https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/7/8/10/3
Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе. Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть. Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.
Ученик школы "De Korf" -
|
| |||
Начальная школа Голландии представляет собой первый обязательный этап образования, одинаковый для всех. Объединяет учеников от 4 до 12 лет, рассчитан на 8 лет обучения. Основные предметы: чтение, письмо, арифметика, музыка, творчество, рисование, физкультура. В начальной школе все уроки, кроме физкультуры, ведет один учитель, но учителя меняются каждый год. Таким образом, за одним учителем закреплен один и тот же возрастной уровень. | |||
|
"De Korf" - одна из старых школ Роттердама. Работать по методу Монтессори мы начали лет 20 тому назад, когда я только начинал. До этого отдельно существовали младшая школа классического типа и подготовительная школа для малышей, использовавшая методику Монтессори. Когда было решено объединиться в единую начальную школу, мы оказались перед выбором: классический путь или метод Монтессори. Результаты опроса родителей оказались в пользу последнего.
Метод Монтессори был удачным выбором для голландских детей, но во многом не подходил для новых учеников из турецких, марокканских, антильянских семей, которых со временем становилось все больше. Турецкие дети плохо владеют языком, в семье сохраняют национальные традиции и культуру. При самостоятельной работе язык не развивается, этим детям нужны общие уроки, общение, дополнительное объяснение. Для таких детей особенное значение имеет общение со сверстниками. Качество образования стало резко ухудшаться. Для улучшения результатов пришлось разрабатывать специальную программу, объединяя лучшее и наиболее подходящее из разных методик. В отличие от других школ этого профиля, у нас сравнительно много классических занятий, когда учитель рассказывает перед классом, вызывает учеников к доске, мы проводим тесты, контрольные работы.
Чтобы было понятнее, расскажи чуть подробнее о системе Монтессори.
Основные принципы метода Монтессори: научить ребенка решать задачи и проблемы самостоятельно. Мы должны учить его, не мешая при этом собственному развитию, стимулируя его. Монтессори - школа индивидуального образования. Это означает, что каждый ребенок занимается на своем уровне, в своем темпе, может свободно выбирать материал и тему для работы. С утра каждый выбирает себе сам работу и планирует день. Ребенок занимается самостоятельно, осваивая различные интеллектуальные операции на специальном учебном материале, выполненном в форме различных дидактических игр. Наличие легкодоступной библиотеки - еще одна возможность обойтись без учителя в поиске нужной информации. Оценки отсутствуют, в качестве стимула выступает похвала учителя. Ошибки исправляются ребенком самостоятельно с помощью дидактических материалов, учитель выполняет лишь регистрирующую функцию. Работа по такой системе требует от педагогов специальной подготовки.
Система Монтессори позволяет создавать разновозрастные группы. Например, у меня в классе среди 11-12-летних есть малыш с трудным характером из группы 4, которому старшие ребята могут помочь справиться с проблемами лучше сверстников. Очень важно заметить момент, когда просыпается интерес к определенному предмету: один ребенок хочет учиться читать уже в 4 года, а другой заинтересуется буквами лишь к 7. Важно уловить "чувствительный период" и дать нужную информацию в правильный момент.
Ученики вашей школы выгодно отличаются самостоятельностью. Но что еще меня удивило - это уважение друг к другу и любовь к своей школе. В разговоре с ними всегда заметна гордость за школу. Даже ответ по телефону звучит гордо: "Вы говорите с учеником школы "De Korf".
На мой взгляд, здесь не только и не столько заслуга системы, сколько нашей учительской команды. Одна из самых важных задач для нас - научить детей моральным ценностям, воспитать в них уважение к общепринятым социальным нормам. Во время футбольных турниров я непроизвольно сравниваю учеников нашей и других школ: ученики других школ ругаются, обзывают наших детей, а учителя стоят рядом и не реагируют. Для нас подобное поведение даже представить себе невозможно. Мы делаем своим ребятам замечания типа "футболку заправь, некрасиво". Все остальное давно оговорено в школе. Кто не умеет вести себя в обществе, тот не участвует в турнире. И поверь, у нас в школе не "маменькины сыночки" занимаются, среди них много трудных, агрессивных подростков. Но если вышел на футбольное поле - веди себя достойно, на тебе майка с названием "De Korf", ты - лицо, визитка школы.
Дружеский настрой среди учителей - самое важное условие для общего климата в школе. У нас дружная команда, все мыслят на одной волне, разделяют идеи, стремления. Если коллеги не терпят друг друга, как можно ожидать хороших отношений среди детей?
В свое время меня поразил и продолжает радовать ваш взгляд на учебу и на школу: со стороны подростка, с точки зрения самого ученика.
Это важный элемент - интересы ребенка должны всегда стоять во главе, если у него появляются проблемы - мы первые, кто их должен и может уловить. Именно нам нужно звать родителей, а не наоборот, обсуждать происходящее, пробовать искать причины и способы изменить ситуацию. Я могу пересадить ребенка, уделить ему больше внимания. Но только при постоянном контакте с родителями можно помочь по-настоящему. Для меня лучший комплимент - услышать от родителей, что благодаря школе их сын или дочь изменились в лучшую сторону.
В прошлом году в школе работала инспекция, проверяли все. Самый сильный пункт, отмеченный инспектором - педагогическая и дидактическая обстановка в школе, другими словами - манера работы педагогов с детьми, спокойная обстановка в классе, безопасность. Дети должны иметь возможность спокойно думать, отвечать на вопросы, спрашивать без стеснения, не бояться делать ошибки.
А почему в школе так мало домашних заданий? (Домашние задания в начальной школе задают по разным предметам в очень ограниченном количестве. В основном, по биологии, истории, сочинения. В обычных школах - одни и те же для всех. Суть домашних заданий в данной школе - задания по тем предметам, где у ученика есть отставание. - прим. В.В.)
Я задаю домашние задания, но не слишком много, два раза в неделю. Причем в одни и те же дни, известные и детям, и родителям. Если в понедельник вечером ребенок не сидит за уроками, значит что-то не в порядке. Не выполнил, получаешь то же задание на следующий день. Если сделал работу как надо - можно двигаться вперед.
Другое дело - дополнительные домашние задания, если у ученика проблемы с каким-то отдельным предметом. Тогда мы вместе с ним и родителями составляем рабочий план домашних заданий. Для этого у меня есть другой журнал - домашних заданий. Но такой метод эффективен, только если ученик сам заинтересован в улучшении. Тогда он просит дополнительное задание, выполняет его и приносит на проверку. Я проверяю, объясняю и даю новое. Чем чаще он возвращает работу на проверку, тем чаще получает новую. В этом случае можно получать домашнее задание хоть каждый день. Моя задача в том, чтобы поставлять задание, твоя - хотеть его выполнять.
Но не забывай, что детство - единственное и очень быстро проходящее время в жизни, когда можно играть, гулять, заниматься спортом, когда еще нет этого постоянного "должен", преследующего нас, начиная со средней школы практически до пенсии. Ежедневные 5,5-6 часов в школе должны быть, в принципе, достаточны для усвоения огромного количества материала. Если их не хватает, вряд ли поможет и лишний час домашней работы.
В отличие от других школ Монтессори вы используете довольно много разных тестов...
Тестирование, контрольные работы - это то, что у нас не совпадает с системой Монтессори, согласно которой не следует проверять того, кто старательно работает. Но если не проверять, как определить сильные и слабые стороны? В свое время много шуму наделала история со школой Монтессори из Амстердама - в знаниях ее выпускников были обнаружены "белые пятна", пробелы. Хотя во многих предметах они были намного сильнее. Если не хочешь пробелов - нужно контролировать. Если что-то не получается - составлять рабочий план. С учеником необходимо обсуждать его ежедневный выбор:
- Почему избегаешь этот предмет?
- Не нравится.
- Почему не нравится?
- Не понимаю.
- Что именно не понимаешь, давай объясню еще раз.
Глядишь - разобрался и понравилось.
Ну, а когда уж совсем не идет - мы составляем рабочий план, например, не дается математика - каждый день с утра час математики, я помогаю. После этого можно заниматься любимыми предметами. Следить помогает Leerlingvolgsysteem CITO, позволяющая определять и поддерживать личный счет и уровень ученика. (Система отслеживания каждого отдельного ученика, разработанная специальным институтом СИТО. Достаточно сложная система регистрации уровня усвоения учебного материала по каждому предмету отдельно. Очень красочно и научно выглядит. Специалисту достаточно заглянуть в журнал, чтобы увидеть пробелы по определенным темам, отставания, степень усвоения, а также насколько сложно дается тот или иной раздел. - прим. В.В.)
Мы - как бухгалтеры, все время что-то чертим, раскрашиваем. Смотри, здесь все красное - значит этот вопрос ученик полностью освоил. И так - для каждого ученика, по каждой теме, для каждого предмета.
Сколько же времени длится твой рабочий день, рабочая неделя?
В принципе, нормальной 40-часовой недели вполне хватает, за исключением дополнительных часов для спортивных соревнований, подготовки школьных вечеров, праздников. В молодости, когда не было детей, работал по 50-60 часов в неделю. С опытом научился выбирать самое главное, откладывать второстепенные дела. Например, давно мечтаю навести порядок в шкафу.
Что еще ты бы хотел сделать, если бы появилась возможность?
Я бы хотел год поработать в этой школе без ведения класса. Собрать за столом всех родителей и учеников, от малышей до старшеклассников и выяснить, чего они ожидают от школы, что хотели бы для своего ребенка. Составить своего рода контракт с каждой семьей: что мы можем, что вы можете, что должны и т.п. И потом, в течение года постоянно встречаться и обсуждать - что изменилось, улучшилось, что не получается, как добиться результатов. Книги обсуждать, программы телевизионные, советоваться. Короче, вместе бороться за каждого школьника. Увы, возможности для такого года у нас не предвидится.
Что в вашей школе не заметить невозможно - это подавляющее количество неголландских детей. "Черная" школа с приятной рабочей атмосферой и приличными учебными результатами. Не оправдывает ли это существование подобных школ, стоит ли стремиться к "смешению"? (Довольно серьезную проблему представляют школы с большим количеством "цветных" детей. Как правило, голландцы хотят, чтобы их дети учились в "белых" школах, без большого количества иммигрантов. "Смешение" означает стремление к разнородному этническому составу учеников. "Смешением" детей из различных семей можно увеличить интеграцию некоренных голландцев, иммигрантов первого, второго поколений (т.н. "аллохтонов") с коренными голландцами ("аутохтонами"), уменьшая расовую, национальную, социальную, этническую и религиозную дискриминацию. Конечно, все это несколько упрощено, на практике возникает много аргументов, как за, так и против смешения. - прим. В.В.)
Обязательно нужно. Самое лучшее соотношение учеников в классе, на мой взгляд, 50%-50%. Убедился я в этом на личном опыте, ведь изменения в ученическом составе происходили на моих глазах. Когда я начинал около 20 лет назад, в школе было 4-5 турецких детей, один ребенок из марокканской семьи. Самое обидное, что с изменением этнического состава района, из школы уходили лучшие ученики. Их места занимали дети из трудных семей, новоприбывшие из мусульманских стран, с низким уровнем образования родителей, плохим знанием языка. В сравнительно короткое время уровень школы сильно упал, и нам приходилось и приходится много и тяжело работать, чтобы его поднять и удерживать. Необходимо постоянно изменять и улучшать методики, устанавливать и поддерживать правила.
Зато, благодаря высокому проценту "аллохтонов", школа получает больше денег? (Все школы получают государственные субсидии (начальное образование - бесплатное), количество денег прямо пропорционально количеству учеников в школе. Поэтому для школ установлен обязательный минимум учеников (53 ученика), максимум официально не установлен, что ведет к очень большим классам (по 35-36 человек). За счет более "дорогих" учеников (происхождение, уровень образования родителей) можно уменьшить количество детей в классах. Особенно много денег выделяется на спец.школы для умственно-отсталых детей. - прим. В.В.)
Не все так просто. В Нидерландах каждый школьник имеет определенный "удельный вес ученика", который определяется страной происхождения и образованием родителей. Если "удельный вес" ребенка из голландской семьи, родители которого получили нормальное образование, принят за 1, то ученик из турецкой или марокканской семьи, родители которого окончили только начальную школу, может иметь "удельный вес" до 1,9. Ребенок из смешанной семьи, в которой один из родителей голландец, может "весить" 1,2. На практике это часто означает, что "трудный" класс из 18 учеников иногда можно приравнять к "нормальному" классу с 36 учениками. Но мы говорим о действительно очень трудных классах, состоящих из учеников с домашними проблемами, языковым отставанием, агрессивным характером, совсем другими, зачастую непонятными для нас, привычками. Благодаря этому у нас есть возможность создавать сравнительно маленькие классы, в среднем из 20 учеников. Голландские ребята, в своем роде, пользуются преимуществами "маленького" класса, но всегда ли им удается избежать недостатков "трудного"? К счастью, далеко не все ученики нашей школы имеют высокий "удельный вес".
Тогда мне непонятно, откуда вы берете дополнительные средства на "внешкольную работу", в школе практически ежедневно открыты двери после уроков, работают кружки: танец, драма, шахматы, спортивные клубы?
Мы используем так называемые "деньги для расширенной школы". Эти средства доступны для любой желающей школы. Подобные субсидии выделяются городскими властями с целью увеличения роли школы в жизни района. В идеале школа должна быть открыта с 7 утра и до 7 вечера, чтобы дети не шатались по улицам, а могли заняться чем-то интересным и полезным под руководством и с помощью заинтересованных взрослых профессионалов. У нас работает и класс подготовки домашних заданий, и школьная библиотека. Мы приглашаем настоящих спортивных тренеров, сейчас например, занятия баскетболом ведет известный югославский баскетболист. Но одних денег недостаточно, необходимы учителя, готовые оставаться в школе после уроков. Ведь не каждому ключ от школы можно доверить. Так что, в первую очередь, это заслуга нашего заместителя директора, которого почти всегда можно застать на работе.
Получается, вовсе не деньги решают все сегодняшние школьные проблемы?
Сегодня дело не столько в средствах, сколько в идеях, позволяющих решить накопившиеся проблемы. До недавнего времени экономили страшно, образование было заброшено. Экономили на учебниках, на уборке помещений, на качестве пособий. Стартовая зарплата начинающих учителей была ниже среднего уровня. И это после окончания PABO (PABO - специальное педагогическое образование, сравнимо с нашими пед.училищами и пед.институтами. До недавнего времени было обязательно для всех учителей, независимо от иного полученного образования. В последнее время, в связи с сильной нехваткой учителей требования смягчаются, т.е. допускает ограниченный приток людей с высшим образованием, без спец. педагогической подготовки. - прим. В.В.). Их сверстники без высшего образования получали намного более высокие зарплаты на производстве. Не удивительно, что мы потеряли многих талантливых педагогов. Последние годы ситуация со средствами изменилась в лучшую сторону, но деньги - это еще не все. Нужны возможности реализовать свои идеи, получить новые знания. И маленькие классы, потому что уделить нужное внимание каждому ученику, когда их в классе 36, физически невозможно. Учителя срываются, халтурят, болеют.
20 лет подряд учительствовать в начальной школе, многим ли это под силу?
Не знаю, я разных учителей видел. Неспособные к этой работе, действительно, быстро стареют. Зато те, кто чувствует себя на месте, любит эту работу, наоборот, долго остаются молодыми. Мы ведь постоянно слышим от детей новую музыку, моду, книги, новые слова. Лично мне эта работа очень нравится. У меня есть диплом для работы в средней школе, могу преподавать голландский язык, но мне больше нравится начальная школа. Здесь еще есть время и возможности реально повлиять на конкретного ученика, не только научить его языку, истории, математике, но умению мыслить и выражать свои чувства, уважать себя и других. Это очень благодарная работа.
Какими качествами должен обладать хороший учитель?
Прежде всего, иметь хорошие дидактические качества, умение объяснить трудные вещи простым языком, терпение. Одни схватывают на лету, другим нужно объяснить несколько раз.
Каждому ученику я повторяю: "Если надо, я объясню 10 раз, мне за это деньги платят. Но твоя задача указать, что непонятно, вовремя подать сигнал, чтобы я мог найти слабое место". Ученики, которым трудно дается какая-то тема, должны чаще отвечать у доски. А остальные - молчать и слушать. И класс должен иметь терпение и понимать, что не всем каждая тема дается одинаково легко. Некоторые рвутся к доске, жалуются, что их не спрашивают. Я объясняю, что это не наказание, а комплимент. Значит, у тебя нет проблем с этим вопросом, радуйся и молча слушай товарища.
Другое важное качество - нельзя иметь любимчиков или наоборот. Хуже нет, когда учитель не может скрыть своего отношения к ребенку. Конечно мы не роботы, у одних замечаешь симпатичные качества, о других думаешь "тот еще характер". Но каждый ученик имеет право разочаровать тебя не один, а 10, 100 раз и снова получить возможность исправиться. Дверь всегда должна быть открыта. Во взрослой жизни может быть совсем по-другому, но в работе учителя иначе нельзя. Конечно можно и нужно быть строгим, но ребенок должен понимать, что ты о нем заботишься, стоишь на его стороне и защищаешь его интересы. Если этого нет - нужно уходить из школы и поскорей, пока не возненавидишь и детей и свою профессию.
С чего бы ты начал, если бы стал министром образования?
Развел бы школы и религию. Я согласен с предложением о разделении школы и религии. Школа должна учить языку, математике, географии. Естественно в школе можно и нужно рассказывать о разных религиях, чтобы дети могли сформировать свое мнение. Но главная цель школы - дать определенные знания и научить уважать друг друга. Что касается христианских норм и ценностей, а что, в нашей школе можно воровать, не нужно уважать чужое мнение и достоинство?
Школы должны получить возможность создавать маленькие классы, все ученики и учителя школы должны знать друг друга в лицо. Обязательно поддерживал бы маленькие школы, слияния бы запретил.
Каждый новый министр мечтает войти в историю отечественного образования и, приходя к власти, первым делом начинает все менять, вводить новшества, ломать построенное. Я бы не лез в школу с новыми указаниями "сверху", больше доверял бы учителям, дал бы им возможность спокойно работать.
У тебя есть любимое изречение?
Марии Монтессори: научи меня как это сделать самому. Еще китайская поговорка: дай человеку рыбы и у него будет еда на один день, научи рыбачить - и он не умрет с голоду всю жизнь.
Мы - как бухгалтеры, все время что-то чертим, раскрашиваем. Смотри, здесь все красное - значит этот вопрос ученик полностью освоил. И так - для каждого ученика, по каждой теме, для каждого предмета.
Сколько же времени длится твой рабочий день, рабочая неделя?
В принципе, нормальной 40-часовой недели вполне хватает, за исключением дополнительных часов для спортивных соревнований, подготовки школьных вечеров, праздников. В молодости, когда не было детей, работал по 50-60 часов в неделю. С опытом научился выбирать самое главное, откладывать второстепенные дела. Например, давно мечтаю навести порядок в шкафу.
Что еще ты бы хотел сделать, если бы появилась возможность?
Я бы хотел год поработать в этой школе без ведения класса. Собрать за столом всех родителей и учеников, от малышей до старшеклассников и выяснить, чего они ожидают от школы, что хотели бы для своего ребенка. Составить своего рода контракт с каждой семьей: что мы можем, что вы можете, что должны и т.п. И потом, в течение года постоянно встречаться и обсуждать - что изменилось, улучшилось, что не получается, как добиться результатов. Книги обсуждать, программы телевизионные, советоваться. Короче, вместе бороться за каждого школьника. Увы, возможности для такого года у нас не предвидится.
Что в вашей школе не заметить невозможно - это подавляющее количество неголландских детей. "Черная" школа с приятной рабочей атмосферой и приличными учебными результатами. Не оправдывает ли это существование подобных школ, стоит ли стремиться к "смешению"? (Довольно серьезную проблему представляют школы с большим количеством "цветных" детей. Как правило, голландцы хотят, чтобы их дети учились в "белых" школах, без большого количества иммигрантов. "Смешение" означает стремление к разнородному этническому составу учеников. "Смешением" детей из различных семей можно увеличить интеграцию некоренных голландцев, иммигрантов первого, второго поколений (т.н. "аллохтонов") с коренными голландцами ("аутохтонами"), уменьшая расовую, национальную, социальную, этническую и религиозную дискриминацию. Конечно, все это несколько упрощено, на практике возникает много аргументов, как за, так и против смешения. - прим. В.В.)
Обязательно нужно. Самое лучшее соотношение учеников в классе, на мой взгляд, 50%-50%. Убедился я в этом на личном опыте, ведь изменения в ученическом составе происходили на моих глазах. Когда я начинал около 20 лет назад, в школе было 4-5 турецких детей, один ребенок из марокканской семьи. Самое обидное, что с изменением этнического состава района, из школы уходили лучшие ученики. Их места занимали дети из трудных семей, новоприбывшие из мусульманских стран, с низким уровнем образования родителей, плохим знанием языка. В сравнительно короткое время уровень школы сильно упал, и нам приходилось и приходится много и тяжело работать, чтобы его поднять и удерживать. Необходимо постоянно изменять и улучшать методики, устанавливать и поддерживать правила.
Зато, благодаря высокому проценту "аллохтонов", школа получает больше денег? (Все школы получают государственные субсидии (начальное образование - бесплатное), количество денег прямо пропорционально количеству учеников в школе. Поэтому для школ установлен обязательный минимум учеников (53 ученика), максимум официально не установлен, что ведет к очень большим классам (по 35-36 человек). За счет более "дорогих" учеников (происхождение, уровень образования родителей) можно уменьшить количество детей в классах. Особенно много денег выделяется на спец.школы для умственно-отсталых детей. - прим. В.В.)
Не все так просто. В Нидерландах каждый школьник имеет определенный "удельный вес ученика", который определяется страной происхождения и образованием родителей. Если "удельный вес" ребенка из голландской семьи, родители которого получили нормальное образование, принят за 1, то ученик из турецкой или марокканской семьи, родители которого окончили только начальную школу, может иметь "удельный вес" до 1,9. Ребенок из смешанной семьи, в которой один из родителей голландец, может "весить" 1,2. На практике это часто означает, что "трудный" класс из 18 учеников иногда можно приравнять к "нормальному" классу с 36 учениками. Но мы говорим о действительно очень трудных классах, состоящих из учеников с домашними проблемами, языковым отставанием, агрессивным характером, совсем другими, зачастую непонятными для нас, привычками. Благодаря этому у нас есть возможность создавать сравнительно маленькие классы, в среднем из 20 учеников. Голландские ребята, в своем роде, пользуются преимуществами "маленького" класса, но всегда ли им удается избежать недостатков "трудного"? К счастью, далеко не все ученики нашей школы имеют высокий "удельный вес".
Тогда мне непонятно, откуда вы берете дополнительные средства на "внешкольную работу", в школе практически ежедневно открыты двери после уроков, работают кружки: танец, драма, шахматы, спортивные клубы?
Мы используем так называемые "деньги для расширенной школы". Эти средства доступны для любой желающей школы. Подобные субсидии выделяются городскими властями с целью увеличения роли школы в жизни района. В идеале школа должна быть открыта с 7 утра и до 7 вечера, чтобы дети не шатались по улицам, а могли заняться чем-то интересным и полезным под руководством и с помощью заинтересованных взрослых профессионалов. У нас работает и класс подготовки домашних заданий, и школьная библиотека. Мы приглашаем настоящих спортивных тренеров, сейчас например, занятия баскетболом ведет известный югославский баскетболист. Но одних денег недостаточно, необходимы учителя, готовые оставаться в школе после уроков. Ведь не каждому ключ от школы можно доверить. Так что, в первую очередь, это заслуга нашего заместителя директора, которого почти всегда можно застать на работе.
Получается, вовсе не деньги решают все сегодняшние школьные проблемы?
Сегодня дело не столько в средствах, сколько в идеях, позволяющих решить накопившиеся проблемы. До недавнего времени экономили страшно, образование было заброшено. Экономили на учебниках, на уборке помещений, на качестве пособий. Стартовая зарплата начинающих учителей была ниже среднего уровня. И это после окончания PABO (PABO - специальное педагогическое образование, сравнимо с нашими пед.училищами и пед.институтами. До недавнего времени было обязательно для всех учителей, независимо от иного полученного образования. В последнее время, в связи с сильной нехваткой учителей требования смягчаются, т.е. допускает ограниченный приток людей с высшим образованием, без спец. педагогической подготовки. - прим. В.В.). Их сверстники без высшего образования получали намного более высокие зарплаты на производстве. Не удивительно, что мы потеряли многих талантливых педагогов. Последние годы ситуация со средствами изменилась в лучшую сторону, но деньги - это еще не все. Нужны возможности реализовать свои идеи, получить новые знания. И маленькие классы, потому что уделить нужное внимание каждому ученику, когда их в классе 36, физически невозможно. Учителя срываются, халтурят, болеют.
20 лет подряд учительствовать в начальной школе, многим ли это под силу?
Не знаю, я разных учителей видел. Неспособные к этой работе, действительно, быстро стареют. Зато те, кто чувствует себя на месте, любит эту работу, наоборот, долго остаются молодыми. Мы ведь постоянно слышим от детей новую музыку, моду, книги, новые слова. Лично мне эта работа очень нравится. У меня есть диплом для работы в средней школе, могу преподавать голландский язык, но мне больше нравится начальная школа. Здесь еще есть время и возможности реально повлиять на конкретного ученика, не только научить его языку, истории, математике, но умению мыслить и выражать свои чувства, уважать себя и других. Это очень благодарная работа.
Какими качествами должен обладать хороший учитель?
Прежде всего, иметь хорошие дидактические качества, умение объяснить трудные вещи простым языком, терпение. Одни схватывают на лету, другим нужно объяснить несколько раз.
Каждому ученику я повторяю: "Если надо, я объясню 10 раз, мне за это деньги платят. Но твоя задача указать, что непонятно, вовремя подать сигнал, чтобы я мог найти слабое место". Ученики, которым трудно дается какая-то тема, должны чаще отвечать у доски. А остальные - молчать и слушать. И класс должен иметь терпение и понимать, что не всем каждая тема дается одинаково легко. Некоторые рвутся к доске, жалуются, что их не спрашивают. Я объясняю, что это не наказание, а комплимент. Значит, у тебя нет проблем с этим вопросом, радуйся и молча слушай товарища.
Другое важное качество - нельзя иметь любимчиков или наоборот. Хуже нет, когда учитель не может скрыть своего отношения к ребенку. Конечно мы не роботы, у одних замечаешь симпатичные качества, о других думаешь "тот еще характер". Но каждый ученик имеет право разочаровать тебя не один, а 10, 100 раз и снова получить возможность исправиться. Дверь всегда должна быть открыта. Во взрослой жизни может быть совсем по-другому, но в работе учителя иначе нельзя. Конечно можно и нужно быть строгим, но ребенок должен понимать, что ты о нем заботишься, стоишь на его стороне и защищаешь его интересы. Если этого нет - нужно уходить из школы и поскорей, пока не возненавидишь и детей и свою профессию.
С чего бы ты начал, если бы стал министром образования?
Развел бы школы и религию. Я согласен с предложением о разделении школы и религии. Школа должна учить языку, математике, географии. Естественно в школе можно и нужно рассказывать о разных религиях, чтобы дети могли сформировать свое мнение. Но главная цель школы - дать определенные знания и научить уважать друг друга. Что касается христианских норм и ценностей, а что, в нашей школе можно воровать, не нужно уважать чужое мнение и достоинство?
Школы должны получить возможность создавать маленькие классы, все ученики и учителя школы должны знать друг друга в лицо. Обязательно поддерживал бы маленькие школы, слияния бы запретил.
Каждый новый министр мечтает войти в историю отечественного образования и, приходя к власти, первым делом начинает все менять, вводить новшества, ломать построенное. Я бы не лез в школу с новыми указаниями "сверху", больше доверял бы учителям, дал бы им возможность спокойно работать.
У тебя есть любимое изречение?
Марии Монтессори: научи меня как это сделать самому. Еще китайская поговорка: дай человеку рыбы и у него будет еда на один день, научи рыбачить - и он не умрет с голоду всю жизнь.