https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/7/8/10/5
Вот в наше время...1. Конец 70-х Может ли подросток без пионерского галстука и сменной обуви пройти в школу? Не может. Потому что за 5 минут до этого первый пропуск с его шеи снял наглый и прокуренный старшеклассник, а второй он просто забыл дома. Задача 1: в течение дня найти старшеклассника и вернуть галстук. Задача 2: не забыть бы завтра сменную обувь. Что-то там, на уроках, учителя говорят... Но вот с летних каникул пришли Витек и Колян с патлами до плеч, и "классная" выгоняет их с уроков с требованием подстричься. На следующий день они приходят лысые. Это восьмой класс без пионерских галстуков и комсомольских значков. Хотя, конечно, были и комсомольцы. Но в школах "спальных районов" они были почему-то наименее заметны. Смысл посещения школы - общая поп-музыкальная тема: новые, но обычно плохого качества магнитофонные записи зарубежных групп и переснятые по три раза фотки рок-музыкантов из каких-то журналов и конвертов грампластинок. У бедных - второсортные копии, у богатых - второсортные подлинники. Девчонки и парни, "подруги" и "друганы" всегда рядом, но в надежде еще более сблизиться на какой-нибудь самодеятельной дискотеке. К праздникам в школе устраивались по классам "вечеринки", на которых учителя пытались устраивать какие-то конкурсы, придающие хоть какой-то смысл этим, в основном, безынтимно-казенным сборищам. Если же на "хате" у кого-то, то тут другое дело...Выпивон, закусон и музон. Чем ближе по возрасту к ПТУ или техникуму, тем больше. Более того, ведь некоторые умудрялись покуривать и "косячки". "Беломорина" при этом обретала даже более высокий и экзотический статус, чем граненый стакан "Агдама". Подростки тогда пили больше всякую "бормотуху" и даже еще не надеялись запивать ее кока-колой. Тогда юному поколению еще было не из чего выбирать: "Байкал" и, несколько позднее, "Пепси-кола" - вот, собственно, и все подростково-напиточные радости. Все мысли о поп- и рок- музыке. Они ходили друг другу с магнитофонами записывать, например, запоздалые для советских фанов альбомы групп "АBBА", "Smokie", "Queen", "Urian Heep" и т.д. Порой что-то стоящее можно было записать и с городской радиотрансляционной сети: передачи "В легком жанре", "Ваш магнитофон"... Сложнее было достать фотографии кумиров. Специальной прессы практически не было, а импортные диски с красочными конвертами - большая редкость. Поэтому поп-фотки ценились довольно высоко. Так, например, пять черно-белых фотографий 9х12, да еще и невысокого качества можно было продать за 9 рублей. Для многих советских подростков это и был первый опыт предпринимательства. Если с фотографиями кумиров было туго, то почитать что-нибудь о любимой группе или музыканте все же удавалось. Особенно в этом помогали журналы "Ровесник", "Кругозор", "Англия" и газеты типа "Московского комсомольца", и питерской "Смены". При чтении, конечно же, вся идеология пропускалась мимо глаз, но зато активно работало воображение, добавляя, в то время крайне дефицитный, видеоряд. Брюки клеш, длинные волосы, болгарские сигареты, катушки с магнитофонной лентой и дешевое вино - вот те штрихи тусклого образа советской подростковой субкультуры конца 70-х годов, которые вспоминают те, кто не был так уж тронут официальной идеологией. 2. Начало 80-х Олимпиада - это прорыв. Появились "Fanta", всякие там прозападные сувенирчики и несколько осмелевшая советская эстрада. "Земляне" и "Машина времени" - рок официальный и полуофициальный. Это для "головоногих", а для только "ногих" - время диско и дискотек. Больше хороших магнитофонов (ну, очень большие и дорогие), больше поп- и рок- концертов, больше цветомузыки в школе и дома, а также больше подростковых толп. Создать свой "группешник" - не проблема. Была бы пара гитар, да пара динамиков с усилителем. Что-то можно сделать и кустарным способом, хотя, конечно, с приличной аппаратурой не грех и выступить на школьном вечере перед девчонками. Комсомол только и успевал, что брал под опеку большие и малые рок-фестивали. Главное, чтобы хоть пару песен были в жанре социалистического реализма, а там... Все больше подростков стало одеваться "по фирме": джинсы-"бананы", кроссовки, тенниски с трафаретами поп-кумиров, куртки "аляска", темные очки-капли, в руках ярко-красочные полиэтиленовые мешки "Winston", "Montana", а в зубах сигарета "Bond street" или "Newport". Как ни странно, но стипендии в 30-80 рублей вполне хватало на многие удовольствия: от цветных и сладких коктейлей до "фирменных" музыкальных дисков. Конечно, на покупку более дорогих вещей деньги подбрасывали родители. В массе "вещизм" и тогда преобладал, а кое-кто из подростков даже баловался и валютой, но при этом сохранялся и романтизм: многие с удовольствием ходили поорать на праздничных демонстрациях трудящихся, негодовали на англичан за вторжение на Фолклендские острова, скорбели по Высоцкому, Джо Дассену и Джону Леннону, писали стихи и выпускали рукописные литературные альманахи. О кино разговор особый. Если бы не было так много в городе кинотеатров, то советскому подростку вроде как пойти-то в выходные было бы некуда. Конечно, были дискотечные очаги, но опять же мало их, да и какие-то они слишком публичные. А кино - это не только окно в другой мир с "иными нравами" и экзотической природой, доступ к которой был, мягко говоря, прекрыт "железным занавесом", но еще и рисковое предприятие проникновения на сеанс, где "детям до шестнадцати просмотр запрещается". Хотелось быть взрослее, но не у всех это получалось. Взрослее получалось быть в "кабаках", правда, и там бармен мог засомневаться. В этом плане пивбары были самыми демократичными. Только что девчонки туда не особенно-то стремились. В те времена еще было такое положение: что "солидно" и "круто" для парней, как-то "не в кайф" для девчонок. Поэтому-то и встречались часто на нейтральной территории - у кого-нибудь дома. Там и карты, и рулетка, музыка и свет по своему вкусу, и поболтать можно небрежно о любви и смысле жизни. На улице делать было нечего. Нет, конечно, можно было "пощекотать нервы" в компании с дворовой шпаной. Однако многие понимали, чем это может кончиться. Ведь милиция тогда не дремала, а даже охотилась на подозрительно "пьяненьких". Представьте себе картину: идет мужичок несколько неровной походкой по овражистому пустырю, а за ним, медленно так, переваливаясь с боку на бок, едет "ПМГ". Протирать стены на лестничных клетках в подъездах домов было тоже как-то "неудобняк", потому что бдительные бабушки-блокадницы "спуску не давали", и могли смело пойти в бой с "гопотой". Сейчас, кстати, жильцы более напуганы "криминалом", идущим с телепередач, и народ более отчужден друг от друга, чем тогда, когда многие верили, что все - единая советская семья. Так что в парадных хоть и не было особенно чисто, зато было значительно тише. Если школы старались "держать лицо" перед партией и народом, то "путяги" и "технари" с этим явно не справлялись. Конечно, и там были "элитные группы" в белых халатах и стройотрядовках, но в целом господствовал "дикий отдых" от школы, занудных учителей и домашних заданий. Преимущественный официоз в школе сменяется преимущественным "балдежом" в "путяге". В туалете у парней на перемене набивалось курить по 20 человек. Некоторые умудрялись курить, выпуская дым в тубус, прямо на занятиях. Но бывало, что на занятиях курили и сами преподаватели. Вот взрослая жизнь! Когда на улице становилось потеплее, то выбегали до ближайшей " пивточки" "дернуть" кружечку. Конечно, и побаивались, что преподаватели заметят. В свободное время - гитара, футбол, баскетбол, поход к друзьям, чтобы послушать те "записи", которых у тебя нет. Вот таков был, пожалуй, среднестатистический подросток начала 80-х, далекий от комсомола, но, тем не менее - комсомолец, и тем более далекий от "коммунарства", но, пожалуй, по внутреннему лиризму и поэтическим мечтаниям готовый им когда-нибудь стать. 3. Конец 90-х Частная школа в центре города. Урок. На задней парте высокорослые балбесы пытаются через наушники-"таблетки" по плееру послушать рок-рэп и заодно зажевать купленный на перемене бутерброд, запивая его бутылкой кока-колы. За обучение заплачены "баксы", поэтому можно и не учиться. Все равно, в конце концов, все нужные бумажки будут в порядке. Жуй бутерброд на уроке, или даже не на уроке, а дома, сидя у компьютера, растворяясь сознанием в Интернете. Знания уже "лежат" там, где их надо только "скачать". Все уже есть, везде уже побывали, только вот живого общения со сверстниками этим "продвинутым" подросткам не хватает, но идти-то опять же вроде как некуда. Интернет-кафе? Но сосед там дальше, чем заокеанский "you". Ночной клуб? Красиво, но опасно. Сядешь на "экстези" - слезешь на том свете. Пойти в зал "покачаться"? Сила будет, но ума-то большого там не надо. Да и дорого опять же. После уроков дворы пусты, школы пусты, мозги пусты, но подростки полны "экстрима". Они осваивают площадки для "новой атлетики" или погружаются в виртуальный мир компьютерных игр, музыкальных сайтов и анонимной переписки по "электронке". Если в 70-80-х подросткам до взрослого делового мира нету дела, то в конце 90-х есть дело. Их мир интересов и развлечений активно наступает в моде, в рекламе, в клипмэйкерстве, в телевидении, в печатной прессе. "За стеклом", "Фабрика звезд", MTV - индустрия и молодежное экспериментаторство, достойное политики взрослых. С подростками очень даже считаются. Ну, а как же - будущий электорат, выгодные потребители всяких там игрушек-безделушек. На них можно хорошо нажиться. Демократия и прагматизм: подростки и родители становятся взрослыми. Подростки не хотят задерживаться в детстве, а "новые родители" готовы рисковать вместе с ними в бизнесе. Двуличность (идеологическое и личностное) 70-80-х сменилась на цинизм конца 90-х. В первом случае это "извините, я больше не буду", а во втором - "да, такое я ...", вызывающее "ну, и что ты сделаешь?". Если рок 70-80-х - это "расслабуха" в мелодичной жестокости против попсы социалистического реализма, то рэп и драйв 90-х - это "экшн" и ругань, возможность "поколбаситься" там, где уже нет четких границ между нравственным и безнравственным, скандальным и порядочным. Субкультурный "обкомовский" романтизм 80-х сменился на "штольцевский" прагматизм 90-х. Подросток стал умней, но добрее ли? Он стал умней в выборе того, что ему надо для жизни: "ничего лишнего". Для него теперь даже специально издают шпаргалку и дайджест "Войны и мира" Л.Н. Толстого. Не надо ничего искать, ведь все уже найдено и приготовлено для быстрого заглатывания, как в "Макдональдсе" и на сайте refer.ru.
Современный подросток значительно более технически и информационно оснащен, чем его сверстник 20 лет назад. Однако, как и тот, он так же склонен к бунтарству, "костоломству", "крутизне", рисковым предприятиям, стремлениям создать свой, равный взрослому и отличный от взрослого мир. Его все так же сопровождает старая боязнь "быть как все и не быть как все". Он ломается, чтобы не подчиняться навязанным правилам, но хочет подчиниться самостоятельно выбранным правилам. У него, как и у того, есть своя музыкальная религия, объединяющая своих, есть увлеченность тотальной алхимией молодежной моды, которая позволяет ему адаптироваться к грядущему индустриально-сексуальному миру взрослых. Он, как и тот - сумасброд, но, пожалуй, всегда готов принять знаки признания его пусть мало-мальского в чем-то таланта со стороны взрослого. Ему нужна поддержка со стороны педагогов в том, что ему интересно. И за этот интерес он готов становиться культурным и даже "грызть гранит науки". Подросток все так же выходит в мир взрослых через окно, тогда как педагоги ему открыли дверь. Что ж, может быть стоит за окном сделать крыльцо?
|