Тезисы к семинару по педагогике

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Библиотека статей Владимира Ланцберга >> Тезисы к семинару по педагогике >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/9/11


Тезисы к семинару по педагогике и социопсихологии.

Семинар прошел в Екатеринбурге в апреле 2002 года.

1. Человек меняется медленнее своих технологий. "Массовый" человек вооружен средствами исполнения своих желаний самым современным образом; массовое же сознание остается практически пещерным. В мире дефицитов и конфликтов "массовый" человек не останавливается перед выбором средств решения собственных проблем.

Международные нормы и законодательства наиболее развитых стран рассчитаны на сознание прогрессивной части человечества и в критических ситуациях оказываются беспомощными перед варварским менталитетом "массового" человека.

Положение усугубляется тем, что целый ряд конфессий и иных больших сообществ практикуют установки, несовместимые с представлениями о гуманистических ценностях.

Кроме того, варварские способы ведения экономики и быта складываются с картиной естественных природных катаклизмов, усугубляя ее.

Мир входит в полосу катастроф.

2. Спасти человечество может только новый, "экологичный" менталитет "массового" человека. Этот менталитет невозможно укоренить иначе, как "воспитанием". Под "воспитанием" понимается такое глубокое усвоение "экологичных" нравственных ценностей, норм и моделей поведения, которое в экстремальной ситуации определяет наиболее оптимальные с точки зрения "экологии человека", хотя и парадоксальные с точки зрения инстинктов, его поступки.

3. "Воспитание", в отличие от "обучения" и "дрессировки", недостижимо средствами дидактики или системы наказаний. Оно требует нового взгляда на педагогический процесс, иной его организации.

В то же время известны педагогические методики, технологии, весьма эффективные в плане воспитания.

4. Эти методики и технологии не практикуются практически ни в одной педагогической системе как принятые по умолчанию; они применяются весьма редко в отдельных системах дополнительного образования, на страх и риск педагогов. Подготовкой же таких педагогов не занимается никто.

5. Если человечество хочет продлить свое существование, оно должно в корне пересмотреть массовую педагогику таким образом, чтобы воспитание в ней стало главенствующей задачей, шло впереди обучения. Практически это означает кардинальную перестройку школы.

6. Известные методики воспитания позволяют организовывать в их рамках также обучение и всестороннее развитие личности. Таким образом, возможно создание массовой педагогической системы, где воспитание, обучение и развитие слиты воедино, составляют комплекс.

Существует достаточно широкая практика, опыт работы со многими отдельными составляющими этой методики и системы. В то же время необходима большая работа по созданию и доводке системы и методики в целом.

7. В основе системы лежит структура неформальных ученических и учительских сообществ. Есть опыт создания и эффективной работы с ними в свете новых педагогических задач. Он лежит прежде всего в области социопсихологии. Блок соответствующих знаний и методов можно условно назвать "технологией группы".

8. Должно измениться содержание образования в массовой школе. Уменьшится набор необходимых, но отвлеченных сведений; появятся блоки социальных компетенций, а также методологический и культурологический. Частью педагогического процесса должен стать эффективный блок практической социализации учащегося. Эту задачу призван решать педагогический менеджмент.

9. В создании новых и разнообразных педагогических систем особое значение приобретает ментально-адресный, социологически точный менеджмент, именуемый создателями его методики "социотехническим проектированием".

10. Подготовка педагога новой формации, таким образом, неизбежно включает в себя ряд новых аспектов социопсихологии неформальных сообществ, педагогический менеджмент и социотехническое проектирование.

Владимир ЛАНЦБЕРГ

Программа семинара по педагогике и социопсихологии
для работников учреждений дополнительного образования

 

1 день.

1. Мир в начале XXI века: человек как главная опасность для человечества. "Экология человека" и "экология человечества". Новые приоритеты в педагогике: формирование "экологичного" менталитета становится главной задачей. Воспитательные возможности дополнительного образования. - 1 час.

2. Новый взгляд на школьное образование. Образовательные возможности дополнительного образования. Методика коллективного творческого воспитания (по И. П. Иванову) как основная воспитательно-образовательная технология. Школа и клуб на ее основе. Мотивация саморазвития и образование мотивационной среды. - 2 часа.

3. Новый взгляд на содержание образования. Методология. Культурология. Концепция социальных компетенций. Образовательные и социализационные возможности дополнительного образования в свете новых идей. - 1 час.

4. Мотивы и потребности. Анализ педагогической системы с потребностной точки зрения. - 1 час.

5. Школа и клуб на основе неформальных сообществ. - 1 час.

 

2 день.

6. Технологии формирования неформальных групп, сопровождения (управления), расформирования. Вопросы конфликтологии. - 4 часа.

7. Сетевое образование. Анализ возможностей традиционной школы и школы нового типа, а также учреждения дополнительного образования. Сети - внутренняя и внешняя. - 1 час.

8. Педагогический менеджмент (внутренний и внешний) - 1 час.

 

3 день.

9. Социотехническое проектирование. - 2 часа.

10. Педагог новой формации. Новое содержание педагогического образования. - 1 час.

11. Обзор проведенных занятий. Разговор о практическом применении новых знаний. - 3 часа.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования