Альтернатива или Зачем нужны "неформальные" организации?

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Альтруизм как явление природы >> Альтернатива или Зачем нужны "неформальные" организации? >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/5/3


Михаил Говорухин
главный редактор сайта «Альтруизм» www.altruizm.info

Альтернатива
или
Зачем нужны «неформальные» организации?

Идеальное общество — такое, принципы которого находятся выше него, а не в нем самом.
(Михаэль Лайтман)

Человечество, на протяжении своего развития, претерпевало множественные изменения своего взгляда на окружающий мир. Когда-то, это был взгляд загнанного зверя, в самом первобытном своем проявлении, боящегося молнии, ветра, солнца и луны, мороза и диких зверей. Потом сменился на более осмысленный взгляд — человека, который не боится уже сил природы и даже стремится ими управлять. Тот же путь прошло и отношение человека к своему обществу. То, что человек, «общественное животное», знает каждый школьник, и в разные времена задачи у общества были разные. В первобытном обществе, людей в основном объединяло одно — выживание. В последствии акцент главной задачи сместился от выживания с помощью «себе подобных», к личному обогащению за счет общества и желанию влиять на него.

Сейчас общество представляет собой весьма непредсказуемую смесь из разных направлений своего воздействия на человека. И главное отличие нового общества, это возможность каждого члена влиять на свое окружение, чего раньше никогда не было. Во все времена такую привилегию имели только цари и их министры. Сейчас каждый способен влиять на весь мир, современные СМИ позволяют делать это с легкостью, и многие используют эту возможность довольно успешно.

Но зачем это человеку? Может быть, нам не стоит пытаться изменить этот мир, ведь все не так плохо. Уже есть общество, в котором человек начал свою жизнь, что же еще ему нужно?

Углубимся в теорию. Что толкает человека на объединение с другими людьми, начиная с первобытных кланов и до наших дней? Ответ очевиден: поиск и получение максимального удовлетворения от жизни, проще говоря, погоня за наслаждением. Это основной фактор в жизни любых объединений, от самых примитивных до ультра-современных. Различие есть только в материальном облачении самого наслаждения, которое меняется с возрастанием уровня развития общества, становясь все более изощренной. Но тяга к эгоистическому наполнению себя всегда остается неизменной.

Но ведь общество влияет на человека с самого рождения, воспитывает его и вбивает в голову все свои понятия долгие годы, пока человек не повзрослеет, откуда тогда тяга к перемене общества, в котором ты родился, воспитывался, и живешь?

Ответ прост: все тот же эгоизм заставляет человека искать новые пути наполнения своих желаний, которые постоянно проявляются в нем с новой силой и скоростью, намного большей, чем во всем обществе в целом. И человек, ощущая этот дисбаланс и нехватку наполнения, стремится уйти из этой среды, которая тормозит его развитие, т.е. развитие его желаний. Но, будучи не в состоянии осуществлять свои желания в одиночку, потому что почти все желания современного человека можно осуществить только с помощью окружения, он ищет единомышленников или, проще говоря, «свое общество».

Так возникают разные кружки, группы, клубы, партии, объединения, которые в той или иной мере удовлетворяют потребности своих членов и в меру надобности контактируют с другими, себе подобными организациями и внешним миром.

Это есть не что иное, как попытка создания модели нового мира для отдельной группы людей. Мира, соответствующего их желаниям получить наслаждение.

Но здесь возникает одно очень важное дополнение. Любое сообщество не может существовать без каких-то правил, которые регулируют отношения между членами этого сообщества. И, как правило, это рамки, которые смело можно назвать «альтруистическими законами», которые говорят, как каждый должен себя вести по отношению к другим. И возникает парадокс: человек стремится вырваться из одних рамок, в которых тесно его эгоизму, чтобы тут же попасть под другие, которые зачастую бывают еще более жесткие, чем предыдущие. Причем, чем «неформальнее» организация, тем жестче и на первый взгляд «альтруистичнее» отношения внутри неё. Любая мафиозная бригада или террористическая ячейка, прежде всего, ценит преданность и готовность отдать все за свою организацию, любой боец спецназа ставит жизнь товарища выше своей. То же самое есть во всех политических партиях и крупных фирмах, то есть везде, где пытаются объединить людей в сильную команду. И многим эти правила нравятся, можно даже сказать именно это и нравится людям в таких организациях. И уже неважно, каков конечный продукт этого объединения, людям нравиться сам процесс, происходящий внутри.

Потребность в таком объединении и альтруистических действиях изначально заложена в человеке, также как и эгоизм. Современные исследования доказывают, что только кооперация и биоценоз являются движущей силой эволюции, а не как не конкурентная борьба. Эти доказательства полностью сводят на «нет» знаменитую теорию Дарвина о происхождении видов. Именно подсознательная тяга человека к совершенству через объединение с себе подобными, тяга к созданию совершенного, единого организма, приводит к созданию различных объединений.

Почему же тогда благое в своей сути действие приводит к таким печальным результатам, как терроризм, беспричинная ненависть, война? Почему удел многих таких организаций это насилие и откровенный фашизм? Почему они не способны действовать самостоятельно, а становятся марионетками в руках политиков и спецслужб, а те, которые еще не стали таковыми, полностью не способны увлечь за собой людей и влачат жалкое существование, близкое к полной смерти?

Причина этого в неспособности человека на истинный альтруизм. Хотя у человека существует подсознательная тяга к альтруизму и объединению с другими на этой основе, эгоизм — как суть человека, неприемлет альтруизм как полную противоположность себе. И всегда человек, прежде всего, хочет получить свою выгоду, и ради этого даже способен на якобы «альтруистические» действия, при этом оставаясь эгоистом. Как только возможность получения выгоды пропадает, человек теряет всякий интерес к дальнейшим действиям.

Поэтому, любая организация, будь она формальной или наоборот, это просто новая форма получения удовлетворения для определенной группы эгоистов и тех, кто за ними стоит, и ничего более. И какими бы красивыми не были их уставы и лозунги, они не способны дать миру ничего нового и не смогут уменьшить страдания людей. Наоборот, еще больше разжигается ненависть и нетерпимость к ближнему, и этому не будет конца, пока ими правит эгоизм. Только изменив свое отношение к миру, и поставив перед собой новые цели, в которых не будет эгоистической основы, а только намерение на избавление от эгоизма, мы сможем создать действительно новое общество, поистине «неформальное», свободное от любых форм эгоизма. Общество, в котором не будет места для страданий и ненависти, где между словами Я и МЫ будет стоять знак равенства.

Надеюсь, это время уже не за горами. Все зависит от нас.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования