https://altruism.ru/sengine.cgi/9/0
КОГО Я СЧИТАЮ АЛЬТРУИСТОМ?Многочисленные энциклопедические и словарные определения этого слова приведены на нашем сайте в разделе "Энциклика". Но из этих общих понятий сложно вычислить линию редакции: о ком мы здесь пишем, кого публикуем? Теоретически каждый редактор раздела имеет определенную свободу в этом выборе (если другие члены редколлегии не используют право вето). Я беру за основу определение Романа Морозовского: "Альтруист получает за свой труд то, что нужно только ему одному и никому боле". Есть еще дополнение коллеги Романа - Константина Кнопа: "А это может быть только любовь ближних" . (* ) Эти романтичные и красивые образы можно изложить еще так, посуше: "Альтруиcт получает за свой труд то, что нельзя ни продать, ни обменять, ни подарить". Например, самореализацию, моральное удовлетворение, место в раю, чувство собственного достоинства, уважение, имидж, авторитет, славу, любовь ближних и дальних... Список можно долго-долго продолжать, а также оспаривать вот на этом форуме. Следующий вопрос состоит в том, в каких случаях можно считать альтруистическими группы и объединения людей. Уже в малой группе (от 3 до 30 человек) чаще всего нет однородного в этом смысле состава. Даже если выделить только неформальные группы, а из них только некоммерческие, бескорыстные, они в большинстве случаев состоят из генераторов и потребителей. Потребители тоже не получают ничего корыстного, но они и не трудятся и, таким образом, не соответствуют первой части определения: "получает за свой труд". Они просто так получают, но и без них не бывает: альтруистам ведь надо кого-то обслуживать. Будем называть такую пассивную форму альтруизма бескорыстием (уточнения и предложения pls на этот форум ). Мы знаем теоретически и практически, что почти любая группа неоднородна, но указывать пальцем (или курсором) на живых людей и бестактно, и чревато ошибкой: самоотдача и помощь ближнему нередко реализуются в более изощренных формах, чем колка дров для общего очага. Чтобы не увязнуть в психологии межличностных отношений, предлагается: считать альтруистической любую бескорыстную, некоммерческую группу на том основании, что она не могла бы существовать, не будь в ней альтруистического ядра. Еще сложнее картина с большими неформальными сообществами. Они тоже состоят из генераторов и потребителей, а некоторые входящие в движение группы больше производят, чем потребляют, но и внутри каждой такой группы существуют разные люди и позиции. С осторожностью применяя аналогию с малой группой, можно сказать, что любое неформальное движение, пока оно еще не охвачено бизнесом, не могло бы существовать, если бы в нем не было активной альтруистической составляющей. Возьмем, например, нынешнее состояние движения КСП. При длящейся огромной массовости и популярности оно представляет собой пеструю мешанину из шоу-бизнеса, CD-штамповки, индустрии отдыха, безгонорарных концертов, тусовочных слетов, поездок в гости, благодарной среды для провинциальных графоманов и т.п. По объему денежной массы в нынешнем КСП превалируют коммерческие элементы, но если считать по количеству участников, то это еще не факт. В значительной мере в КСП сохраняются типичные для неформалов традиции взаимопомощи, гостеприимства, элементы неформальной субкультуры и огромное количество вполне альтруистических клубов и компаний (особенно в провинции). В молодом и самом энергичном ныне в русскоязычном пространстве движении ролевиков стремительно набухают коммерческие элементы. Это, прежде всего, изготовление игрового оружия, доспехов и других аксессуаров, целевой полиграфической продукции, ролевых компьютерных игр. Кроме того, все больше становится мастеров, берущих гонорары (картина, знакомая КСП-шникам с 25-летним стажем). Ролевики еще не стали серьезной точкой приложения бизнеса, хотя рано или поздно это произойдет. Но даже если бы мы могли точно отслеживать каждый цент и человеко-час, все равно у нас нет критерия, когда следует перестать считать движение альтруистическим. Это философский вопрос типа: "Сколько бананов куча?" Некоммерческие организации западного типа состоят из профессиональных менеджеров и вполне альтруистичных волонтеров. На Западе и менеджеры имеют оттенок альтруизма, так как зарплата их заметно ниже, чем в коммерческих структурах (причастность к альтруизму подтверждает достаточно распространенное на Западе мнение о них как о неудачниках). На территории ex-SU профессиональные работники НКО западного типа относятся к небольшому проценту стабильно работающего и высокооплачиваемого населения. Ситуация, таким образом, зеркально вывернута: у традиционных русских неформалов самыми яркими альтруистами являются лидеры, а у Западников - рядовые члены движений. Но эти волонтеры, в массе своей не претендующие на нонпрофит-карьеру, составляют очень заметную часть нынешнего русского альтруизма, потому хотелось бы уделить НКО побольше внимания на страницах сайта. Вероятнее всего, в любом неформальном сообществе очень долго сохраняются отдельные альтруистические элементы. Иногда они выделяются в отдельное субсообщесто, как, например, "Костры" из КСП. Но "Костры" имеют списочный состав максимум в несколько сотен человек, несколько энергичных групп. То есть не относятся к классу "большие". Таким образом, если в оглавлении раздела есть подразделы "Ролевики" или "НКО" , это означает:
А если создается материал о единичной группе или небольшом альтрустическом сообществе, то используется не название движения, а уникальный идентификатор (чаще всего самоназвание) этой группы: "Костры" , "Подземники" , "Клуб 116" и т.п.
Мда, не хочется заканчивать предисловие на такой мрачной ноте...
В сущности, самое главное - это то, что люди признают существование
альтруизма как факта жизни, нравится он им или нет, считают они его "поддельным" или "настоящим". Вот и давайте писать о нем. И о них, людях. И жить
дружно...
Михаил Кордонский
|