Возникновение новых неформальных групп или
как размножаются неформалы
Транслирование
Группа может возникнуть как будто бы стихийно, «на пустом месте». Но фактически «пустым» является только ресурсное поле, которое группа создаёт сама себе, а онтологическое, идеологическое, коммуникационное и прочие поля уже существуют. Новички подхватывают «эту заразу» через транслятор, например, побывав на рок-концерте или фестивале, и им указан прямой путь к воссоединению с большим сообществом.
Креатив
Иногда возникают группы с крайне оригинальным содержанием деятельности и/или идеологией, «влиться» им некуда, и чаще всего они так и живут. Несть им числа, и они затухают. В уникальных случаях они оказываются создателями нового неформального движения и проходят все стадии развития вплоть до конвиксии.
В этом случае мы говорим уже не просто о креативе, а о переходе к синтезу нового движения из нескольких, а потом и новой общественной страты. Собравшаяся в 1984 году компашка друзей американца Тома Дженнингса разросласьи стала нигде не зарегистрированной, но действующей на всех континентах организацией — неформальной сетью телекоммуникаций по обычным телефонным линиям. FIDO-net насчитывала в лучшие времена 35.000 действительных членов — узлов (в нашей терминологии — ядро, точнее, множество региональных ядер), они принимали участие в работе своей организации ежедневно (!), точнее — еженощно, и порядка миллиона участников — пойнтов и юзеров BBS. Вместе с другими неформалами и формальными структурами FIDO-net внесла заметный вклад в синтез нынешней конвиксии интернетовцев.
Плановое деление
Группа или сообщество многих действующих групп может учредить новую группу, поделившись с ней имеющимися ресурсами. В одном крайнем случае это является откликом на инициативу снизу фактически уже возникшей группы, которой тесно в рамках старой структуры, что более свойственно системам, где и руководство неформально. В противоположном крайнем случае изначально имеется огромный потенциал ресурсов и производится активный поиск энтузиастов, которые их освоят — так организации создаются сверху. Фактически в жизни чаще всего происходит смешение этих методов.
Раскол
С точки зрения авторов, раскол похож на плановое деление, в биологической аналогии — почкование, но изнутри группы — скорее, на роды. Это болезненный период межличностных конфликтов, когда нередко ссорятся старые друзья, развенчиваются авторитеты. Эффективность деятельности группы на некоторое время (обычно — несколько месяцев) падает до нуля, а иногда и ниже — становится разрушительной. Не отменённые атеизмом библейские законы «трудиться в поте лица своего и рожать в муках» являют здесь одну из своих ипостасей. Для «трудящихся» (информальных в нашей терминологии групп) период раскола приводит к переосмыслению идеологии, рождению новых не только групп, но и подходов, методов, субкультур (субсубсубкультур, если угодно дотошному читателю). Это ведёт к повышению устойчивости движения в целом путём его усложнения — развития как движения, так и личности. Одним из самых типичных сценариев раскола является «бунт стариков», а поводом и одновременно глубинной причиной — личностное переосмысление членами группы роли лидера.
Организационные предпосылки размножения1
В среде неформалов распространено мнение, что в одном городе достаточно иметь одну группу определённого направления, а если город большой, то одну организацию. «А давайте все вместе... Давайте объединимся», — причём понимается именно оргобъединение с единым центром управления. На вопрос: «А зачем?» отвечается с большим тормозом: «Ну, это же ... как это, само собой разумеется... Если мы занимаемся одним делом...»
А вот не разумеется, если включить разум и обратиться к опыту. У «единства», как и у любого технологического решения, есть определённые свойства, не являющиеся ни «хорошими», ни «плохими». Каждое несёт в себе противоречие. Умелое конструирование производится по сложной сумме долей этих свойств.
Единство экономически выгодно группам с дорогостоящей базой, например, рок-группам в среднем городе — совместно содержать одну репетиционную площадку. «Силам патриотической ориентации» выгодно было бы скидываться и арендовать один офис, по расписанию используя площади и оргтехнику,
создать совместный сайт с разными разделами. Но в жизни так почти никогда не происходит.
Единство выгодно и силовым структурам, которые «пасут» сообщество в диапазоне между морокой и крамолой. При грубо экономическом подходе социально-психологические факторы вообще не учитываются, что в неформальных сообществах чаще всего кончается делёжкой и грызнёй за ресурсы. Реальность ставит неформальные сообщества перед необходимостью существования нескольких однотипных объединений на достаточно ограниченном участке пространства, неизбежностью их размножения.
Как бы ни пыжились некоторые неформалы, считая себя партиями или спасителями мира, пусть даже некоторые из них зарегистрированы, а верхушка других состоит из оплачиваемых штатных работников, но 90% реальной деятельности делается на энтузиазме, а значит — в часы досуга! (В ином случае это сообщество выпадает из сферы нашего рассмотрения.)
Члены каждой группы, кто невольно, а кто и вольно — стремятся к созданию в ней наиболее благоприятного психологического климата. Это в полной, даже в большей мере относится и к информальным сообществам: сплочённость и навык группового взаимодействия являются необходимым условием высокой производительности труда — эффективности деятельности. Даже если информальная группа существует как фирма, ненормированный труд, построенный на энтузиазме, а не на должностных инструкциях, является базисом результативности такого предприятия и его конкурентным преимуществом по отношению к формальным группам.
Неформальность отношений и мобильность групп только способствуют появлению объединений на все вкусы. Мешает же всякого рода инерция, в том числе и перенесённая из сферы формальных отношений, например, в производственных подразделениях, где выбор усложнён, переходы ограничены всевозможными бытовыми резонами, создание же своего подразделения сложно, хотя и такое бывает. Привычка терпеть многое ради ряда более серьёзных выгод механически переносится в сферу досуга.
Тем не менее, альтернативные образования постоянно возникают. Вот наиболее распространённые факторы (ярлыки придуманы авторами).
- Географический: территория группы находится в дальнем районе города. Создаётся другая, поближе.
- Антиведомственный: вышестоящая организация ограничивает участие
в группе каких-то симпатичных лиц.
- Организационный: некоторых членов группы не устраивают график работы, параметры помещений, оборудования и т.п.
- Контактный: число членов группы значительно превышает 15, она становится малоконтактной, трудноуправляемой, психологически дискомфортной и де-факто дробится на микрогруппы, которые остаётся «узаконить» для пользы дела.
- Психологический: не все члены клуба психологически совместимы друг с другом.
- Лидерский: выпускник клуба в пору критического осмысления действий его лидера решает создать свою «контору», свободную от недостатков личности начальника прежней и его ошибок. Другой вариант: подросший в клубе новый лидер жаждет выйти на оперативный простор.
- Нравственный: мораль лидера или детерминирующей (определяющей основные моменты жизни клуба) группы товарищей не устраивает некоторых его членов. Претензии их при этом, в отличие от предыдущего случая, не являются следствием «бунта стариков», у периодов их обострений нет ярко выраженной цикличности.
- Ценностный: часть членов клуба не являются приверженцами системы ценностей, характерной для данного клуба (например, коллективисты ощущают дискомфорт в творческом клубе эстетско-индивидуалистического толка). Отличие данного случая от предыдущего заключается в том, что здесь речь идёт не о порядочности (признаётся, что нравственные принципы как таковые не нарушены), а о конфликте ценностей, целей, планов различных членов группы.
- Социальный или социально-технологический: социальный состав, система управления (чаще всего авторитарная) или структура клуба не устраивает часть его членов. Ими создаётся новое объединение, с иной структурой, стилем руководства и др.
- Организационно-технологический: некоторых членов клуба не устраивают формы или методы его работы.
- Геронтологический: в результате старения клуб приходит в упадок. Некоторые его члены, менее подверженные усталости, на новом месте (поскольку на старом уже ничего нельзя изменить) создают свою группу.
Перечень можно продолжить...
Анализ удовлетворённости клубом всех его членов, хотя бы в плане вышеперечисленных причин, необходим для того, чтобы избежать весьма распространённой ошибки: многие недовольные члены клубных объединений причины своего недовольства представляют весьма смутно. В лучшем случае, выделяют одну-две наиболее заметных или привычных. Создав новый клуб и попытавшись устранить в нём осознанные недостатки, они повторяют прочие ошибки и несовершенства старого, обрекая новый на преждевременный кризис.
Чтобы избежать этого, необходимы как грамотный анализ причин недовольства, так и соответствующие знания в области основного интереса, организации и социальной психологии клубов.
Авторы предлагают провести самостоятельный анализ аналогичных ситуаций следующим категориям трудящихся практиков:
- педагогам, покинувшим стены частной школы с целью основания новой, ещё более частной;
- предпринимателям, рассорившимся с бывшими друзьями и компаньонами по причине недостаточной их предприимчивости;
- охотникам на гюрзу, пришедшим к выводу, что некогда сплочённая артель превратилась в настоящий серпентарий (змеюшник);
- а также всем, кому это может понадобиться впредь.
1. Использованы материалы из кн.: Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. [13].