https://altruism.ru/sengine.cgi/13/41/22/1
Лестница странниковКонцепцияКаждые три года в мышлении человека образуются некие доминанты, которые становятся в центр его восприятия действительности. Мышление по ряду своих характеристик напрямую зависит от этих доминант. Осваивая новый стиль мышления, человек переходит к следующей ступени, которая закономерно вытекает из предыдущей. Новая ступень задаёт новые рамки картины мира, формирует мышление — и так далее, до некоего рубежа. При нормальном развитии сдвиг «по Лестнице» осуществляется каждые три года, в период от рождения до 24 лет. Некоторые из педагогов, правда, оспаривают этот тезис, утверждая: к следующей ступени человек переходит, только освоив предыдущую ступень, и это напрямую не зависит от возраста. Пояснение, или Почему данная тема важна для рассмотренияДля нас чрезвычайно важно, что независимо от авторов «Лестницы Странников» неформальная практика установила типичное время жизни клуба (или цикл его развития до кризиса) примерно такое же — 3,5 года. (Из них несколько месяцев уходит на процесс «бунта стариков», конфликты и разборки, так что реальные цифры практически совпадают.) В любом коннективе эволюционным путём устанавливается определённая сетка ролей: лидер, энтузиасты, ведомые, старейшины и т.д. Каждый занимает нишу, соответствующую уровню его развития как вообще, так и с точки зрения освоения деятельности. Стабильность этих ролей детерминирует стабильность группы. Если предположить, что каждые три года формируются новые структуры в мышлении молодого человека, и он склонен по-другому смотреть на вещи и перестраивать характер взаимоотношений с окружением, если каждые три года происходит следующий шаг в развитии, и люди поднимаются по ступеньке «Лестницы», — то, естественно, они выбирают другие роли в группе, а старые часто оказываются неприемлемыми. Конечно, есть какие-то факторы, задающие консервативность в поведении, например, берновские сценарии1. Но всё равно, изменение ситуации становится столь значительным, что старые связи разрушаются, происходит кризис, эффективность работы группы падает. Возникает вероятность появления новых лидеров. Пользуясь гипотезой «Лестницы Странников», лидер неформальной группы или педагог получает новый инструмент для прогнозирования, повышения эффективности группы и взращивания новых молодёжных групп. «Лестница Странников» помогает нам разобраться в нюансах молодёжных субкультур. Подростковые клубы и студенческие — не одно и то же. Да и подростковые, до 13-14 лет, с 14 до 17 — не одно и то же с точки зрения особенностей поведения. Мы рассматриваем то, что важно учитывать при создании новых клубов, как в рамках существующего движения, так и при синтезе принципиального нового. Наконец, это помогает работать и со взрослыми людьми, например, с менеджерами движения, с педагогическим коллективом, использующим неформальную педагогику. Необходимо на разных этапах освоения деятельности задавать и учитывать разную культуру, обладающую определёнными свойствами. 1. Берн (Bern) Эрик (1910-1970) - американский психиатр и психоаналитик, создатель трансактного анализа. «Берновские сценарии» изложены в книгах «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры» и других.
|