https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/7/8/16/2
Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе. Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть. Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА. Быть или не быть "школе Ребенка"
Предположим, что, как и многие женщины-педагоги, я выполняю три роли: мамы, преподавателя и администратора. И пребывая в каждой из этих ролей, я в определенные моменты решаю проблему выбора школы (для ребенка или для себя, для своей работы) - а так сложилась судьба, что школы нам приходится менять часто. И вот что интересно: на результат выбора оказывает влияние та или иная моя роль. Когда я выступаю в роли мамы, то приоритетами, оказывающими влияние на этот выбор, являются наличие в школе комфортных условий для моего ребенка, индивидуального подхода к моему ребенку как с точки зрения его воспитания, так и с позиции обучения. Я обязательно обращаю внимание на то, учат ли моего сына учиться самостоятельно, учат ли его решать свои проблемы при минимальной помощи со стороны и то в случае острой на то необходимости, учат ли его нести ответственность за свою жизнь, здоровье и, наконец, за "добытые" им знания. То есть я ищу школу, ориентированную на Ребенка. Почему? Потому, что я твердо знаю - все дети отличаются интересами, темпом учения, физическими возможностями и образовательными потребностями. Потому, что мой ребенок живет не в коллективном прошлом, а в индивидуальном настоящем. Потому, что я хочу, чтобы мой ребенок имел хорошее место работы. А уже не секрет, что в ситуации рыночных отношений практика массовых профессий уступает место "штучным". Сегодня даже у алгоритмизированных исполнителей ценятся, наряду со знаниями, индивидуальные профессиональные компетентности, их успешность начинает определяться не объемом знаний "все обо всем", а умением при необходимости самостоятельно разыскать нужную информацию. Потому, что я не хочу больше быть пассивным объектом для школьного коллектива, а хочу, чтобы меня воспринимали той, кто я есть на самом деле - заказчиком образования для своего ребенка на рынке образовательных услуг. Когда же я выступаю в роли администратора, то я прекрасно осознаю, что идея внедрения "ребенкоориентированного" подхода идет вразрез с потребностями государства в "послушном гражданине", умеющем внешне приспособляться и жить "как все". Осознать этот факт мне помогает администрация вышестоящих учреждений образования, и не только помогает, но и постоянно напоминает об этом в различной форме. Кроме того, меня ставят в такие условия всевозможными проверками и тотальным контролем, что я вынуждена прийти к убеждению: управлять знаниево-ориентированной школой мне значительно легче. Трансляцию ЗУНов, базирующуюся на стандартных программах, проще организовать и контролировать, чем индивидуальное самообразование Ребенка, так как в основе последнего лежит индивидуальный интерес конкретного ученика и нетрадиционные функции педагога (изменение позиции "урокодателя" на позицию "индивидуального консультанта"). Мне внушают: если Вы будете работать в "ребенкоцентрированной" школе, Вам придется составлять индивидуальные расписания, следить за индивидуальными образовательными маршрутами детей, способствовать развитию специфических методических подходов, создавать не просто педагогический коллектив, а команду разнодумающих единомышленников и т.д., и т.п. А оно Вам надо? Находясь в роли преподавателя, контролируемого во всем и виноватого тоже во всем, я начинаю ощущать, что потребность в разработке особого методического обеспечения образования, ориентированного на Ребенка: разработке реальных индивидуальных программ учения (а не обучения - это важно!), индивидуальных учебных планов, у меня как-то атрофируется со временем. Особенно в дни получения заработной платы. Мне проще организовать предъявление информации и фронтальную проверку, чем самостоятельную проектную и поисковую деятельность учеников. В конце-то концов - как платят, так мы и работаем! О каких здесь еще индивидуальных консультациях может идти речь? Так быть или не быть "школе Ребенка"? Можно ли совместить два подхода: знаниево-ориентированный и ребенкоцентрированный? В принципе, их глобального разделения не существует и сегодня: есть системы "РЕБЕНОК в ЗУНах", и есть "ЗУНы в ребенка!". Дальнейшее совмещение их необходимо и возможно, но при условии изменения точки зрения общества на традиционные ЗУНы: система "Ребенок: Умения-Навыки-Знания" и даже "Ребенок: проблема-поиск-решение" придут им на смену, переход на индивидуальное образование исторически предопределен. Как видим из рассуждения, это зависит от того, как быстро и качественно модель "ребенкоцентрированного" образования будет принята большинством членов нашего общества и насколько точка зрения детей и родителей будет учитываться при формировании государственного заказа. Кроме того, катализатором может послужить и ситуация "от противного", ситуация бунта против существующих культурных традиций знаниевой парадигмы. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в ситуации имеющегося на настоящий момент глобализма педагогического сознания переход к восприятию, и, тем более, личностному принятию идей педагогики Свободы явно труден и тернист, что доказывают многочисленные реплики оппонентов. Поскольку конструктивная критика всегда является предпосылкой дальнейшего развития теории, позволим себе превентивные ответы на возможные вопросы читательской аудитории. Зачем же современной России нужны такие школы? - Чтобы уйти от практики воспитания людей, затрудяющихся в массе своей разумно и свободно ориентироваться в ситуации выбора. Какова цель организаторов подобных школ? - Создать условия для того, чтобы ребенок научился самостоятельно "добывать" необходимую ему информацию и чувствовать себя уверенно при самостоятельном разрешении личностной ли, учебной ли проблемы. Будет ли свободная школа воспитывать людей, вынужденных встраиваться в систему общественных отношений в качестве исполнителей второстепенных ролей? - Будет, причем в той же степени, что и исполнителей первостепенных и третьестепенных ролей. Кстати, а какую роль считать второстепенной? Если речь идет о позиции ведущий-ведомый, то любому обществу необходимы и лидеры и ведомые, что исторические предопределено. Как избежать того, что ребенок в ситуации свободы не привыкает трудиться, не делает усилий над собой, чтобы стать личностью? - По нашему глубокому убеждению, именно ситуация свободы учит человека труду, отсутствие тотального педагогического контроля создает условия для постоянных его усилий над собой, для самоконтроля. Существует замечательная африканская пословица, которую в свое время озвучил Б.Гржимек: "Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж и много сил. А вот чтобы решить - что именно нужно сделать - нужна действительно огромная сила". Нам кажется, что она, как никакая другая, подходит к ситуации свободного образования. И, несомненно, необходимо научить ребенка как себя вести в ситуации свободы. Не страшит ли пропагандистов педагогики Свободы тот факт, что ребенок уйдет от требовательного педагога туда, где ему будет легче? - Как показывает практика, современные дети очень четко понимают, какой багаж знаний им будет необходим в реальной жизни. И соответственно этому предъявляют вполне адекватные требования к педагогам. Сегодня дети очень хотят быть компетентными и конкурентоспособными! И, повторимся, как показала практика, они не уходят туда, где легче. Они уходят туда, где их учат. Учат учиться. Учат спокойно, не оскорбляя, не унижая достоинства. К слову сказать, мы недавно провели опрос старших школьников на предмет их видения современного урока. Так вот, ребята призывают учителей "лучше готовиться к урокам" и "честно работать". Видимость свободы оборачивается на следующем этапе худшей формой зависимости от всего вокруг. Есть ли это рабская зависимость от Свободы? - Опять перейдем в "вопросную" форму ответа. Что лучше: зависимость от свободы или зависимость от несвободы, которая наблюдается сегодня повсеместно - "вы скажите нам, что надо сделать, вот тогда мы и сделаем"? В частности, в педагогическом сообществе зависимость от несвободы иллюстрируется повсеместным пристрастием учителей к работе по готовым сценариям внеклассных мероприятий и разработкам уроков, к типовому поурочному планированию. Это и легче (не надо обдумывать собственный подход), и в случае неудачи удобно найти виноватого (истинного разработчика сценария). И что есть "рабская зависимость от свободы"? Потребность постоянно чувствовать себя свободным? Поступать в соответствии со своими представлениями о своем жизненном пути? Мы не видим в этом ничего "рабского". Впрочем, это словосочетание очень странно по сути своей. Ведь "раб" - несвободен по определению. Заметим, что нюанс ограничения личной свободы рамками безопасности существования окружающих мы уже рассматривали в начале нашего разговора.
А страшит нас то, что учителя воспримут педагогику Свободы как педагогику вседозволенности, и скомпрометируют ее в глазах родительской общественности. Доказать что-либо постфактум будет не просто сложно, а невозможно.
|