https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/7/8/10/12
От перемены мест слагаемых...Кто из уважаемых читателей не сможет продолжить фразу, с математической точностью доказав: "сумма не изменяется?". Скорее всего, это не проблема для детей-школьников и тем более взрослых - их родителей. Но вряд ли к такому же однозначному выводу они придут, если этими слагаемыми будут выступать в первом варианте "государство и дети", во втором "дети и государство". Итак, перед нами задача: что суммарно изменилось в обществе, когда слагаемые в конце ХХ века поменялись местами?
Первое и во многом определяющее. Изменился социальный статус самого ребенка и современного детского общественного объединения, организации. Долгое время именно государство выступало гарантом жизнедеятельности единой и единственной Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Отказ в доверии этой организации, отсутствие социальных гарантий ее кадрам, "забывчивость" со стороны власти в отношении ее исторических заслуг и успехов послужили причинами неоднозначного отношения общества к многообразию содержания детских общественных объединений нового века. А ведь они, в большинстве своем, стали продолжателями многих социально-значимых идей пионерской организации. Сегодня, подходя к оценке деятельности исключительно математически (по официальным данным в детских общественных объединениях состоят от 2% до 4% детей и подростков Российской Федерации, что чаще всего ставится в вину, аргументируя причины пассивности юного поколения) органы власти совершают ошибку не столько математическую, но, прежде всего, социальную. Строгие математические подсчеты в общественном движении в последнее время стали весьма относительны. Почему? Попробуем объяснить. Если вспомнить, раньше пребывание в пионерской организации ограничивалось возрастом 10-14 лет, при практически 100% членстве всех детей страны в этой организации, подсчитать количество ее членов не составляло труда. Право на объединение со сверстниками, зафиксированное в Конвенции о правах ребенка, и практика его реализации в последнее десятилетие Международным союзом детских общественных объединений, сделали невозможной монополию какой-либо организации на все детское население нашей страны. Кроме того, членами детских общественных объединений могут быть как дети так и взрослые, при этом никаких возрастных ограничений нет. Но даже не в этом дело. Принцип участия в конкретных делах, а не столько в ежедневных или еженедельных собраниях, обсуждениях, не позволяет точно разделить участников и членов организации, тем более, что появилась еще и практика коллективного членства. При таком раскладе довольно сложно установить доподлинное число ребят, вовлеченных в деятельность детских общественных организаций.
Второе. Предложенный Научно-практическим центром Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО вариативно-программный подход заложил в основу деятельности детских объединений алгоритм саморазвития идей и творческих начинаний, инициатив подростков, взрослых, без которого, как показал опыт, любая добровольная организация обречена. Более двадцати программ по интересам и более пятисот региональных программ, действующих тринадцать лет, нашли отклик детей и взрослых, систем основного и дополнительного образования, социальной защиты, молодежной политики, культуры, спорта. Детские общественные объединения начинают рассматриваться в обществе как социальные партнеры в решении проблем государственной важности. Так "Школа взаимной человечности" Детского ордена милосердия объединила усилия по подготовке юных социальных педагогов. Самарская акция "Непоседа" приобрела гражданское звучание и поддержана администрацией области. Одним из учредителей конкурса театров детской моды Ассоциации творческих объединений "Золотая игла" является Вячеслав Зайцев. Девяностые годы ХХ века стали точкой отсчета качественных преобразований в детских общественных объединениях и организациях на всех уровнях взаимодействия государства и общества в интересах детей: правовом, экономическом, содержательно-деятельностном, психолого-педагогическом, организационном. Односторонний взгляд на детское общественное объединение или организацию, как систему исключительно воспитательную, существенно ограничивает возможности их социально-педагогических потенциалов. Вместе с тем, именно эти потенциалы представляют собой объективные ресурсы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат, важный как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина. К числу принципиально новых проблем общественной активности детей и подростков относятся следующие: активность детей в условиях становления информационного общества, вызовов и риска, глобальных техногенных катастроф.
Третье. Перейдя от лозунга "Все лучшее - детям" к скрупулезному подсчету различных детских девиаций и ограничений, государство сориентировало государственные программы в отношении детства исключительно на ликвидацию последствий, а не на выявление социально-экономических причин случившегося. Об этом свидетельствуют разделы многих государственных программ таких как: "дети-сироты", "дети с ограниченными возможностями", "одаренные дети", "дети улиц", "дети-беженцы". Сегодня, к сожалению, никого не шокирует характеристика 7-8-летнего школьника: "Из социально неблагополучной семьи, относится к социально незащищенной категории, социально опасен, подвержен отклоняющемуся поведению..." и т.д. и т.п. Для изменения этой терминологии, действуя в интересах всех детей, детские общественные объединения выступают за межведомственный подход к программам, в которых объединяются дети разных социальных групп.
Четвертое. К сожалению, прежде всего, со стороны взрослых, нет содержательного единства ни в социальных, ни в педагогических подходах при ответе на поставленный вопрос - изменилась ли сумма влияний взрослых на детей? Деятельность различных детских общественных объединений стала предметом споров в российском обществе не сегодня. Мнений много, но, к сожалению, общего, серьезного разговора о проблемах и задачах, связанных с их социально-педагогическим значением для юных граждан, не происходило более сорока лет. По инициативе Международного союза детских общественных объединений, Министерства образования, Российской академии образования, Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания в 2002 г. в журналах "Лидеры образования", "Внешкольник", "Воспитание школьника" опубликованы статьи известных ученых, организаторов детских общественных объединений, открывших широкую дискуссию в прессе. Газета "Пионерская правда" предложила детям и подросткам высказать свое отношение к обсуждаемой теме. Международный союз детских общественных объединений приглашает всех заинтересованных лиц, представителей государственных структур, общественных объединений к широкой дискуссии о том, что сможет помочь в объединении детей и подростков. Полученные материалы станут предметом обсуждения на Научно-практической конференции "Тенденции развития детских общественных объединений в третьем тысячелетии", которую планируется провести в апреле 2003 г. Пусть на страницах журнала "На стороне подростка" прозвучат самые разные мнения и размышления педагогов, родителей, всех, кому небезразличен выбор поколения третьего тысячелетия.
До встречи на страницах журнала!
|