Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Людмила Сауленко. Молодежные субкультуры: украинский контекст

Наши «иксеры» и следующие

Украинское «поколение Икс» выросло преимущественно еще при социализме и по большей части испытывало доверие к родителям. В зависимости от того, смогли ли родители сориентироваться в новых условиях рыночной экономики, переориентировались на нее и дети. Распад Советского Союза и связанный с ним развал экономики, распад социально-экономических, а нередко и родственных связей и кризис в сознании людей тяжело отразились на этом поколении, однако в массе оно все же приспособилось к новым условиям и смогло найти себя в новой социально-экономической ситуации. При этом многим его представителям пришлось поменять профессию или сразу же по окончании вуза идти работать не по полученной специальности, однако в новой сфере они смогли утвердиться и стать востребованными.

Украинское поколение рожденных в 1979-1985 гг. более социально активно, чем предыдущее. Оно выросло уже в демократическом обществе, однако столкнулось в первую очередь с тем негативным, что принес с собой переходный период. В результате уровень образования и общий культурный уровень этого поколения весьма низок, особенно в сравнении с предыдущими. Эти люди, независимо от того, выросли они в социально незащищенных семьях или в семьях «новых украинцев», еще в детстве осознали, что деньги следует зарабатывать. Они склонны изыскивать способы заработка, не считаясь с этическими принципами и традиционными нормами. Мелкая торговля, мытье машин т.п. для них не являются чем-то постыдным, а скорее рассматриваются как первая ступень к жизненному успеху. Многие из них рано определяют для себя будущую специальность (чаще всего это профессия юриста, экономиста, программиста). Следует отметить, что в отличие от предыдущего поколения этому свойственна довольно высокая политическая и социальная активность.

Поколение рожденных в 1982-2000 иногда называют «поколением тысячелетия», и это чисто хронологическое определение (те, кто родился па рубеже тысячелетий) имеет и определенные качественные характеристики. Это люди, родившиеся в период резких общественно-экономических сдвигов, воспринимавшихся большинством членов общества как необратимые. Менталитет этого поколения еще более приближен к западному, чем это было у предыдущего поколения. Они — дети эпохи глобализации, повсеместного распространения сети «Интернет» и мобильной связи, сформировавших новое ощущение пространства и времени — хронотоп эпох и «всемирной паутины». Это поколение, о котором можно сказать словами «раскрученной» песенки образца 2003 года:


Какие мальчики
спешат навстречу жизни,
какие девочки
ни в чем не отстают!
     (Группа «Другие правила»)


Вопрос «какие?» в данном случае с равным правом может быть адресован и читателям нашей книги. Ведь она адресована в первую очередь студентам и старшеклассникам, то есть людям, родившимся в 80-е годы прошлого, XX века. Именно они особенно остро ощущают необходимость самоопределиться, найти ответ на вечные вопросы: «кто я?», «с кем я?», «зачем я?».

Ощущают они и ту опасность, которой грозит отсутствие ответа. Эта опасность определяется словом «маргинал», то есть человек, оказавшийся «на полях» культуры (как надпись на чистом поле книжной страницы). Слово это происходит от латинского «ad marginem» — на полях (имеются в виду поля книжной страницы). Маргинал — это тот, кто выброшен за пределы жизненного текста, кто не нашел себя и не занял в жизни определенного места. Но определенное место — это место, в котором человек определяет себя. Каким образом происходит это определение? — Человек самоопределяется, идентифицируясь с другими людьми, которых он ощущает как близких себе по духу. И если вопрос «какой я?» человек адресует в первую очередь себе самому, а вопрос «зачем я?» он обращает к миру, то вопрос «кто я?» оказывается прямо связанным с темой нашей книги. Ведь, отвечая на него, молодой человек фактически определяет субкультуру, с которой он себя отождествляет: «я — хакер», «я — скин», «я — слакер», «я — растаман». То есть, отвечая на вопрос «кто я?», молодой человек говорит себе и окружающим: «вот с кем я», «я такой, как они» или «они такие, как я».

Эта книга пытается помочь вам заглянуть в глубь ставших уже привычными явлений, более четко уяснить их причины, а возможно, и увидеть их под новым углом зрения.

Первое из таких явлений — культурный феномен, известный нам как «конфликт поколений» или «проблема отцов и детей».

Генерационные конфликты («конфликты поколений»), несомненно, прямо связаны с молодежными субкультурами. Но что первично? Возникают ли субкультуры в результате конфликтной ситуации между поколениями, или сама эта конфликтная ситуация возникает потому, что поколения принадлежат к разным субкультурам? — Для поисков ответа на этот вопрос нам предстоит, как говорят ученые, «определиться с терминами», то есть однозначно определить, что мы понимаем под тем или иным выражением. Первое и главное — разумеется, «субкультура». Как утверждает авторитетный словарь «Культурология. XX век» (Санкт-Петербург, изд. «Университетская книга», 1997, С,С, 450–453), «субкультура — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. ...Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка».

В восприятии субкультур мы, сознательно или неосознанно, исходим из представления о наличии некоей одной, целостной, «хорошей», «главной» культуры. То, что от нее отклоняется, представляется нам аномальным — в лучшем случае «инокультурным», чаще «некультурным» или даже «антикультурным». Таков для среднего человека средних лет (а также и для многих читателей этой книги) к примеру, панк с его многоцветным «ирокезом» на голове, или обвешанный железной символикой металлист...

В широком понимании термина субкультура — это какая-либо группа, входящая в состав большей, сборной культуры, но члены группы обладают интересами, отличающимися от интересов тех, кто принадлежит к «главному руслу» культуры. В узком смысле субкультура — это любая группа, отличающаяся стилем и идентичностью. Субкультуры обладают системой внутренних правил (это так называемые групповые правила и стандарты), позволяющиеся их членам идентифицироваться друг с другом. Субкультура — это в определенном смысле воплощение консенсуса: у членов группы общие взгляды, а когда чьи-то взгляды расходятся с общими, он перестает быть членом группы (уходит в другую субкультуру).

Субкультуры обладают также определенными признаками. Во-первых, у них суровые внутренние правила, в них действуют культурные механизмы, обеспечивающие удаление «инакомыслящих» из группы. Многие субкультуры имеют строго структурированный процесс обучения, который проходят кандидаты, прежде чем стать «своими». Субкультуры формируются вокруг добровольных объединений и являются их высшей ступенью.


 << И снова о поколениях |   Обсудить в ЖЖ  |   К ОГЛАВЛЕНИЮ  |   Обсудить на форуме  |   Почему возникают субкультуры? >>


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100