Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Развитие молодежного участия. Опыт города Петрозаводска

Денис Рогаткин

«АЙРЕКС» в Карелии: опыт реализации Программы поддержки молодежных инициатив

С 2008 года Карелия участвует в реализации Программы поддержки молодежных инициатив. Программа разработана Советом по международным исследованиям и обменам АЙРЕКС и финансируется Агентством по международному развитию США.

Цель программы — содействовать распространению опыта лучших молодежных проектов, показавших свою успешность в регионах России.

Традиционным механизмом поддержки социальных проектов являются грантовые конкурсы. Для получения гранта заявители разрабатывают оригинальные проекты, предлагая новые методы решения существующих проблем. Множество организаций независимо друг от друга изобретают один и тот же велосипед, подчас не подозревая, что велосипед уже давно изобретен коллегами из соседнего региона.

АЙРЕКС предложил оригинальную схему реализации Программы:

  • На первом этапе был проведен «Конкурс инноваторов» — организации из всех регионов России могли представить свои проекты, которые ими уже успешно апробированы и могут быть тиражированы в других регионах. По итогам конкурса было отобрано 25 лучших проектов;
  • В каждом из семи целевых регионов Программы были созданы молодежные инициативные группы, желающие познакомиться с этим опытом и выбрать для практической реализации какой-либо из предложенных проектов. Отбором молодежных инициативных групп (участники программы называют их МИГами) занимались Региональные координирующие организации — партнеры АЙРЕКС по реализации Программы. Региональные координаторы также участвовали в выборе проектов, наиболее актуальных для своих регионов. Так, для возможного тиражирования в Карелии из 25 проектов было выбрано 12. Региональной координирующей организацией в Карелии является Юниорский союз «Дорога»;
  • В мае 2008 года МИГи из Карелии встретились с инноваторами в Петрозаводске на Ярмарке молодежных проектов, во время которой они получили возможность изучить их опыт в непосредственном общении;
  • Летом 2008 года был проведен грантовый конкурс для МИГов. Выбрав один из предложенных проектов, МИГи совместно с инноваторами должны были предложить годовой план реализации этого проекта в Карелии. По итогам конкурса Программа предоставила гранты в размере от 100 до 125 тысяч рублей на реализацию в Карелии семи проектов.
  • Инноваторам, чьи проекты получили поддержку, Программа также предоставила гранты для ведения деятельности по методической поддержке МИГов. Таким образом, организации, приступившие к внедрению новых технологий, имели постоянную возможность получать консультации разработчиков проектов, как дистанционно, так и лично.

В Карелии Молодёжные инициативные группы созданы при молодежных центрах, общественных организациях и образовательных учреждениях. Каждый МИГ возглавляет взрослый куратор, выполняющий роль руководителя проекта. Возраст молодежи, входящей в состав инициативных групп — от 14 до 23 лет.

Принципиальным подходом Программы является то, что проекты должны осуществляться самими молодыми людьми при партнерской поддержке со стороны взрослых. В основу Программы была положена теория позитивного развития молодежи, о которой мы поговорим подробнее.

Теория позитивного развития молодежи1

В рамках теории позитивного развития молодые люди рассматриваются как потенциал общества, который нужно не только наращивать, но и использовать уже сейчас. Молодёжь может предложить свое видение мира, энергию и способности для решения существующих общественно важных проблем.

До начала 90-х годов ХХ века большинство молодежных программ были нацелены на борьбу с негативными явлениями, существующими в молодежной среде. После анализа результатов подобных программ исследователи пришли к выводу, что предлагаемые методы недостаточны для решения проблем молодежи в целом. Основной вывод, который был сделан в результате исследований: «Не имеющий явных проблем молодой человек — не значит хорошо подготовленный к взрослой жизни».

Это не означает того, что профилактические программы не нужны. Однако необходимо осознавать, что подобные программы решают узкие задачи, и предлагаемые ими подходы не могут быть приняты за основу для выстраивания работы с молодежью в целом. Для того, чтобы стать успешными во взрослой жизни, молодым людям не достаточно «держаться подальше от проблем». Для достижения жизненного успеха они должны овладеть широким набором социальных компетенций.

Изменение подхода к работе с молодежью, предложенное теорией позитивного развития, заключается в следующем:

  • прежний подход: проблемы, существующие в молодежной среде, рассматриваются как основное препятствие для развития молодых людей. Из этого вытекает необходимость сосредоточиться на профилактике этих проблем (т.н. негативных явлений). Следствием этого подхода являлась специфическая организация молодежных программ:
    • работа не с молодежью в целом, а только с определенными категориями молодых людей: например, трудные и талантливые;
    • передача молодежных программ в руки узких специалистов по принципу «этим должны заниматься профессионалы», при этом общественные структуры оказываются на обочине процесса как «дилетанты»;
    • реактивный характер планирования: реакцией на появление в молодежной среде той или иной проблемы становится запуск новой программы, призванной с ней справиться. В результате одно ведомство борется со СПИДом, другое — с наркоманией, третье — с правонарушениями. Огромные усилия тратятся на нейтрализацию последствий неблагополучия, тогда как общие причины возникновения негативных явлений остаются вне сферы внимания;
    • молодые люди рассматриваются не как равноправные участники молодежных программ, а как клиенты, получатели тех или иных услуг.
  • новый подход: необходимо концентрироваться не на профилактике негативных явлений, а на развитии позитивных возможностей и сильных сторон молодых людей, которые обеспечивают их успешность. Так, благодаря привлечению к работе в социально направленных программах, прежде всего формируются жизненные навыки молодых людей, что, в свою очередь, снижает вероятность возникновения поведенческих проблем. Программы позитивного развития молодых людей основаны на следующих принципах:
    • позитивная ориентация: вместо вопроса «что мы можем сделать для искоренения негативных явлений?» ставится вопрос «какие возможности, какую поддержку нужно предоставить молодым людям для того, чтобы они были подготовленными и вовлеченными в жизнь общества?»;
    • опора на сильные стороны: необходимо предоставить молодым людям возможности для развития своих способностей, имеющихся у них «сильных сторон», которые позволят им найти своё место в жизни;
    • универсальность: вместо разделения молодежи на категории по принципу наличия той или иной социальной проблемы и отдельного воздействия на каждую из категорий проблемной молодежи, необходимо создавать возможности для развития всех молодых людей, вне зависимости от различий;
    • опора на общество: позитивное развитие молодежи — дело всего общества, а не только специалистов. Из этого следует, что обеспечение позитивного развития молодежи требует расширения сферы деятельности традиционных молодежных программ и привлечения широкого спектра общественных структур;
    • партнерство: молодые люди должны находиться не в роли получателей услуг, а в роли партнеров. Они должны иметь возможность вносить свой собственный вклад в планирование и реализацию деятельности.

Авторы теории позитивного развития выделяют три основных модели взаимоотношений взрослых и молодежи:

  • Молодежь как объект (дрессура). Молодежь ставится в позицию объекта воздействия со стороны взрослых. В этом варианте работа с молодежью строится по четким правилам, каждое действие предсказуемо, система предполагает смену поощрений и наказаний. Вся ответственность за процесс и результат деятельности лежит на взрослых. Сформированный таким образом у молодых людей алгоритм поведения четкий, но неустойчивый — молодые люди поступают так, как им предписано, только находясь в поле зрения взрослых.
  • Молодежь как получатели (репетиторство). В этой модели взрослые стремятся передать молодым людям накопленный ими жизненный опыт. Взрослые обучают молодых людей алгоритмам деятельности, которые оказались успешными в их практике и предоставляют возможность их освоить. Модель является весьма эффективной, поскольку молодые люди имеют возможность взаимодействовать с взрослыми и оценить передаваемый опыт через практику собственной активности. Однако, в условиях современного, быстро изменяющегося мира этот подход становится ограниченным: в силу стремительного развития технологий опыт предыдущих поколений быстро устаревает. Сегодня молодежь должна уметь не столько присваивать чужой опыт, сколько нарабатывать свой собственный. Как это ни парадоксально, все чаще не молодежь учится у взрослых, а наоборот — взрослые у молодежи.
  • Молодежь как партнеры (партнерство). Ответственность за приобретение знаний и опыта делится пополам между молодыми людьми и взрослыми: я, взрослый, создаю структуру, а ты, работая в ней, приобретаешь свой собственный опыт, и что именно ты вынесешь для себя в результате — зависит только от тебя. Взрослые создают структуру и событийность, тогда как степень активности является ответственностью молодых людей. Ключевой особенностью модели партнерства является ответственное участие молодежи в управлении деятельностью: молодые люди не только являются исполнителями, но и принимают решения совместно с взрослыми, разделяя ответственность за последствия принятых решений. Ответственное отношение молодежи к делу формируется не сразу. Требуются терпение и определенные усилия со стороны взрослых, но в этом случае результаты могут превзойти все ожидания и являются очень стабильными. Именно на выстраивание партнерских отношений молодежи и взрослых ориентирована теория позитивного развития.

Цель эффективных взаимоотношений взрослых и молодых людей — приобретение последними практического опыта, который усиливает потенциал молодежи и помогает им стать активными членами общества. У взрослых, в свою очередь, появляется возможность по-новому взглянуть на «старые» проблемы, они получают заряд энергии и позитивный настрой, которыми обладают молодые.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие цели программ позитивного развития молодежи:

  • предложить молодым возможность приобретения опыта, знаний и навыков для адекватного усвоения того огромного объема информации, с которым они сталкиваются в современной жизни;
  • предоставить молодым людям возможность приобрести опыт долгосрочных поддерживающих взаимоотношений со взрослыми через участие в молодежных программах;
  • предоставить молодым людям возможность получить подготовку к самостоятельной взрослой жизни, включая формирование навыков самостоятельного и ответственного принятия решений.

Проекты, осуществляемые в Карелии

С сентября 2008 года семь молодежных инициативных групп приступили к выполнению выбранных проектов. Познакомимся с краткими описаниями проектных идей.

  • Проект «Молодежный банк». Автор проекта: благотворительный фонд города Тольятти. «Молодежный Банк» — это программа, которой руководят молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет. Молодежный банк привлекает финансовые средства местных бизнес-структур и затем распределяет их в качестве грантов на молодежные проекты. «Молодежный Банк» был создан в Тольятти первым в России в 2004 году. При поддержке Фонда города Тольятти созданы Молодежные Банки в 14 регионах. В Карелии проект осуществляет Центр молодёжи г. Петрозаводска.
  • Проект «Свежий ветер, или Общественная школа». Автор проекта: центр развития молодежных и детских НКО, г. Калининград. Цель проекта — развитие общественной деятельности молодежи в сельской местности и малых городах. Проект предлагает методику выявления активных молодых людей в масштабах района и их обучения социальному проектированию. Молодые люди, прошедшие обучение, осуществят серию мини-проектов в селах и районном центре. Осуществляя мини-проекты, молодые люди предложат способы решения проблем своего села или района. Результатом проекта может быть формирование районного молодежного актива, который в дальнейшем станет партнером местной администрации в реализации молодежных программ. В Карелии проект осуществляет Центр психолого-медико-социального сопровождения Сортавальского района.
  • Проект «Молодежный голос». Автор проекта: астраханский государственный технический университет, г. Астрахань. Проект предусматривает создание молодежной социологической службы, осуществляющей мониторинг молодежных проблем. Работа социологической службы даст возможность обществу, власти и самой молодежи получать информацию о проблемах, затрагивающих интересы молодых людей. Открытое обсуждение проблем, выявленных в ходе социологических исследований, будет способствовать совершенствованию политики в соответствующих отраслях управления. В Карелии молодежная социологическая служба создается на базе Детско-юношеского центра г. Петрозаводска.
  • Проект «Детская общественная правовая палата». Автор проекта: федерация пионерских и детских организаций, г. Оренбург. Проект «Детская общественная правовая палата» направлен на развитие участия детей и молодёжи в принятии решений, затрагивающих интересы ребёнка. Членами Детской общественной правовой палаты станут дети в возрасте 14-16 лет. Проект предполагает развитие цепочки взаимодействия «ребенок — детская общественная правовая палата — власть». Реализация проекта «Детская общественная правовая палата» обеспечивает участие детей и молодёжи в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы. В Карелии проект осуществляется под эгидой Карельского фонда развития образования при поддержке Уполномоченного по правам ребенка и Министерства образования РК.
  • Проект «Тетрадка дружбы». Автор проекта: организация «Вектор дружбы», г. Пермь. Школьники из образовательных учреждений, участвующих в проекте, получают специальные учебные тетради, разработанные в рамках проекта. Ребята используют «тетрадку дружбы» в учебном процессе, работая в этих тетрадках на уроках. Помимо этого, участники проекта создают в тетрадях творческие работы. В рамках проекта в течение учебного года проходит большое количество мероприятий спортивного, творческого, интеллектуального, социального характера. Все ребята, работающие в «тетрадках дружбы» получают шанс стать участниками данных мероприятий. Организаторы проекта периодически собирают конкурсные тетради и выявляют победителей в различных номинациях, таких как «активный ученик», «тетрадь первооткрывателя», «творческая тетрадь» и т.д. Проект повышает мотивацию молодых людей к развитию своих талантов, поощряет стремление развивать свои сильные стороны и вовлекает в различные формы общественной активности. В Карелии проект осуществляет региональная детская общественная организация «Скауты Карелии».
  • Проект «Я открываю бизнес». Автор проекта: инновационная школа бизнеса, г. Краснодар. Цель проекта — приобретение молодежью практических умений и навыков в области экономики и управления, а также создание условий для успешного трудоустройства молодых людей. В рамках проекта формируются команды студентов, участники которых исполняют роли директоров, маркетологов, менеджеров. Пройдя обучение основам инновационного менеджмента, команды разрабатывают проекты, направленные на развитие бизнес-структур региона — фирм и предприятий, которые участвуют в реализации проекта в качестве кураторов. Оценивает бизнес-проекты Экспертный совет, в состав которого входят представители бизнеса, власти, вузов. Команды, занявшие призовые места, получают возможность прохождения стажировок на ведущих предприятиях города. В Карелии проект осуществляет Центр содействия занятости молодежи г. Петрозаводска.
  • Проект «Объект внимания». Автор проекта: детская общественная организация «Содружество», г. Воронеж. Реализация проекта позволит увеличить число молодежи, активно участвующей в жизни своего города и страны, привлечь внимание общества и власти к проблемам молодежи. В рамках проекта проводятся информационные кампании и дискуссии по наиболее актуальным молодежным проблемам. По каждой проблеме проводится исследование общественного мнения среди молодежи и ток-шоу с участием молодых людей и взрослых, отвечающих за решение рассматриваемой проблемы. Одновременно объявляется молодежный конкурс социальной рекламы. Результаты исследований и разработанные предложения издаются отдельным методическим сборником, который направляется в органы власти, НКО и другие структуры, влияющие на решение молодежных проблем. В Карелии проект осуществляет региональная общественная организация «Молодёжные инициативы».

От сомнений — к успеху

В начале реализации Программы поддержки молодежных инициатив существовало множество сомнений в реалистичности предложенных подходов. Одно из опасений заключалось в том, что МИГам из целевых регионов будет не интересно реализовать чужие модели, разработанные без их участия. Однако практика развеяла эти сомнения. На фоне дефицита свежих идей запрос на новые технологии молодежной работы оказался весьма высоким. Помимо этого, МИГи получили возможность адаптировать и развивать предложенные проекты с учетом местной специфики.

Большим плюсом Программы оказалась возможность взаимодействия МИГов и инноваторов. В течение первого года реализации Программы авторы всех проектов побывали в Карелии, провели для молодежных инициативных групп семинары и участвовали в организации их мероприятий. В большинстве случаев в роли кураторов выступали не взрослые руководители, а молодые люди, что стало наглядным подтверждением жизнеспособности предложенных подходов.

В ходе реализации проектов МИГи столкнулись с общими для всех трудностями:

  • для координаторов и молодых людей это был первый опыт управления проектами. Молодёжи и взрослым было необходимо осваивать проектный менеджмент непосредственно в процессе деятельности;
  • несмотря на огромную помощь со стороны инноваторов, все детали предложенной технологии становились до конца понятными лишь на основе собственного опыта проб и ошибок, часто постфактум;
  • но главная проблема заключалась в командообразовании: для успешной реализации проекта было необходимо уделять большое внимание укреплению молодежной инициативной группы в качестве сильной команды, с высокой мотивацией и желанием серьезно работать на результат. Скажем сразу, это удалось не во всех проектах, что закономерно: пока практика реализации проектов, которыми управляет сама молодежь при поддержке взрослых, является скорее исключением из правил. Взрослым, работающим с молодежью, необходимо обучаться новому стилю управления и взаимодействия в модели партнерства. Взрослые должны удерживать задачу формирования сильной молодежной команды постоянно, при этом понимая, что сформировать команду можно только в процессе практической совместной деятельности.

Каждый проект может похвастаться собственными историями успеха. Приведем лишь несколько примеров.

Как только было объявлено о старте проекта «Молодёжный банк», разразился мировой финансовый кризис. Бизнесу стало не до благотворительности. Несмотря на огромное количество встреч и презентаций, проведенных командой проекта для коммерческих структур, сформировать грантовый пул все же не получалось. В итоге с трудом насобирали 15 тысяч рублей. Конкурс решили все-таки проводить и поддерживать микро-проекты молодежных групп в объеме не более 2 тысяч рублей. Каково же было удивление организаторов, когда на конкурс поступило 43 проекта! Приглашенные на заседание экспертного совета представители бизнеса приняли решение поддержать часть проектов самостоятельно, и в итоге были одобрены 10 проектных идей. Проведение конкурса стало хорошей иллюстрацией востребованности Молодёжного банка, подтверждением желания молодых людей осуществлять социально-полезные инициативы и необходимости их поддержки.

Пермский проект «Тетрадка дружбы», попав в руки карельских скаутов, получил название «Скаутская тетрадка дружбы». Интересно, что к необычным тетрадям проявили интерес в основном сельские школы из отдаленных районов Карелии. Сначала учителя организовали привычную и понятную им работу с тетрадками. Затем воспользовались любезным приглашением руководителей проекта приехать в осенний лагерь «Скаутов Карелии». Оказалось, что учителя способны вместе с детьми ставить палатки, лазать по веревкам, варить кашу на костре и заниматься многими другими необычными вещами. В итоге участие ребят и педагогов в скаутских лагерях и курсах стало постоянным. Кульминацией стала поездка на празднование 100-летнего юбилея российского скаутинга в Петербург. Что касается собственно тетрадки, то её миссия хоть и скромна, но необходима — для ребят она выполнила роль пропуска в наполненную событиями жизнь, которая стала катализатором их социального и личностного роста.

Результатом проекта «Молодёжный голос» стало создание молодежной социологической службы. Благодаря службе, в Петрозаводске стало возможным начать выстраивание системы ежегодного мониторинга результативности городской молодежной политики. Исследования молодежной социологической службы предоставляют данные об уровне общественной активности молодежи, степени информированности молодых людей о возможностях участия в общественных проектах. Результаты исследований будут напрямую влиять на корректировку методов деятельности структур городской молодежной политики.

Не имея возможности рассказать обо всех проектах, переадресуем желающих узнать подробности на региональный сайт Программы поддержки молодежных инициатив.

Перспективы

Опыт реализации Программы поддержки молодежных инициатив в Республике Карелия показывает:

  • необходимость поддержки социальных проектов, которыми управляют сами молодые люди на основе партнерства со взрослыми, как элемента развития молодежного участия. Программа показывает, что подобные проекты являются важным каналом, посредством которого молодежь получает возможность позитивно влиять на общество и наращивать свой социальный потенциал;
  • значимость развития межрегионального сотрудничества с целью выявления и тиражирования молодежных проектов, предлагающих современные методы вовлечения молодежи в социальные процессы.

Остается надеяться, что модель реализации Программы поддержки молодежных инициатив, предложенная АЙРЕКС, привлечет внимание структур, от которых зависит реализация молодежной политики в масштабах России. Хочется верить, что рано или поздно наша молодежная политика перестанет представлять из себя калейдоскоп форумов, конкурсов, фестивалей, пиар-акций и наконец вырастет в систему, которая возьмет на себя миссию позитивного развития нового поколения.


1.  При подготовке обзора использованы материалы, разработанные АЙРЕКС-Россия в рамках Программы поддержки молодежных инициатив


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100