Оглавление раздела
No 3 2003 год

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Подростки и сети

Михаил Борисович Кордонский

Одесса,
педагог, журналист, исследователь закономерностей развития неформальных сообществ

Великий Кристалл. Россия, конец XX века

В Великую Отечественную Войну Советского Народа против немецко-фашистских захватчиков (всё без кавычек) люди прятали еврейских детей. Что, так любят евреев? (Кавычки по усмотрению читателя.) Упаси Бог, я не обвиняю народы СССР в антисемитизме. Но и в особой любви тоже замечены не были... Однако, прятали! Потому что от фашистов? Или потому что детей?

А воров в народе любят? Нет, не тех, что с завода-колхоза тащат домой, а кто из дома? Вы сможете приютить ребенка-вора? Поселить его там, где деньги лежат на холодильнике, а обручальные кольца - на телевизоре? Ведь ваш собственный ребенок украсть не может. Теоретически. Он, в крайнем случае, может взять без спроса. Украсть может только чужой: гостящий, приемный, приблудный, пасынок. И если уж кто про кровного сына скажет таким словом, значит, пора призадуматься: а существует ли еще его Семья? Ваш родной не может также навести на собственный дом выросших и уже профессиональных воров. Он, в крайнем случае, случайно проболтается, кому не следует, под каким ковриком лежит ключ. А чужой может и не случайно...

И все-таки в России есть семьи, дающие приют беспризорным детям.

"Ему 11 лет, а моему младшему 12. Мой познакомился с ним в магазине дисков, они любят одну музыку. Он живет в подвале около котельной. Мой попросил для него еды и старой одежды. Он стал приходить к нам обедать. Остался ночевать. Потом жить. Деньги пропали из кошелька. Я поговорила с ним: как же так, мы к тебе всей душой, попросил бы, если надо. Он отмалчивается. Когда еще раз деньги пропали, муж сказал: или он или... Вот вижу его иногда на улице, покупаю что-нибудь поесть..."

"Мы познакомились с ними на реставрации церкви. Они, зачуханные совсем, из интерната в той же деревне, приходили - интересовались фресками. Одному 9 было, другому 10. Интернат их давно закрыли. Живут они где и как, мы не всегда знаем. Может, в общежитиях каких. Приходят к нам поесть, иногда гостят неделями, месяцами."

"Он сначала дружил с нашей дочкой, потом у нее появился другой, а он все приходит, иногда ночует, книги читает. Все, что попросишь по хозяйству - сделает в точности. Мать у него алкоголичка, квартира продана. Пришли рэкетиры: брат его что-то украл, давай 500 долларов. У меня зарплата 60, у жены - 70. И своих трое. Отвез я его в халабуду на дачный участок, с ящиком консервов и сухарей. Два или три месяца он там жил. Потом с братом как-то заглохло, он вылез. Мать вышла из тюрьмы, и свидетельство о рождении нашлось. Живут они у соседей по своей бывшей квартире. А к нам теперь девочка приблудилась со двора, тоже мать то ли в наркоте, то ли в пьяни. Вот, живет: где на пятерых по куску есть и на шестого найдется..."

В 60% случаев это кончается кражей, и средний срок пребывания такого ребенка в доме составляет 1 месяц. В остальных история удлиняется, и в исключительных растягивается на десятилетия. 80% опекаемых - мальчики. 70% опекающих - полные семьи, 20% - неполные (у большинства - больше одного своего ребенка). Есть и одинокие люди - холостяки, пенсионеры. Определенный процент составляют коммуны, тусовки, системы, экспедиции и прочие неформальные команды.

Откуда статистика?

Некоторые из этих людей, семей, со своей горечью разочарования, или со своим упорством безнадежного благородства, и со своей душевной болью за сотни тысяч, как после большой войны, сирот, нашли друг друга, встретились, или списались, или созвонились, и составилась тончайшая, как паутинка, и редкая, как суп пенсионера, сеточка связей. Чуть-чуть гуще она на Урале, а ошметки торчат в зарубежной ныне Украине... Намечаются среди них свои функционеры, в том числе самодеятельные считатели процентов. О достоверности этой "социологии" говорить трудно. Но, несомненно одно: на наших глазах пытается родиться новое общественное движение. Благородное, общественно-полезное, пытающееся помочь стране излечиться от одной из страшных ее болезней, и... тайное.

Эти люди рискуют. Многим.

Прослыть ненормальными чудаками среди власть имеющих апологетов дикого капитализма. Считающих, что на континенте Мерканской Мечты, с которого нам всем, конечно, следует сдирать пример, никто никого даром не приючает и не кормит.

Вранье это все! В Америку плавали, аборигенов оттуда привозили. Американцы нам говорят: "Вы не ту Америку у себя строите. Это в Колумбии никто ничего не делает даром: чтобы показали пальцем дорогу, надо заплатить доллар. Там-то дети и живут на мусорных свалках и питаются опиумом. А в Соединенных Штатах половина взрослого населения (и 80% белого) добровольно и бесплатно работает по 4 часа в неделю на благотворительных работах. А в Канаде вообще нет детских домов. Сироты и беспризорные - есть, они все живут в семьях".

Но то за океаном. А здесь почти все "расширенные семьи" категорически отказываются от публикации своих имен в печати.

Рискуют они еще и имуществом, которое крадется, и болезнями, могущими перескочить в дом, и тем, что за таким ребенком может тянуться "хвост" от одной из многочисленных ветвей власти: оперативно-следственной, судебной, бандитско-рэкетирской, санитарной...

В мировой фантастической литературе распространен сюжет о мгновенном переходе в другую Вселенную через грань некоего мистического Кристалла. У русского писателя Владислава Крапивина свойством такого перехода обладают только дети. И другие Вселенные у него до боли похожи на Россию. Они похожи на Россию гораздо более, чем грязный космос вокзалов и ночлежных подвалов на мир нормальной русской семьи. Грань Великого Кристалла - это порог любого дома, где верят, боятся, просят. И таких граней, таких домов в России столько, что хватило бы всем беспризорным трех континентов. Если бы россияне перестали стесняться собственного благородства. (Эх, "Если бы парни всей Земли..."). А пока светлое "если бы" не настало, кто-то из почитателей Крапивина пытается наречь новое общественное движение "Великим Кристаллом"...

 

Послесловие XXI века

С 1995-го по 1998-й год я работал с этой идеей. Сделано было немного, но что-то. Мы с коллегами создали в Одессе клуб "Чужой ребенок", оповестили о нем прессу. Членами клуба стали несколько десятков семей, в которых жили чужие дети, мы добывали для них гуманитарную помощь, пытались помочь в конкретных просьбах. Очень часто для этих людей было важно просто встретиться, поговорить друг с другом, узнать, что они не одни такие на свете. Были и несколько случаев "перехода через грань" с использованием секретных адресов электронной почты, паролей, зашифрованных писем и т.п. Известен как минимум один "сходивший" ребенок, теперь уже взрослый состоявшийся человек, который вылез из беспризорности, социализовался, живет своей жизнью. Помог ли ему Кристалл? Трудно сказать. Мы и наши друзья "по ту сторону грани" ему помогли, это точно. В 1998 году Украина устрожила пограничный режим, возить чужих детей стало очень сложно и наш "Чужой ребенок" захирел. Насколько мне известно, постепенно заглохли и другие группы, которые как-то ассоциировали себя с "брэндом" Кристалл.

Но в процессе работы я многое узнал о проблеме "чужих детей", а за прошедшие годы мои взгляды пополнились и эволюционировали.

Факты, описанные в статье 1997 года, вовсе не являются уникальными. Временное или даже постоянное проживание детей в семьях родственников ближних и дальних, друзей родителей, соседей и даже формально "совсем чужих" - массовое социальное явление. У каждого народа, каждой культуры, этноообразующей религии существуют свои особенности, но ничего феноменально русского (украинского, белорусского, советского) в нем нет. По совершенно другому, не этнокультурному признаку, я бы выделил два типа стран, в которых формы этого явления различны. Этот признак - индекс беззакония.

В странах с сильной властью и высоким уровнем законности подавляющее большинство случаев приючения легитимно, то есть оформлено юридическими процедурами. Таковы все процветающие страны, потому что в мире, наверное, и не может существовать процветающей страны с высоким индексом беззакония. В законопослушных странах неевропейских культур могут меньше внимания уделять бумагам, там легитимный вес может иметь устное, сказанное при свидетелях слово авторитетного человека. В Израиле это может быть слово раввина, но бумаги все равно надо оформлять, и их оформят... потом, когда-нибудь.

В странах со слабым государством, высоким индексом беззакония, коррупцией, и неизбежной при этом бедности происходит все то же самое, только без оформления, что на юридическом языке и называется: нелегально, незаконно. Собственно, высокий индекс беззакония и означает, что большая часть событий в стране происходит вне правового поля. "Приючение" детей в слаборазвитой стране, может быть, происходит даже в больших масштабах, чем в развитой, потому что больше масштабы самого сиротства. А народные традиции, несмотря на этнокультурную разность их реализации, продолжают действовать. Приютить ребенка родственника - ближнего, дальнего, да и чужого сироту - добродетельный и необходимый поступок почти для всех народов и религий мира.

История с Кристаллом (точнее - с серией публикаций в разных СМИ о нем), по сути - попытка создать в беззаконной России легитимное общественное движение, сеть общественных организаций. Если это был случайный всплеск, флуктуация общественной активности, то его можно назвать обреченным. Если это была осмысленная попытка какой-то группы людей, то попытку можно назвать провалившейся. Нашли бы себе хорошего спонсора, создали бы свою НКО и благополучно работали бы сейчас в ее региональных отделениях. Что и делают сейчас их более удачливые коллеги. Живут в созданной красивыми бумажками с печатью парламента законодательной утопии и как будто не замечают того, что западные методы социальной работы в отрыве от западной же законности неэффективны - фиктивны. Эта возня похожа на кормление лошади через карбюратор.

Что касается вызвавшей много дискуссий "Кристалльной конспирации", то это вообще не существенный момент. Неудачная попытка конституировать то, что на Западе называется "тайной усыновления". Наши семьи из "Чужого ребенка" не хотели, чтобы их имена фигурировали в бухгалтерской ведомости на "гуманитарку". Без всяких кристальных штучек, заменив в документах слово "конспирация" на слово "конфиденциальность", нам всегда удавалось договориться с чиновниками.

Так что, в полном соответствии с произведениями живого классика, можно сказать, что вся Вселенная - это Кристалл. А можно и не говорить...



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Переведите с олбанского на русский слово аффтар
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Polly Mon 18-Oct-2004 20:14:09  
   г. Троицк, Челябинская обл.  

Здравствуйте, люди!
С детства увлекаюсь творчеством
Владислава Петровича Крапивина, перечитала у него практически всё.
Почему вы считаете, что Крапивинский Кристалл так уж добр и приветлив?
Ведь все его грани населяют совершенно различные персонажи - и добрые, и злые. Может быть, было бы более правильным назвать деятельность по спасению беспризорных детей коммандорством? Ведь именно такое понятие и встречается в его произведениях из серии Великого Кристалла?
А вообще - это название. Крапивин создал великий клуб, какие ещё могут быть реальные шаги для помощи и воспитания детей? Наверное, это просто НАШЕ Желание - быть матерями, отцами НАШИМ детям. Не только тем, кто по крови, но и всем, кому по воле судьбы в этом отказано. Они нуждаются в этом, давайте же подярим им частичку заботы, любви и счастья.
П.С. Если кто знает, подскажите, пожалуйста, как можно найти Свердловский клуб В.П.Крапивина Каравелла!!! С детства мечтаю там побывать!
Пожалуйста!!!



  Михаил Кордонский Sun 05-Oct-2003 21:26:51  
   Одесса  

Я согласен с Антоном в том, что некоторых областях жизни, в частности - при заключении коммерческих контрактов, в брокерской и прочей биржевой деятельности, значение устного заявления в западной культуре имеет силу, близкую к письменной юридической. И эта тенденция распространяется и на другие области жизни.
У меня в тексте сказано не категорично МОГУТ меньше внимания уделять бумагам, вес МОЖЕТ иметь устное... Я продолжаю считать, что в общем культурологическая ситуация такова: юриспруденцию от Рима унаследовал в гораздо большей степени Запад, чем восточные культуры.
Однако, я считаю, что конкретная узкая область жизни, о которой идет речь в статье, и на Западе менее других использует легитимизацию устных договоренностей. Здесь реже встречаются соглашения, и чаще - противоречия реже - обязательства, и чаще - протесты. Эта область жизни уж слишком подвержена эмоциям и, соотвественно, словам, сказанным сгоряча. Семьи из которых ушел или изъят ребенок нередко считают, что имеют на него права и он должен вернуться (а он не хочет). Учитывая распространенную на Западе парадигму психологического насилия факт пребывания ребенка в чужой семье очень легко трактовать как киндэппинг - похищение ребенка. Семья приютившая ребенка должна доказать обществу свои благополучие и благонамеренность ДО ТОГО, как приючение состоялось. Большинство американцев считает само собой разумеющимся, что решение о совместимости ребенка с семьей должны принимать профессионалы, прежде всего - психологи. Развитая сеть общественных и государственных организаций, занимающихся этими вопросами осуществляет всю легитимизацию быстро и профессионально, в ценах доступных для среднего класса (а беднякам детей на воспитание и не дают). Сумма всех этих и многих других факторов делает приючение основанное на устных договоренностях.... редким явлением. Я про такие случаи ТАМ не слышал, а они, узнав, что такое у нас бывает, возмущаются.
Информацию об этом я получаю от регулярного общения с работниками этой сферы из США и Канады: они уже более 10 лет приезжают к нам читать лекции, проводить семинары. В Одессе работает специальное учебное заведение Колледж социальной работы который финансируют и, соответственно, наставляют канадцы, одна из наставников - профессор социальной работы университета в штате Саскачеван - Флоренс Дриджер, узкий специалист именно по вопросам foster family. Американцы тоже приезжают, есть переводные книги. В общем, хотя я лично и не был на обратной стороне Луны, но считаю, что там есть кратеры ;-)



  Антон Москаль Sat 04-Oct-2003 23:56:23  
   SPb  

В законопослушных странах неевропейских культур могут меньше внимания уделять бумагам, там легитимный вес может иметь устное, сказанное при свидетелях слово авторитетного человека.
Это заблуждение. Насколько я знаю, в законопослушнейших и демократичнейших США устное обязательство имеет ровно ту же самую юридическую силу, что и письменное.
Другое дело, что в спорной ситуации письменное обязательноство (и особенно - его детали) проще подтвердить в суде (мешает презумпция невиновности и прочая). Но это деталь техническая.



  Михаил Кордонский Mon 29-Sep-2003 22:26:16  
   Одесса   

Гуманитарка получалась.
Проблема как отличить преступника от порядочного человека - вечная проблема человечества и она как-то то жизни решается. В правовых государствах - лучше, у нас - хуже. Но все равно свинству человечества не съесть.
А в общем с пафосом автора предыдущего сообщения я согласен.



  Август Девяносто первого Fri 05-Sep-2003 22:41:58  
   Оттуда же.  

Кордонский пишет:Наши семьи из Чужого ребенка не хотели, чтобы их имена фигурировали в бухгалтерской ведомости на гуманитарку.
Имена не фигурировали -но гуманитарка получалась?
Вопрос риторический или...
Кордонский пишет: Без всяких кристальных штучек, заменив в документах слово конспирация на слово конфиденциальность, нам всегда удавалось договориться с чиновниками.
Пока мы в состоянии производить манипулятивные подмены, опираясь на возможность договариваться с чиновниками, пока чиновники договорныые - законности не будет, и дети будут уходить за грань безымяными.
Кордонский! Разве ужесточение пограничного режима отменяет конспиративные вывозы безынд - чужих детей к чужим детовладельцам?
Как отличить кристальных альтруистов от кристальных детоторговцев? Одни открывают дорогу другим, и социальные педагоги поступают в услужение к тем, с кем удаётся договориться.
В стране рабов, кующих рабство, среди блядей, поющих блядство (Губерман)еврейские дети уже не безопасны - их не укроют собственной семьёй, их погонят за грань в полноте соблюдения конфиденциальности... Только ЧЬЕЙ конфиденциальности - ребёнкиной?
Прости, не люблю словоблудия.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100