Оглавление раздела
No 3 2003 год

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Дискуссия о сетях

Владимир Исаакович Ланцберг

(Туапсе-Москва),
известный автор-исполнитель, как он сам себя называет - поэт "по случаю" ("Поэт, так сказать, vulgaris пишет стихи как на работу ходит. Поэт "по случаю" ходит на работу и при этом иногда пишет стихи"), один из практиков и теоретиков коммунарства, публицист. Один из авторов книги "Технология группы". e-mail: v_berg@pisem.net

Плавание в мотивационном поле

1. Не верю в безвертикальность, безымперативность.

Вопрос в том, что это за императив, чему (кому) служит и как работает. "Не мешайте ребенку слоняться", "ребенок лучше знает, что ему нужно" - в таких фразах мне слышится демагогия. Точно такая же демагогия нагромождается покруг понятия "семья". Слово "семья" - не информация. Семья может быть той или иной, с теми или иными возможностями и невозможностями давать образование и воспитание.

Сеть должна "плавать" в мотивационном поле!

Сама по себе она хороша как вариативное пространство, в котором действуют целенаправленные усилия педагога и педагогической системы, в которой он работает. Это и есть те самые императивы, микровертикали.

 

2. Узлы сети могут иметь различные характеристики и параметры.

Только когда они известны, можно понять, чего стоит сеть.

Для взаимодействия педсистемы с сетью необходимо согласовать их граничные условия и (хотя бы в самых широких пределах) ценностную аксиоматику. Иначе нет смысла говорить о воспитании, но лишь об экскурсии. Для создания сети необходим отбор узлов (из всех потенциальных, находящихся в пределах досягаемости) по критериям педагогической пригодности.

Очень ли избыточными должны быть узлы? Не всегда. Как правило, при любом превосходстве информационном, духовном, интеллектуальном и пр. узел в связке с ребенком становится "паровозиком". Необходимо лишь найти значение "кучи" для каждого "паровозика".

 

3. Априори считается, что клиент движется по сетевым маршрутам от узла к узлу.

В принципе же возможно, а из соображений удобства и желательно движение узлов сети относительно учеников школы, что делает сеть доступней. Аналог: ситуация с горой и Магометом. Движение сети относительно клиента вполне реально в случае, когда узел не стационарен.

 

4. Узлы (потенциальные) существуют всегда и везде. Почти в любой глуши можно слепить сеть "из того, что было".

Но общение узлов, их взаимообогащение, обмен информацией невозможны (или же ничтожны и случайны) без центра инициации работы сети и, как следствие, общения узлов. В роли такого центра неизбежно выступает "материнская" пед.система.

 

5. Вопрос Д. Иванова об одной базовой потребности, удовлетворяемой в школьной сети, некорректен, если только не принять в качестве ответа, что это потребность в саморазвитии.

6. Все узлы Интернета в принципе однородны функционально и различаются лишь содержанием информации: информация о науке, искусстве, производстве... Сеть образовательная более разнородна: это собственно наука, искусство, производство, быт с возможностью погружения в них.

 

7. Сеть нельзя цеплять к существующей стандартной школе, точнее, можно, но бесполезно.

Кроме того, сама идея сети будет опошлена тем, что стандартная школа не приемлет, не допускает вольного "слоняния" и индивидуализации. Сеть же хороша возможностью тонких взаимодействий отдельного узла с отдельным ребенком.

 

8. Сетевое образование возможно уже при простом "слонянии" по сети.

Сетевая педагогика как активное участие кого-то или чего-то (чаще всего - педсистемы) в нравственном становлении личности возможна лишь при сговоре между субъектами (деятелями, функционерами, педагогами) системы и узла.

 

9. Сеть горизонтальна. Это "равнина". Гармоничнее всего она сочетается (взаимодействует) с "холмом", но не "горой".

Такой "холм" - почти горизонтальная ("слабовертикальная") школьная система, основанная на клубном (полунеформальном) принципе взаимоотношений, когда ярусов власти мало, а вертикаль пронизывает каждого члена сообщества отдельно, автономно, как согласованный с другими членами сообщества личный идейный, ценностный стержень, императив.

Эти стержни в совокупности и составляют значительную часть вертикальной структуры пед.системы, задействующей сеть.

 

10. Сеть не самодостаточна как образовательная система.

Неуправляемое "слоняние" по узлам чревато образовательной эклектикой и низким качеством результата. Школа, не ищущая маргинальности, вынуждена считаться с "заказом" государства и родителей, а также "отложенным" (осознаваемым задним числом) "заказом" самого ребенка. В то же время, школа, ищущая эффективности, не должна чураться сети.

В принципе, между "заказом" и сетью противоречий нет. Вернее, при определенных условиях они могут и, возможно, даже должны сосуществовать в рамках единой педагогической системы.

Этими условиями, этой системой может быть "школа саморазвития", как бы заполняющая технологический разрыв, в котором могут существовать обе функции - "заказ" и сеть. Такая школа создает мотивационное пространство, в котором провоцируются перемещения ученика от узла к узлу сети (при возможности выбора с его стороны). Возникает его самообразовательный путь, в котором сеть является совокупностью возможных "встреч".

Каждая образовательная "встреча" самоценна и самодостаточна в своих пределах, что вполне "складывается" с представлением о независимости узлов сети как существующих изначально, до осознания принадлежности их к сети.

Независимость узлов реальна, ибо они не подвергаются насильственным изменениям с целью включения их в сеть, а лишь выбираются педсистемой из множества подобных по критериям "профпригодности". Узел нонконформен социокультурно, но сервилен функционально как часть педагогической структуры. В этом смысле он должен работать в структуре сознательно.

Если школа (ее фрагменты) является частью более широкой сети, включающей другие равностатусные ей структуры, необходима их соорганизация, прежде всего идеологическая. Только при этом условии одни и те же узлы сети могут бесконфликтно обслуживать несколько систем.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: 25 плюс четырнадцать равно
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Анненков Владимир Владимирович Sat 06-Sep-2003 14:53:02  
   Москва, группа СТОИК  

Школа и сеть дополняют друг друга как стандарт и вариативность, класс и личность. Чтобы строить технологии, нужна теория этого взаимодополнения. В таком русле вижу статью В.И. и книгу Технология группы, с которой познакомился полтора года назад, на заре группы СТОИК (Сетевые Технологии Образования И Коммуникации). От этого истока в прекрасное далеко я начинал свой путь.
Кто заинтересован в СТОИК, пишите.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100