор пишет:

"... Книга построена на основе бесед консультанта с подростками и родителями, обратившимися за психолого-педагогической консультацией. В начале приводится в виде диалога рассказ о проблемах семейных отношений между родителями и детьми. Затем следует развернутый комментарий по конкретной проблеме и по поводу обсуждаемого вопроса вообще. В книге рассматриваются 10 типичных ситуаций, чаще всего возникающих в семьях... Мы не считаем правильным давать конкретные советы на все случаи жизни. Мы предлагаем читателю вместе с нами проанализировать приведенные ниже ситуации и подумать, что можно сделать...."

Вот некоторые заголовки из книги:

  • "Мама, не падай в обморок, я беременна"
  • "Я хотел спрыгнуть с балкона"
  • "Куда он делся, настоящий мужчина?"
  • "Почему дети воруют деньги и что с этим делать?"
  • "Всегда ли подросток виноват, если у него пропало желание учиться?"
  • "Мама прочитала у меня в дневнике..."
  • "Может ли отчим заменить отца?"
  • "Я буду твоим мужевыгонялкой"

Булгаков А.А.
Наши неуправляемые подростки.
М., 2003.
ISBN 5-901176-01-4

Желающие приобрести эту книгу могут обращаться к автору по адресу:
127349, Москва, а/я 66 Булгакову Алексею Алексеевичу

 

Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведений, специально предназначенных для общекультурного воспитания детей и подростков. Такие заведения появятся гораздо позже, когда навыков социального поведения, полученных естественным путём - через пассивное усвоение стереотипов поведения взрослых членов общества (и некоторые другие каналы, о которых мы скажем позже) станет недостаточно; когда мировоззрение, формируемое у подростка традиционной культурой, станет всё больше разниться от тех условий, с которыми ему предстоит столкнуться в реальной жизни. Вспомните "систему" монастырского и церковно-приходского образования или "систему" заморских учителей-гувернёров, которые призваны были давать отрокам знания и социальные навыки, необходимые в "новой жизни" и которые не могли были быть усвоены ими от родителей.

Традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Но мы остановимся лишь на той части общей индоевропейской Традиции (простирающейся от кельтов и германцев на Западе до народов Индии на Востоке), которая относится к славянам вообще и к русским, белорусам, украинцам, в частности. Кроме того, нас сейчас интересуют не все элементы указанной Традиции. Мы не будем рассматривать различные традиционные способы хранения и передачи профессиональных, ремесленных знаний, воинского искусства, народной медицины и пр.

Нас интересуют лишь вопросы передачи молодёжи общекультурных знаний и базовых социальных навыков посредством народных праздников, обрядов и связанных с ними игр и молодецких забав. Это, во-первых, традиционные способы передачи представлений об общей структуре мироздания, его происхождении, представлений о месте человека в этом мире; во-вторых, передача молодёжи базового набора морально-культурных ценностей. Причём рассматривать эти вопросы мы будем под углом возможности и целесообразности практического применения традиционных методов в деле воспитания молодёжи сегодня.

Мы сознательно оставим в стороне конкретные игры, обряды и комплексы праздничных мероприятий. Этому посвящено немало работ. Мы попытаемся рассмотреть лишь те характерные элементы этих действий, которые непосредственно отвечают на поставленные вопросы.

Начнём с того, что Традиция не знает светских праздников в чистом виде. Все древние праздники, обряды и действа - будь то хоровод, хождение по углям или просто молодецкие забавы, где парни меряются силой и ловкостью, - всегда носят двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый элемент такого действа несёт в себе и некое (порой весьма глубокое) сакральное начало. Вопрос лишь в преобладании того или иного в каждом конкретном действе. Как правило, молодые люди - наиболее активные участники обрядов и игрищ - более восприимчивы к их мирской составляющей, а люди старшего поколения - основные хранители Знания в традиционном обществе - более склонны акцентировать сакральное, идеологическое начало любого действа. Из необходимости передать подрастающему поколению своё видение мира и сформировались те традиционные приёмы, о которых пойдёт речь ниже.

Сакральная суть действа, так или иначе, доносится организатором до сознания или подсознания участника. Иногда это делается "открытым текстом", когда символика происходящего непосредственно оглашается. Например, добрым молодцам предлагается испытать себя в поединке на Калиновом мосту, что над рекой Смородиной (отделяющей, как известно, наш мир от потустороннего) - задача столкнуть партнёра с приподнятого на полметра над землёй широкого бревна. Иногда символика игры доводится до сознания участника исподволь - штурмующим снежную крепость специально не объявляют, что именно сие действо символизирует, но сам "сценарий" игры "вступает в резонанс" с ощущением естественной смены времён года и подсознательным желанием этот процесс ускорить какими-либо активными действиями - например, соучастием в магическом обряде. Так закрепляется роль человека в процессе вселенского коловращения как активного проводника Законов Сварога.

...Через игровую и обрядовую практику молодые люди постигали и весьма сложные философские понятия и категории. Так, направление кругового движения в любых игровых или обрядовых элементах - будь то хоровод, бег вокруг костра или направление хода в "считалках" - не случайно. Любое движение "посолонь" (т. е. по ходу Солнца) отождествляется с движением Солнца, это всегда символ Мирового Коло - непрерывно повторяющего своё движение круга Мироздания, круга вечного Возрождения, символ Жизни. Обратное движение "противосолонь" - это уже рудяное Солнце Мёртвых, освещающее пути Нави - символ Смерти. До сих пор все детские "считалки", непрерывно передаваемые от поколения к поколению, сохраняют своё исконное направление - "посолонь". Так народные игры и обряды до сих пор хранят и передают столь сложные абстрактные понятия-символы.

...Другим не менее важным и мощным "инструментом" воспитания и подготовки к взрослой жизни в традиционном обществе служат различные возрастные инициации. Разброс инициатических "сценариев" довольно широк - от вполне безобидных игр и простых обрядов до весьма сложных и длительных многоплановых испытаний, связанных подчас с реальной опасностью для жизни. Но именно через инициации прививались многие базовые морально-культурные ценности, которые предстояло усвоить молодому человеку к моменту вступления в полноправные члены традиционного общества - Удача, Слава, Доля, Судьба, Добро, Зло, Сила и многие другие.

Следует сказать, что эти понятия в традиционном обществе понимались несколько иначе, вместе образуя весьма отличную от сегодняшней картину мира. Например, Удача понималась не как современное "везение" или благоприятное стечение обстоятельств, но как одна из основных интегральных характеристик самого человека. Удача - это некое качество "Сила", определяющая жизнь человека, его успех и неуспех, его счастье и несчастье. Удачи, а не материального благополучия просили у богов. Удачи желали друг другу при расставании. Однако отличия традиционной картины мира от сегодняшней не помешают нам рассмотреть те механизмы, при помощи которых эта картина вновь и вновь воспроизводилась в сознании людей из поколения в поколение. Причём рассмотреть не абстрактно - в историко-культурном плане, но на предмет практического их использования в деле воспитания подрастающего поколения.

Общей структурой инициаций являются следующие моменты. Инициация не является неким самодостаточным актом, но мыслится как качественный переход испытуемого из одного состояния в другое, как "смерть" для старой жизни и "рождение" для новой - уже в новом качестве. Характерно, что инициируемый не уверен (и не должен быть уверен!) в благополучном исходе инициации. В инициатическом действе почти всегда можно выделить несколько характерных стадий:

1. Подготовка (создание соответствующей психологической обстановки - незнакомое место, нагнетание состояния страха, неуверенности, подавленности; переход в субтрансовое состояние).

2. Испытание (собственно "процедура" испытания).

3. Торжество (психологическая разгрузка; констатация и оглашение факта перехода в новое качественное состояние - индивидуальная беседа со старшим в роде, вручение атрибутов, присвоение нового имени; социальная фиксация нового статуса - например, участие в пире наравне со взрослыми).

Следует отметить, что по "сценарию" испытание, как правило, происходит в загробном мире - вышеназванные три этапа разделены, соответственно, ритуальной "смертью" (например, переход через реку Мёртвых - Смородину) и ритуальным "воскрешением" (например, возвращением из-за реки).

Специально созданные физические и психологические обстоятельства заставляют молодого человека делать выбор между несколькими возможными вариантами. В качестве альтернативных вариантов поведения в зависимости от сути конкретной инициатической практики (определяемой не только возрастом и полом испытуемого, но его психофизиологическим статусом и моральной зрелостью) часто выступают действия, имеющие различную морально-нравственную характеристику. Иногда для успешного прохождения инициатических испытаний участнику надлежит совершить определённый ключевой поступок, о котором он не мог догадаться заранее и который, на первый взгляд, не является частью "сценария". Однако именно этот поступок будет критерием прохождения инициации. Особенностью большинства инициаций является то, что правильный выбор испытуемый должен сделать сам, явив пример активного поведения в сложной жизненной ситуации.

Примером комплексного испытания отрока на предмет зрелости его мировоззрения может служить такой "сценарий". В незнакомой (или малознакомой) лесистой местности испытуемому (после нескольких подготовительных "процедур", о которых он не догадывается) дается задание - например, ночью без фонаря пройти по лесной тропе (которую он видел в дневное время) и передать устное сообщение некому старцу, который будет его ждать в урочный час на условленном месте. Отрок, с трепетом и отвагой пробираясь по незнакомому ночному лесу, встречается с целой "подборкой" критических ситуаций (разумеется, контролируемых старшими), требующих от него проявления различных качеств - смелости, смекалки, решительности, рассудительности, великодушия и пр. При этом он слышит крики неведомых зверей, ощущает чьё-то таинственное присутствие и так далее. Однако решающим звеном испытания могут стать его ответы на вопросы незнакомого человека с посохом, к тусклому костру которого он "случайно" выходит на полпути к заветной цели - избушке "деда".

Если на вопрос незнакомца: "Кто ты?" он ответит: "Петька из села Нижние Верхушки", то пойдёт дальше своей нелёгкой дорогой... Но, если скажет что-нибудь вроде: "Я странник, вчера я был сыном Стыда и Страха, а теперь стал братом Лесу и Озеру", причём скажет это не наиграно, а в соответствии со своей внутренней сущностью, то получит от незнакомца заветный Камешек, который будет хранить, как память о пережитом. Испытуемый не знает, что именно этот Ключ-камень и даст знать "деду" в конечном пункте путешествия, что отрок прошёл главное испытание...

Ключ-камень позволяет не только "чудесным образом" (т.е. без ведома самого юноши) передать в конечный пункт (или на очередной этап) информацию о результатах испытания, но также скрыть место и суть этого испытания. Молодой человек остается в неведении - кто и когда (на каком этапе) принял ключевое для него решение, и чем оно было обусловлено. Это особенно важно, если учесть, что ему или некоторым его товарищам, в случае неудачи, рано или поздно предстоит пройти "переэкзаменовку". Продуманная система Ключ-камней позволяет решать и более тонкие индивидуальные психологические задачи - от того, какой камешек получил испытуемый, могут зависеть и суть, и форма дальнейших "сценарных" действий, и характер индивидуальных бесед. Впрочем, вручение испытуемому Ключ-камня - это лишь один из многих приёмов, накопленных Традицией.

Весьма важно отметить, что сознание молодых людей, проходящих через "тернии" инициации, не уходит целиком в сторону мистики или магии, но также не остаётся полностью в бытовом, прагматическом русле. Молодой человек понимает и ощущает происходящее одновременно в двух планах - и как последовательность вполне обычных, обыденных действий, и как некую сакрализованную, целостную по своей сути, картину. Он вполне отдаёт себе отчёт в том, что встреченный им у ночного костра "незнакомец" - есть не кто иной, как уже виденный им днём знакомый его старшего товарища-наставника, но... Но здесь, у ночного костра, он в то же самое время самый настоящий "незнакомец". Что испытуемый о нём знает? Где их Пути ещё раз пересекутся? Да и пересекутся ли вообще? Разве можно использовать для фальши и лжи такую странную встречу, подаренную тебе Судьбой? Тем более, если ты сам "странник", только что с реальной опасностью для жизни преодолевший тяжёлые преграды.

Некоторая внешняя театральность действа, его "сценарная" заданность начинает восприниматься как визуализация более тонких взаимосвязей обычных вещей. Исходный "сценарий" начинает восприниматься всего лишь как "пусковой механизм", как некая информационная матрица, необходимая для проявления иного (более "тонкого") плана бытия, для активизации мира древних архетипов, тщательно сохраняемых и оберегаемых нашим подсознанием. Молодые люди начинают совершать поступки, достойные героев эпоса, начинают смотреть на мир другими глазами, начинают мыслить иными категориями. Молодой человек начинает чувствовать в себе новые, незнакомые ему ранее мотивы для своих поступков. Он вдруг начинает осознавать, что его собственные, уже не предначертанные "сценарием" мотивировки поступков, совпадают с внутренней логикой этого "сценария".

И если на этапе подготовки к инициации, а иногда и в её начале в сознании юноши ещё присутствует некоторый элемент иронии по отношению к происходящему, то к моменту основного испытания всякая ирония сменяется захватывающим ощущением сопричастности какому-то грандиозному мистическому действу. У инициируемого возникает иллюзия нахождения в каком-то параллельном или виртуальном мире. Но особенность и отличие этого виртуального мира от миров техногенных, компьютерных заключается в том, что он "соткан" из совершенно реальных, знакомых с детства предметов-образов. Этот "виртуально-реальный" мир древних архетипов не является - в отличие от "виртуально-компьютерного" - альтернативой реальному миру, но является его непосредственным продолжением, углублением и развитием. Этот мир по своей полноте становится более реальным, чем "настоящий", обыденный, ибо даёт молодому человеку новое углубленное осмысление бытия...

В практическом плане весьма хорошие результаты даёт совмещение современной инициатической практики, с одной стороны, с элементами военно-патриотического воспитания молодёжи (с сезонными выездами в военно-спортивные или спортивно-оздоровительные палаточные лагеря), а с другой - с изучением и практическим освоением народных ремёсел, фольклорных традиций, краеведением (с организацией слётов, фольклорных фестивалей, проведением народных праздников и обрядов). В качестве "красной нити", на которой выстраивается вся формальная и организационная сторона дела, может весьма успешно выступать, например, тема экологии или защиты окружающей среды, понимаемая в более широком смысле - как "экология культуры". При постановке дела на серьёзную научную и методическую основу, а также при поддержке заинтересованных общественных и государственных институтов, реально выйти на создание всероссийской сети молодежных клубов, сопоставимой по охвату молодёжи с РОСТО, но гораздо более эффективной. Традиция за века своего существования сумела выработать немало различных способов и приёмов передачи мировоззренческих знаний и социокультурных навыков от старших членов общества к младшим. Мы рассмотрели лишь некоторые из них. Но даже на этих примерах видно, что потенциал Традиции в вопросах воспитания подрастающего поколения огромен и будет очень неверно обходить его стороной. Современная практика применения традиционных методик при работе с молодёжью убедительно доказывает возможность и целесообразность их реконструкции и адаптации к современным условиям. Нужно научиться чётко видеть, выявлять и изучать традиционные механизмы и направлять их, если можно так выразиться, "в мирное русло" - на позитивное общекультурное воспитание молодёжи, на формирование у молодого человека, вступающего во взрослую жизнь, положительных социокультурных ориентиров, основанных на традиционном мировоззрении, а не на искусственных, полностью оторванных от национально-культурной почвы образцах западной массовой поп-культуры, которая не несёт ничего, кроме падения нравов и крушения веками существовавшей системы ценностей. Возврат общества на путь Традиции, на наш взгляд, есть реальный выход из создавшегося положения.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Юлия Sat 30-Apr-2005 14:16:55  
   Екатеринбург  

Интересная статья.Где воплощаются идеи?



  Антонина Wed 23-Mar-2005 17:12:16  
   Краснорск  

Здорово, расскажу студентам, пусть пробуют.



  Лариса Mon 16-Feb-2004 20:45:58  
   Москва  

Все правильно, возразить нечего. Интересно узнать о практическом воплощении этих идей (кто,где, как, с кем, какой результат)



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100