https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/9/11
Тезисы к семинару по педагогике и социопсихологии.1. Человек меняется медленнее своих технологий. "Массовый" человек вооружен средствами исполнения своих желаний самым современным образом; массовое же сознание остается практически пещерным. В мире дефицитов и конфликтов "массовый" человек не останавливается перед выбором средств решения собственных проблем. Международные нормы и законодательства наиболее развитых стран рассчитаны на сознание прогрессивной части человечества и в критических ситуациях оказываются беспомощными перед варварским менталитетом "массового" человека. Положение усугубляется тем, что целый ряд конфессий и иных больших сообществ практикуют установки, несовместимые с представлениями о гуманистических ценностях. Кроме того, варварские способы ведения экономики и быта складываются с картиной естественных природных катаклизмов, усугубляя ее. Мир входит в полосу катастроф. 2. Спасти человечество может только новый, "экологичный" менталитет "массового" человека. Этот менталитет невозможно укоренить иначе, как "воспитанием". Под "воспитанием" понимается такое глубокое усвоение "экологичных" нравственных ценностей, норм и моделей поведения, которое в экстремальной ситуации определяет наиболее оптимальные с точки зрения "экологии человека", хотя и парадоксальные с точки зрения инстинктов, его поступки. 3. "Воспитание", в отличие от "обучения" и "дрессировки", недостижимо средствами дидактики или системы наказаний. Оно требует нового взгляда на педагогический процесс, иной его организации. В то же время известны педагогические методики, технологии, весьма эффективные в плане воспитания. 4. Эти методики и технологии не практикуются практически ни в одной педагогической системе как принятые по умолчанию; они применяются весьма редко в отдельных системах дополнительного образования, на страх и риск педагогов. Подготовкой же таких педагогов не занимается никто. 5. Если человечество хочет продлить свое существование, оно должно в корне пересмотреть массовую педагогику таким образом, чтобы воспитание в ней стало главенствующей задачей, шло впереди обучения. Практически это означает кардинальную перестройку школы. 6. Известные методики воспитания позволяют организовывать в их рамках также обучение и всестороннее развитие личности. Таким образом, возможно создание массовой педагогической системы, где воспитание, обучение и развитие слиты воедино, составляют комплекс. Существует достаточно широкая практика, опыт работы со многими отдельными составляющими этой методики и системы. В то же время необходима большая работа по созданию и доводке системы и методики в целом. 7. В основе системы лежит структура неформальных ученических и учительских сообществ. Есть опыт создания и эффективной работы с ними в свете новых педагогических задач. Он лежит прежде всего в области социопсихологии. Блок соответствующих знаний и методов можно условно назвать "технологией группы". 8. Должно измениться содержание образования в массовой школе. Уменьшится набор необходимых, но отвлеченных сведений; появятся блоки социальных компетенций, а также методологический и культурологический. Частью педагогического процесса должен стать эффективный блок практической социализации учащегося. Эту задачу призван решать педагогический менеджмент. 9. В создании новых и разнообразных педагогических систем особое значение приобретает ментально-адресный, социологически точный менеджмент, именуемый создателями его методики "социотехническим проектированием". 10. Подготовка педагога новой формации, таким образом, неизбежно включает в себя ряд новых аспектов социопсихологии неформальных сообществ, педагогический менеджмент и социотехническое проектирование. Программа семинара по педагогике и социопсихологии
|