Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключенийАгентство педагогических приключений

Игорь ВОЕВОДСКИЙ, (г. Санкт-Петербург)

он же Учёный Архивариус, он же директор ТКЦ «Эклектика»

Как от обычной экскурсии получить максимум пользы

 
  

Как обычно ходят учителя с ребятами на экскурсии? Некоторые (а таких единицы) вписывая экскурсии «внутрь» учебного процесса, сами готовят такие экскурсии (а еще лучше — вместе с ребятами), а потом и проводят. Но такие случаи редки, прямо скажем. Большинство педагогов, планируя экскурсию, надеется на профессионального экскурсовода. Но экскурсовод-то может быть в материале «дока», но не факт, что в педагогике понимает. А дети — «клиент» не всегда удобный... Вот часто и возникают жалобы учителей, на экскурсоводов, не понимающих «детской души».

В этом номере мы решили дать слово Игорю Эммануиловичу Воеводскому — одному из лучших «детских» экскурсоводов в Петербурге. Кроме того, что он директор турфирмы «Эклектика», он ещё много лет вёл в роли Ученого Архивариуса на радио передачу для детей о городе, и, наконец, выпускает замечательный детский исторический журнал «Автобус». Игорь Эммануилович предлагает свой взгляд экскурсовода на то, как хорошо бы учителям планировать детские экскурсии. Он лично в таком процессе готов участвовать.

 

Сколько всего «повесили» на школьного учителя: свой предмет, проверку тетрадей, классное руководство, сбор денег на охрану, на учебники, ремонт, подарки, театр... Список каждый может продолжить самостоятельно. Если у Вас, коллега, остались еще силы на заказ экскурсии, Вы заслуживаете памятника при жизни!

Раз уж Вы взялись за проведение экскурсии, попробуйте получить от неё максимум пользы. Для этого сначала давайте проанализируем, для чего Вы заказываете экскурсию?

1. Чтобы углубить знания учеников по предмету?

2. Расширить их кругозор?

3. Привить любовь и уважение к родному городу и стране?

4. Подготовить класс к экзамену (КВН, смотру)?

5. Сблизить, сдружить ребят и ближе с ними познакомиться?

6. Для профориентации?

7. Для экологического воспитания?

8. Для отчета о воспитательной работе?

9. ................................?

В каталоге экскурсий любой приличной фирмы по всем этим темам наверняка найдутся дельные предложения. Выбрав подходящую тему и собрав деньги, нужно еще подготовить класс к экскурсии. Как?

Простейший (и не самый худший) вариант: предупредить, что по материалам экскурсии Вы проведете опрос (изложение, сочинение). Предлагаю более кропотливые, но и более эффективные варианты.

Что нужно сделать до экскурсии:

1. Сообщите о теме экскурсии за одну-две недели, скажите, какие книги следует прочесть до экскурсии (Если вы путешествовать будете по Петербургу, то Вам может пригодиться один из номеров журнала «Автобус»).

2. Предложите трём-четырем учащимся подготовить к классному часу доклад на тему будущей экскурсии.

3. В младших классах такие доклады можно предложить подготовить кому-то из родителей.

4. Можно завести в начале учебного года классный «дневник экскурсий», в который ученики будут сообща записывать впечатления от экскурсии, делать рисунки или вклеивать фотографии.

5. Можно завести «дневники экскурсий» для каждого учащегося.


Но работа не должна окончиться с завершением экскурсии.

Что делать после экскурсии?

1. Проведите обещанный опрос (изложение, сочинение).

2. По результатам одной или нескольких экскурсий проведите конкурс творческих работ. Это могут быть не только пересказы услышанного на экскурсии, но и рисунки, стихи, подборка сделанных на экскурсии фотографий, страничка в интернете. Отталкивайтесь от интересов учащихся. (Кстати, самые интересные работы имеют шанс быть напечатанными в журнале «Автобус»).

3. Повесьте в классе план Петербурга и отмечайте фломастером с учащимися маршрут каждой экскурсии.

4. Организуйте фотовыставку, и пусть каждый, кто хочет, представит свои фотографии, сделанные во время экскурсии. Если будут несколько фотографий одного объекта, это только поможет лучше его увидеть.

5. Проведите конкурс личных «дневников экскурсий».

6. Предложите после экскурсии в шутку изобразить «вживую» виденные статуи, или лепные украшения. Ребята с удовольствием усядутся друг на друга, чтобы изобразить конный памятник и т.д. Важно засчитывать результат не только за наиболее точную информацию о памятнике (дата и история создания, автор и т.п.), но за самый остроумный вариант. Тогда смогут отличиться и те, кто не «блещет» памятью на даты и события.


У Вас есть свои приёмы и свои идеи. Буду рад, если эти заметки подтолкнут Вас к собственным находкам и плодотворным идеям.

Успехов Вам, сил и терпения!


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100