Создаем школьный театр

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 1 2004 год >> Создаем школьный театр >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/7/8/15/15


Школа для подросткаШкола для подростка

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками.

Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.

Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.




Театр и школа, театральное творчество и самовыражение и традиционно-обязательная школьная рутина - явления, казалось бы, несовместимые. Но если в школе после уроков вдруг начинает действовать театр, то жизнь школы постепенно изменяется. А если учителям удается театральные подходы "принести" с собой и на урок, то такая школа вынуждена задумываться о полной перестройке механизма своей работы. Так театр, спускаясь с театральных подмостков, продолжает не только отражать, но и переустраивать жизнь вокруг себя.

Вадим Семенович ЗЛОТНИКОВ

Москва,
педагог и режиссер, организатор фестиваля школьных театров "Дилетант" и нескольких театральных студий в школах Москвы, режиссер педагогического отдела Российского Академического Молодежного Театра (РАМТ)

Создаем школьный театр.

Кому и зачем он нужен?

Скажу сразу, что я не знаю, как вам в вашей школе создать свой театр. Но движение в этом направлении начинается с ответа на вопрос - зачем, по-вашему, он вообще нужен в вашей школе? По крайней мере, я бы начинал именно с этого. Само по себе желание играть или возможность насытить культурную жизнь учащихся может только приветствоваться, однако по степени трудоемкости, по материальным и временным затратам, театр в школе мало с чем сопоставим.

Любое дело начинается с единомышленников. Хорошо, если есть несколько взрослых, готовых собраться в команду. Желательно, чтобы эти люди были связаны как дружескими, так и профессиональными, в нашем случае - педагогическими интересами. Не менее важно, чтобы они не представляли собой собрание исключительно гуманитариев. Если среди тех, кто решил поддержать ваше начинание, есть учитель физкультуры, физик, математик, педагог по трудовому и профессиональному образованию, то, скорее всего, вас ждет успех. Если же таковых нет, то постарайтесь найти способ заинтересовать самых разных людей, работающих рядом с вами.

Возможно, в этом случае вопрос "зачем?" потеряет свою злободневность, хотя и не перестанет быть актуальным. Потому что театр в школе не может начинаться со взрослых. Даже если мы, педагоги, умудренные опытом и степенями, думаем, что в школе все определяют учителя, их желания или возможности, то на самом деле, все в школе определяют дети и та действительность, которую формируют они. Их отношения, их проблемы, их запросы и их возможности. Если найти ответ на вопрос - зачем это нужно тем детям, которых я втяну в эту колоссальную работу, то сразу же будет понятно, как ее начинать. И не стройте иллюзий о том, что вы их чему-то научите, от чего-то отвлечете или воспитаете в них нечто. Учиться, отвлекаться и образовываться с этой минуты придется вам.

Настоящий театр (а школьный театр именно таковым и является) - дело, требующее очень глубокого личностного участия. Через него мир открывается в своей целостности, а человек в неповторимости. Именно поэтому глубокое понимание учителем той педагогической действительности, которая существует в данном школьном сообществе, выделение болевых точек, реальных проблем и попытка говорить о них с подмостков школьной сценической площадки сделает ваш театр по-настоящему значимым в глазах тех, кто порождает эту педагогическую действительность, в глазах учащихся вашей школы. И ответ на вопрос, зачем школе театр, будет очевиден.

 

Фабрика звезд

По структуре школьный театр не обязан и не должен копировать "взрослые театры". Совершенно очевидно, что его задача не профессионализация ребенка, не победы на конкурсах, и уж тем более не удовлетворение несостоявшихся театральных амбиций своих руководителей. На мой взгляд, любое стремление школьного театра изобразить из себя театр профессиональный ведет к антипедагогическому результату. Дети не становятся профессиональными актерами, но и детьми быть перестают, теряют тот живой творческий потенциал, которым так щедро наградила природа любого ребенка. "Маленькие взрослые", выходящие на сцену, выдрессированные своими педагогами, похожи на заводных кукол, которых можно включить и выключить по необходимости, добавляя к этой механике фонограмму, свет, дорогие костюмы и декорации.

Следует помнить, что театр может не только раскрыть личность ребенка и рассказать ему о мире, но также пробудить в нем немыслимую гордыню, сделать эгоцентристом, научить презрению, бесцеремонности, убедить в собственной исключительности. Дети, прошедшие через такие коллективы, при всей своей "профессиональной" обученности, не умеют скрыть своего презрения к "непрофессионалам". Закончив школу и пытаясь поступить в театральные вузы, они чаще всего проваливают экзамены, так как опытные театральные педагоги чувствуют в них "отработанный материал". Это становится причиной серьезных личных трагедий. Но не так страшна сценическая бесперспективность, как навечно ущемленная гордыня несостоявшейся маленькой "звезды". Как это скажется на дальнейшей жизни в семье, как отразится на профессиональной работе, да и на всей жизни, остается только гадать.

 

Школа усилий

Школьный театр может и должен имитировать взрослый театр в его лучших аспектах. Например, принцип коллективности, как ответственность за то дело, которое выполняешь лично ты. Этот принцип может быть реализован как в большом школьном коллективе, так и в маленькой группе, созданной для постановки одного единственного представления. И тогда становится не столь важным - выходишь ты на сцену, как главный герой трагедии, или рассаживаешь малышей в зрительном зале, объясняя им, куда и зачем они пришли. Но если вся труппа работает "на звезду" (а такую ситуацию в состоянии создать педагоги), то принцип коллективности перерастает в принцип сговора, где конкуренция и борьба за роли породят крайне скрытные и уродливые формы отношений внутри детского коллектива.

В профессиональном театре существует понятие "актерское раскрытие", т.е. спектакль, или режиссер, или собственные усилия (а возможно - все вместе) позволили актеру максимально проявить свой творческий потенциал, свою профессиональную палитру. Есть этому аналог и в школьном театре. Именно аналог, потому что говорить о серьезном актерском раскрытии, по моему убеждению, в школьном театре не следует, даже если и произошло такое чудо. Но следует обязательно говорить о личностном раскрытии. Об открытых возможностях, о том труде, который был вложен, о том пути, который был проделан в преодолении себя, начиная с простых механических усилий по освоению текста и своевременной явке на репетицию и заканчивая удачно найденным интонированием, движением, созданием цельного сценического образа и прочими театральными премудростями.

Ребенок, попав в положение актера (также как и профессиональный актер), работая над ролью, по всем законам театра сам становится его творцом, материалом и инструментом. Но еще он и организатор самого себя, и опора для других в общей работе, и человек обучающийся, и человек обучающий. Возможно ли все это постичь единовременно, без серьезного личностного участия, без включения внутренних ресурсов, без настоящего волевого усилия? Создание условий для проявления этого усилия, для возможности узнать о себе то, что "я в состоянии проявить это усилие" и есть одно из множества "зачем?", для чего существует школьный театр.

 

А не замахнуться ли нам

Одна из самых серьезных проблем школьного театра - это выбор репертуара. Как и из чего его выбирать, каждый коллектив решает сам. Но тенденции развития современного театра вообще таковы, что в последние 40-50 лет пьесы все меньше становятся определяющим носителем смысловой нагрузки спектакля. И все более лишь общим поводом для оного. Хорошо это или плохо для профессионалов - судить театроведу. Однако научиться выделять актуальную для данного коллектива проблематику в выбранной пьесе и сделать ее главной темой создаваемого спектакля - задача, разрешение которой для каждого школьного театра необходимо.

Точное ощущение педагогической действительности каждого конкретного детского коллектива безошибочно подскажут произведения, к которым следует обращаться. Чаще всего это не пьесы, и тогда нужно искать или создавать инсценировки. Очень часто репертуар легко выявить, поговорив с ребятами о том круге чтения, который для них актуален сегодня. Возможно, будут названы те произведения, которые были культурным событием и в вашей жизни. Возможно, следует переиначить известные произведения, "ходячие" сюжеты, сообразуясь с участниками вашего коллектива, учитывая их характеры, возможности, "оспособленность" и прочее.

Любой руководитель театральной труппы находится в постоянном поиске репертуара. Конечно же, хорошая литература, безусловно, предпочтительней. Такие авторы как Гоголь, Островский, Шекспир и Сервантес обладают колоссальным потенциалом воздействия как на зрителя, так и на актера. Если вы чувствуете созвучие в проблематике, если в состоянии адекватно вместе с учащимися вскрыть содержание хорошей пьесы и потом опять совместно придумать интересную форму спектаклю, то чего лучше можно желать? Однако как часто в школах играют спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков, в которых дети оказываются в роли иллюстративного материала к инфантильному пониманию этих произведений взрослыми! Бойтесь классики, господа, она не прощает халтуры и в состоянии умертвить даже детскую непосредственность. Но обращайтесь к классике, если вы чувствуете в ней живое созвучие потребностям детей, пришедших играть.

Очень часто мы впадаем в крайности. Формально осовремениваем героев и даже саму фабулу классического произведения, думая, что тем самым приближаем их к нашим исполнителям. Приближение должно быть внутренним, основываться на вскрытии родства стремлений, переживаний, эмоций, на раскрытии вечных тем любви и ненависти, отношении к горю и счастью, войне и миру, рождению и смерти. На открытии вечного в сегодняшнем.

 

Распределение ролей

Еще одна очень важная особенность взрослого театра имеет прямое отражение в театре школьном. Театр не демократичен. Ряд вопросов, безусловно, можно решить на общем собрании труппы, но не следует решать голосованием вопросы распределения ролей или хором давать режиссерские указания репетирующему актеру. Но в "недемократичности" театра сокрыта серьезная целесообразность. Театр иерархичен. Как и мир, моделью которого он является. И как следствие, крайне трудно избежать обид при распределении обязанностей, ответственности и, конечно же, ролей. Потому что театр может предоставить человеку только то место, которое этот человек в состоянии занять.

Есть несколько способов сгладить или совсем избежать конфликтов, связанных с данной проблемой. С одной стороны - это чисто организационные меры, с другой - смысловые. При подборе исполнителей и организаторов необходимо открыто объяснять причину данного выбора. Не скрывать от ребенка его сегодняшнюю данность как актера или организатора, но в свою очередь, показывать те возможности, которые могут быть открыты именно им на предложенном месте. Безусловно, делать это нужно тактично и максимально серьезно. Человеку необходимо, с одной стороны, понимать необходимость своей работы в общем деле, а с другой - видеть, как именно его личностные качества естественным образом соотносятся с выполняемыми функциями. Только в этом случае внешне незначительная работа становится значимой в его собственных глазах и в глазах сверстников. Помочь ребенку найти свое место в иерархии театра и сделать его весомым в глазах коллектива и есть один из способов ухода от конфликта. Ясное понимание каждым всего процесса работы дает возможность создать равно уважительное отношение ко всем участникам спектакля, от исполнителя главной роли до рабочего сцены. Но есть и организационные приемы. К примеру, равное ко всем требование в вопросах дисциплины, участие в непрезентабельном труде по стирке, уборке, починке театрального хозяйства, распределении организационных нагрузок и самое главное - отношении взрослых ко всем и к каждому.

Детский коллектив, как правило, в точности воспроизводит коллектив взрослых. И если вам кажется, что ребята стали чаще вас обманывать, не доверяют вам или стараются скрыть истинные мотивы своих поступков, посмотрите внимательнее на взаимоотношения взрослых в вашем творческом сообществе. На ту их часть, которая хорошо видна окружающим детям. Потому что нельзя дать ребенку то, чего не имеешь и научить тому, чем сам не владеешь.

 

Момент истины

Результат общих усилий - готовое представление, праздник или спектакль, концентрируют в себе все удачи, неудачи, усилия, старания, открытия, слезы, смех, ночные бдения над декорациями и афишами, выяснения отношений между родителями и учителями... Все-все-все. И потому время спектакля - это время "сгущения мира", его уплотнения до размеров прожитой жизни. Время замершего дыхания и самой высокой точки переживания за себя и самое главное - за других. За маму, сидящую в зале. И за девчонку, "которая наконец-то узнает, какой я на самом деле". За всех знакомых и незнакомых, пришедших увидеть меня в свете софитов, или меня - сшившего вот этот костюм, или меня - деловито устанавливающего аппаратуру (без которой, конечно же, ничего не будет!) или меня, стоящего при входе в зал, вежливо предлагающего публике оставить верхнюю одежду в гардеробе... "ведь вы пришли в театр...".

Вы пришли в театр. И этот театр создали для Вас Мы. Мы, чьи имена вы можете прочесть в предлагаемой программке. И, конечно же, в самом конце спектакля, вам будут поименно представлены все участники - все Мы. Техники, администраторы, гримеры, костюмеры, актеры. И всем Нам будут адресованы аплодисменты зала, каждому - лично. Потому что имя каждого участника должно быть объявлено публично, и пусть представление всех участников будет долгим. Пусть это не принято в профессиональных театрах, но здесь, в школе - это очень важно, потому что это имена тех, кто создал Ваш театр, в Вашей школе, нужный всем. Тем, кто пришел сегодня смотреть, а завтра выйдет на эту сцену, чтобы после с замиранием сердца услышать: "Сегодняшний спектакль нашего театра для вас подготовили и сыграли..."

Я поздравляю вас с успехом!


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования