Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов

Лаборатория «ТЕКСТ».
Круги деятельного понимания

Лаборатория «Текст» — уникальное явление в новейшей образовательной истории (хотя при нормальных условиях школьной жизни именно такая модель организации педагогических исследований могла бы быть правилом, а не одиноким феноменом). Возникла она благодаря энергии новосибирского профессора Юрия Львовича Троицкого, поверившего в середине восьмидесятых годов в возможность привлечь крупных учёных к разработке принципиально новых подходов к преподаванию школьных предметов. Во многом ему это удалось, и к концу 80-х годов в Новосибирске сложилась группа, объединившая ряд выдающихся филологов, историков, математиков и большое число учителей из многих городов. В начале девяностых они создали несколько «технологий» по гуманитарным предметам и большое число замечательных книг и пособий. Коллективы десятков школ включились в тесное сотрудничество с «Текстом». Возникла регулярная летняя школа «Палестра» для студентов и учителей. Несколько позже сотрудники лаборатории стали ядром редакции журнала «Дискурс», издаваемого совместно с РГГУ и обсуждающего «коммуникативные стратегии культуры».

Сотрудники лаборатории исходили из того, что влияние гуманитарной науки на школу должно выливаться не в бесконечные пересмотры сюжетно-тематическом планирования, а в создание условий, меняющих тип деятельности школьников. А потому и оформляться не через программы, а через технологии учебной работы.

Причём каждая из этих технологий предполагала бы «стыковку» трёх смысловых планов: внимания к особенностям «языка» и логике предмета, внимание к особенностям и возможностям детской жизни определённого возраста и внимание к тому, где, в каких обстоятельствах находятся дети и учитель, каковы их интересы и потребности.

В лаборатории «Текст» были убеждены, что, во-первых, для превращения уроков в значимые события необходимы разнообразные, меняющиеся контексты понимания (а для этого требуется использование меняющихся методов ведения уроков). А во-вторых, взрослый язык урока на каждом этапе должен находить соответствие языку внутренней речи ученика, в том числе и его возрастным интересам и ценностям. Поэтому от года к году могут радикально меняться не только и не столько тематические разделы, но сами способы и формы освоения материала.

У лаборатории было своё маленькое издательство, печатавшее методические материалы, которые были обобщены в большие пакеты так называемых «документально-методических комплексов». Эти пакеты включали общие объяснения и обзорные материалы, описания методик, представляли примеры занятий (порой вариативные, от разных учителей) — и предлагали собственно «ДМК», подборки учебных текстов, готовых для использования на занятиях с детьми. Такие пакеты подробно охватывали примерно четверть годового курса; предполагалось, что три четверти учитель должен составить сам — по аналогии, ориентируясь на собственные обстоятельства работы, свои и детские интересы и потребности.

Увы, со временем сотрудничество учёных со школами перестало хоть как-то оплачиваться, и большинство из них вновь вернулось по преимуществу к своим «профессорским» обязанностям. А после переезда Валерия Тюпы и Юрия Троицкого из Новосибирска преподавателями в РГГУ — вывеска «Лаборатория «Текст» стала символизировать не столько действующую организацию, сколько само сообщество учёных, учителей, студентов с общим опытом постижения культурных и педагогических явлений и приверженностью тому направлению, которое на закате активной деятельности «Текста» было названо ими «коммуникативной дидактикой». Смысл этого названия расшифровывает запись доклада профессора Валерия Тюгы на одном из заседаний лаборатории (она представлена в завершении раздела).

Наследие «Текста» нам встретится и в последней части книги, в разговоре о методике начального литературного образования Татьяны Троицкой. А представленные ниже: коллаж из текстов Юрия Львовича Троицкого и статья о технологии Валерия Игоревича Тюпы — были опубликованы ещё в разгар активной деятельности лаборатории, когда через руки учёных проходили десятки учителей из Сибири, с Урала, Поволжья, Москвы... Каждый из них привозил тогда свои рассказы об удивительной результативности происходящих в их классах перемен.



Обсудить статью в нашем ЖЖ


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100