Технология альтруизма
Оглавление раздела
НЕФОРМАЛЫ 2000XX

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Юрий Карабельников, г. Иркутск
«Форум Иркутских Гиков»

Препарируя гопников

Гопник

Почему я решил писать про гопников? Наверное, я не первый человек, который пишет об этой проблеме современной России, я обдумывал и выбирал между гопниками, скинхедами и компьютерной субкультурой. Выбрал гопников, потому что мне интересна эта проблематика, именно проблематика, как и скинхеды, но на первый раз сгодятся и гопники. Эмо-киды, готы, гламурная молодёжь это может быть и проблемы, но другого характера, они мне не интересны и если и несут какую-то угрозу, то только культурного характера, они искусственны и привнесены извне.


Истоки

Как известно Россия это страна уголовной романтики, в Российской Империи было много заключённых, как в принципе и в прогрессивной Европе и США, где в ту пору судили судом «Линча» и приговор был как правило один — верёвка, сук, Бог рассудит, а лучшим судьёй, прокурором и адвокатом в одном лице был револьвер системы «Кольт», когда у нас судили судом и отправляли в Сибирь, на каторгу. Потом была октябрьская революция и как следствие борьба с после революционной преступностью и беспризорностью, преступность придушили, загнали в подполье, т.к не редко суд был в духе «Линча», с прокурором, судьёй и адвокатом в виде винтовки системы «Мосина», примерно такими же методами и после Великой Отечественной Войны советская власть боролась с бандитизмом и сепаратизмом в разрушенной стране, сегодня даже кино снимают вроде «Ликвидации». В общем советская власть душила преступность как могла и как умела, вплоть до «сговора» с «воровской верхушкой». Трещина образовалась в годы перестройки, а потом всё рухнуло — рэкет, спортсмены, авторитеты, гопники, братва, стрелки, сколько новых слов в лексиконе нового россиянина. Тюремный жаргон, извращённые понятия чести и достоинства пошли в народ. Спросите себя кого вы лично потеряли в ходе гражданско-бандитской войны что происходила в 90-ые годы? Я потерял достаточно, родных и знакомых, хотя и не очень сознательный в силу возраста был в те годы. Всё то, что запрещали цензурой в Союзе, всё то, что скрывали в тюрьмах, хлынуло в народ. На момент показалось что волна схлынула, но это просто смена поколений в стране которая не особо хорошо на мой взгляд заботиться о молодёжной культуре, культивируя в массовом сознании населения такие образы и идеалы при созерцании которых мне хочется стать атомной бомбой и упасть на министерство «бескультурья». Сегодняшние гопники завтра станут матёрыми преступниками и бандитами.

Внешние впечатления

Агрессивное, не политическое и не организованное молодёжное движение в масштабе страны, отчасти перенявшее «понятия» и стилистику тюремной жизни, отчасти законы улицы. Как известно гопниками называют тех молодых людей, которые ещё не побывали в местах лишения свободы, но которые исходя из так называемых «понятий» должны стремиться попасть в тюрьму и должны делать всё для этого, т.е совершать действия нарушающие УК РФ.

Правила поведения

Жить по так называемые «понятиям», которые во многом заимствованы из уголовной, тюремной среды. Не сотрудничать с государственным «ментовским» режимом, не воровать «крысятничать» у своих.

Жаргон, культура речи и понятия

Ниже привожу, ту малую толику выражений и жаргона что существует среди гопников, многое исходя из личного опыта, многое заимствовано из окружения, что-то взял из сети Интернет.

Здравый/чёткий1  — т.е свой среди гопников, живущий по «понятиям» и соблюдающий порядки | Здравый пацан, чОткий и ровный пацан

Пацан — обращение к гопнику, также слово плотно вошло в лексикон обычных граждан.

Отработать/отжать 2 — ограбить, отнять | Отработать лоха (ограбить человека), отжать/отработать мобилу (отнять мобильный телефон)

Лох/Вася3  — простой человек, не живущий по понятиям, изначально теоретическая жертва гопника, тот кто не может дать отпор.

Бык — волевой человек, по виду которого можно понять что он может постоять за себя, может также применяться к человеку не живущего по понятиям и к гопникам никакого отношения не имеющего | Ты чё бычишь? (Ты что дерзишь?)

Старший — тот кто следит за юным, подрастающим поколением гопников

Побрить — обмануть | Меня побрили (Меня обманули)

Бабло/бабосы/лавэ/лавандос — деньги

Кент/кореш/братан — хороший друг

Слышь чё/слышь ты — резкое обращение к человеку

Вшатать — побить | Я тебя вшатаю (Я тебя побью)

Погонять — попользоваться чем-либо | Дай погоняю трубу (Дай попользуюсь мобильным телефоном)

Нефор, волосатый — представитель какого-либо неформального движения не относящегося к гопникам, чаще всего это рокеры, байкеры, эмо-киды, хиппи и прочие.

Малая, тёлка, соска — девушка

Чикса — красивая девушка

Базар — разговор | Пойдём побазарим (Пойдём поговорим)

Тёрка — проблема, разговор. Давай перетрём (Давай обсудим), Что у вас за тёрки (Что у вас за проблемы?).

Парить — обманывать | Парить мозги

Впаривать — 1) Сбывать награбленное 2) Убеждать | Что ты мне тут впариваешь? (В чём ты меня хочешь убедить?)

Барыга — торговец, очень часто под «барыгой» понимается человек, который занимается покупкой/продажей награбленного, а также человек занимающийся продажей наркотиков, суррогатного алкоголя и т.д.

Благодарю — спасибо

Крыса — тот, кто обманывает, ворует у своих.

Рамсы — проблемы | Ты чё рамсы попутал? (Ты что проблем захотел?)

Хата — квартира | Зависнуть на хате (Веселиться на квартире)

Дудка4 /труба — мобильный телефон

Терпила — человек, над которым можно поиздеваться, посмеяться.

Крыша/маза5  — помощь, защита

Гривотряс — человек с длинными волосами

Стрела — встреча, разборка | Забить стрелу (назначить встречу)

Раскидать — ответить за свои слова

Тапки — кроссовки

Волына — пистолет

1.  В школе где я учился и в районе где жил (и прилегающих районах) говорили «здравый», «здраво», понятие «чёткий и ровный» я вычитал в интернете на гопническом ЖЖ сообществе, а также в «Википедии», интересовался перед написанием статьи говорят ли у нас в городе «чёткий», на что получил утвердительный ответ, так говорят в центре (Октябрьский район).

2.  То же самое можно сказать и про отработать/отжать, у нас всегда говорили отработать, отжать в те годы не говорили (начало-середина десятилетия), но сейчас всё чаще слышу отжать/отжали.

3.  «Вася» никогда не говорили, обычно говорили «лох»

4.  «Дудка» никогда не говорили, обычно говорили «труба»

5.  «Маза» никогда не говорили, обычно говорили «крыша»




Гопник



Атрибутика и стиль


Анатомия гопника

Кепка-аэродром — кожаные или тряпичные, гопники единственные представители неформальных движений которые при ношении модных кепок не похожи при этом на гомосексуалистов. Так получилось что среди обычной молодёжи кепки вышли из моды, видимо чтобы окружающие не ассоциировали человека носящего кепку-аэродром с гопником. Т.е все кто носит кепки — это гопники, даже мэр Москвы Юрий Лужков — гопник от политики (шутка).

Трико — очень важная черта в трико у классического гопника это чтобы оно было с белыми лампасами, фирмы «Адидас», «абибас», «амидас» и т.п. Трико должно быть удобно и свободно сидеть на гопнике (спортивного фасона), для того чтобы было удобно сидеть на корточках, двигаться.

Кроссовки — практичные, удобные и простые тряпичные в сеточку или кожаные, чтобы быстрее бегать (убегать или догонять).

Чётки — используются для снятия стресса, расслабления и тренировки кисти руки. Видите молодого человека с чётками, знайте, что перед вами представитель гоп-движения, думаю, что с правоверным мусульманином или евреем-ортодоксом вы его не спутаете. За отсутствием чёток может использоваться зажигалка, пачка сигарет или ножик-бабочка.

Барсетка — на сегодняшний день по моему мнению пережиток прошлого, барсетки вышли из моды среди гопников, хотя иногда встречаются гопники при полном антураже и с барсеткой. Динозавры.

Кожаная или спортивная куртка — куртка должна быть практичной и удобной, кожаную куртку труднее пробить ножом, электро-шокером, или нанести повреждения огнестрельным травматическим оружием.

Семена подсолнуха (Семечки) — как ни странно, но семечки это тоже атрибут классического гопника, лузгающий семечки гопник это привычное зрелище, чем это объясняется остаётся загадкой, заедание стресса, утоление голода, устранение скукоты или же всё вместе взятое.

Пиво — любимая пивная марка советского труженика «Жигулёвское» в наше время стало ассоциироваться с гопотой. Хотя как это ни странно я тоже предпочитаю «Жигулёвское». Только есть одно большое различие, если я себе могу позволить выпить пива 1-2 раза в месяц отличает меня от гопников в том, что они пьют пиво не просыхая, я это мог лицезреть на примере своей «родной» дворовой гопоты.

Гопота

Музыка и Кино

Как известно в стране у нас культурой руководят всё те же «гопники» от культуры и «гламурные» личности, современная культура это «явление» для узкого круга лиц, почти маргиналов, а народная культура, т.е культура для народа это Дом-2, Ксения Собчак, Тимати, болото поп-сцены, шансон, тюремная романтика и прочие прелести современной культурной России, но я отвлёкся, итак о гопниках.

Гопники слушают: «Бутырка», «Крестовый туз», «Воровайки», «Петлюра», «Лесоповал», Михаил Круг, Сергей Наговицын, Михаил Шуфутинский, Катя Огонёк. Это я умолчал о тех сотнях и сотнях хрипящих под одну и ту же музыку в микрофоны о воровской доле и загубленной жизни товарищах, которых так много расплодилось и повылазило после развала СССР, в бандитские 90-ые годы.

Из шедевров отечественного кинематографа пропагандирующих жизнь по «понятиям»: Сериал «Зона», также другие сериалы рассказывающие о тюремных героях панфиловцах, фильмы «Бумер», «Бригада», «Сволочи», «Жмурки», «Штрафбат».


Губка Гот, Губка Боб и Гупка Гоп

Представление общества

У большей части российского общества к гопникам резко отрицательное отношение, как в принципе и к «тюремной романтике», жаргону. Но как это не парадоксально, многие слова или новая трактовка слов (тайный язык) в лексиконе современного россиянина появляются именно из-за решётки, так же заимствуются многие элементы стиля и поведения у гоп-движения, многие слушают музыку направления «русский шансон», смотрят кино и сериалы переживая при этом за «плохих ребят». Многие ли родители понимают, чем занимаются их чада на улице, ведь гопники не засланы с Марса, у них тоже есть родители, которые по логике вещей должны были их воспитать, гопниками не рождаются, гопниками становятся. Агрессия гопников в больше степени затрагивает молодую часть населения страны, особенным вниманием пользуются всевозможные неформальные движения, начиная от рэперов и заканчивая рокерами которые в свою очередь отвечают взаимностью гопоте. До недавнего времени я думал, что сеть Интернет это место свободное хотя бы от гоп-движения и гоп-пропаганды, как оказалось я ошибся. Читая блоги, сайты, ЖЖ сообщества гопников я над многим смеялся, мне казалось, что это чей-то массовый креатив в масштабе далеко не одного ресурса, но потом у меня было такое ощущение, что меня окунули во что-то очень дурно-пахнущее. Они собираются и обсуждают многие вещи явно противоречащие УК РФ, они спрашивают советы, интересуются мнением других собратьев, подобно домохозяйкам ищущих новый рецептик для стряпни, интересуются схемами отъёма у граждан личного имущества, делятся впечатлениями из личного опыта.



Из личного

Всё то, что написано выше, о поведении, атрибутике, стиле и жаргоне это всё о классических гопниках, это общее, это стандартизировано и там нет конкретики, многое знакомо и вызывает улыбку с чувством отвращения. Перейдём к конкретике.


В любой современной российской школе есть субъекты живущие как они думают по «понятиям», так называемые «здравые пацаны», так случилось что больший опыт общения с этими индивидами я получил именно в школе, т.к ходил в школу и приходилось сталкиваться с разными ситуациями и попадать в передряги, в дальнейшей своей жизни я старался и стараюсь избегать какое-либо общения со «здравыми пацанами», ибо себе дороже. Если ты «лох», то платишь «работаешь», «уделяешь» 50 рублей в месяц одной из группировок (расценки на начало десятилетия в одной иркутской школе), взамен получаешь защиту «крышу» от других группировок в случае проблем «наезда», «рамсов», т.е если у тебя проблемы за тебя приходят разбираться на «стрелку», но это ещё не гарантия того что ты будешь в итоге невредимым, это решают на «стрелке», исходя из твоей какой-то мифической правоты/неправоты, силы, авторитета группировок, «подвешенности языка» вашего «парламентёра» или личных отношений переговаривающихся. В общем, всё как у взрослых. Были и те, кто не платил и не соблюдал понятия — «маминкины сынки», «спортсмены», «неформалы», «хулиганы». Спортсмены и особенно хулиганы, по сути, те же группировки имеющие «старших», но не живущие по понятиям и не терроризирующие других школьников, свои ребята. Все стремились приобрести себе пневматические и травматические пистолеты, холодное оружие, кастеты, строгали дубинки, покупали биты, переделывали газовое оружие под боевое, комичен и трагичен случай когда мой друг, показывая учителю по труду барабан от газового револьвера спрашивал как его грамотно расточить под боевой и можно ли это сделать на школьном станке, учитель рассказывал и разрешал, свой человек. Другое дело, что мой друг не был и не стал гопником, а служит по контракту в Чечне. Бывало, что учителей мужчин оскорбляли, унижали и даже били «здравые пацаны». Одной фразой «русский Бронкс».


Об этом знала вся школа, учителя, некоторые родители, но как говориться спасение утопающих дело рук самих утопающих, хотя и тонет весь корабль.

Гопник это трус, да именно так, со всей внешней атрибутикой и бравадой при равных или больших силах гопник показывает свою истинную, трусливую сущность. Ниже несколько случаем из моей жизни.


1 случай: Магазин у обочины

Я с другом и три девушки провожаемся по домам, по пути решили зайти в местный магазинчик у дороги, я отстал от компании, а когда догнал, девушки мне говорят

— В магазине к Антону пристали (он хоть с виду большой и сильный, а на деле парень робкий и скромный), захожу в то что называется магазином, который больше мне напоминает пост-апокалипсический салун, пытаюсь разобрать не только в табачном дыму что к чему. Антон к окружении трёх ребят гопнической наружности, один из которых одет в форму охранника (видимо совмещает приятное с полезным) обсуждают что-то у самого входа, наверное, размер его кожаной куртки, я говорю давая понять что Антон не один:

Я: — Ребята, какие-то проблемы?

Они: — Да никаких проблем.

Я: — Антон, если никаких проблем давай купим что хотели и пошли.


2 случай: Прыщ спаситель

Мой день рождения, мне 20 лет, как на зло на правой щеке у меня соскочил большой прыщ, гнойный нарыв, я уже второй год нахожусь под остаточным впечатлением от прочтения книги Чака Паланика «Бойцовский клуб», я утром жду маршрутку на остановке гостиница «Ангара», я хочу уехать с работы домой. Останавливается автобус и из него выходят два субъекта гопнической наружности в небольшом подпитии с пластиковой, двух литровой бутылкой пива в руках, расплачиваются за проезд водителю автобуса кидая в него со всего размаху мелочью. Следующий объект их «профессиональной» деятельности это я. Подходят со спины, ставят бутылку с пивом на тротуар и спрашивают.

— Он: Братуха, деньги есть?

— Я, улыбаясь: Для тебя только рубль.

— Он: Не понял…?

Я достаю руки из карманов, бросаю свой пакет на тротуар, и тут надо видеть изменение выражения лица человека полностью уверенного в своих силах, уверенного в получения заветной мелочи, сигареты, пачки сигарет, сотового телефона, кожаной куртки, вашей девушки, вашего достоинства и самоуважения на лицо человека который понимает что его сейчас будут бить. Один был побольше и покрепче, второй разговорчивый поменьше, бил я первого, т.к на мой взгляд он нёс большую опасность, в последствии мои мысли оправдались. Я бил и отходил, они оба наседали и не могли меня достать, разговорчивый зажал между пальцами ключи (так девушкам иногда советуют обороняться от маньяков), пытался меня успокоить, с обращением к своему протеже взывал нас обоих к диалогу, со словами «Да это здравый пацан» просил меня угомониться, при каждом пинке все призывы к миру смешивались с воплями «да я тебя убью», «тебе конец» и т.п, я просил только об одном, чтобы он не зажимал ключи между пальцами и не шёл на меня, перспектива оказаться с ключом в глазу в свой день рождения меня никак не радовала. В итоге второй меня достал «джебом» в ту самую правую щёку и мой прыщ не выдержал давления и смачно прыснул в сторону агрессоров, «здравые пацаны» добились своего — увидели кровь и решили ретироваться непобеждёнными, позабыв о бутылке с пивом, о которой я им напомнил, пнув вдогонку. Я услышал истеричный смех перемешанный с нецензурщиной и обещаниями что они меня найдут и убьют. Подъехала моя маршрутка, я не стал искушать судьбу, сел и поехал домой. Драка утром в центре города, люди ходят рядом, люди обходят этот маленький мирок агрессии и жестокости, их это не касается, их мирок в безопасности.


3 случай: Оскорблённый «авторитет»

Совсем недавно случился, мы в компании пяти приятелей разговариваем у нас во дворе, к нам бесцеремонно подходит местный «авторитет» и пытается понять суть разговора, я вежливо прошу его отойти, ноль эмоций. Ладно, мы не гордые, сами отойдём, а связываться с человеком, у которого на лице всё написано мы не будем. В общем не гордые мы люди, ушли в другое место и продолжили свой разговор, один собеседник нас покинул и тут же мы получаем ватагу гопников со всего района, примерно с половину роты набралось. Т.е человек не стал выяснять отношения, когда был в меньшинстве, а как следует настоящему «тимуровцу» обзвонил и собрал свою «команду». А человек уже не маленький и претендует на звание «авторитета» среди молодёжи в районе. Итог сего действия я получаю по лицу от оскорблённого «авторитета» за свою «дерзость» и строгий выговор от «партийной ячейки», а на следующий день уже «авторитет» краснея лицом получает выговор, в смысле его не били, а говорили, причём в этот раз перевеса в живой силе не было ни у одной из сторон.

Т.е во всех трёх случаях мы видим трусость тех, кто всем своим бравый видом хочет показать свою мужскую состоятельность, суть «героизма» гопников в том что все свои геройства они совершают в банде, в подпитии и по «накурке» против заведомо слабых как в физическом, так и в морально-духовном плане людей и при перевесе в количестве.


Как выходить из ситуации по крайней мере не проигравшим, если вы сами не гопник и вам чужды понятия уголовного мира и у вас не «подвешен» язык, разговаривать не стоит вообще, вы их никогда не переговорите. Да и забалтывают они вас, для того чтобы в определённый момент просто неожиданно ударить якобы за ваши «неправильные слова» и в итоге ограбить вас, это если вы сами по «доброму» не хотите отдавать своё имущество. Если вы в незнакомом районе, то при «наезде» гопоты лучше бежать, драться только если не позволяют обстоятельства, например, рядом ваш близкий человек, девушка. Хотя МЧС советует бежать даже девушке.

Источник: «Форум Иркутских Гиков»

Обсудить на форуме ТА  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100