Площадка

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Площадка >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/28/7


"Утверждаю"
Директор Детско-юношеского культурного центра Порто-Франковского районного отдела образования г. Одессы
Ю.Гудин

 

 

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
"ПЛОЩАДКА"

Автор программы: Михаил Кордонский, руководитель клуба ДЮКЦ

Консультант: Лариса Пономаренко, доцент кафедры психологии Южно-Украинского педагогического университета, кандидат психологических наук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На территории досуговой площадки собираются подростки и молодежь, принадлежащие к различным неформальным объединениям. В процессе занятий они общаются между собой, с педагогом, с приглашенными психологами и другими специалистами, с представителями различных официальных общественных организаций. При организованном общении расширяется кругозор молодежи, появляется возможность выбора способа проведения досуга, профессии и жизненного пути.

ЧТО ТАКОЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ СООБЩЕСТВА?

Это неофициальные группы и ассоциации молодежи, не относящиеся к криминальной среде. (Сама криминальная среда вообще не является неформальным сообществом. Дилеры-распространители наркотиков, несовершеннолетние воры и грабители, рэкетиры, нищие и т.п. объединены организованной преступностью в ФОРМАЛЬНЫЕ структуры, и о них здесь речь не идет.)

Примерами неформальных молодежных сообществ могут служить хиппи, панки, металлисты, ролевики и т.п. Различные молодежные группы и сообщества стихийно возникают, распадаются, меняются в соотвествии с модой. В основном принадлежность к каждому сообществу состоит в чисто внешних признаках поведения - стилю одежды, прическе, украшениям. Но, к сожалению, некоторые из молодежных сообществ бросают вызов устоявшейся морали и принятым нормам, в отдельных - существует опасность антисоциального поведения, а в крайних случаях они откровенно асоциальны и даже антисоциальны. Проблемы, которые связаны с неформальными молодежными движениями андерграундного толка можно объединить в несколько блоков:

  • Идеологические. Идеологическая направленность некоторых молодежных движений противоречит общественной морали, а нередко и законам государства (например, скинхеды - вариант неофашистов).
  • Протестность. Почти весь неформальный андерграунд в той или иной мере удовлетворяет потребность части активной молодежи к выражению протеста против общественных нравов. Это реализуется в широком дипазоне: от безобидных длинных волос и "фенечек" хиппи, до смертельно опасных мототрюков байкеров.
  • Группа риска. Неформальные молодежные движения очень часто являются средой распространения наркотиков. Существуют такие движения как кислотники, для которых определенные наркотики (ЛСД) являются культовыми, а их употребление и обмен наркотическим опытом - основным занятием. В других молодежных движениях даже с безобидной идеологией (рэперы, металлисты) наркотики просто бытуют, как нормальный элемент жизни. Наряду с этим, существуют и молодежные движения, идеология и практика которых таковы, что процент употребляющих наркотики среди членов движения гораздо ниже, чем в средней, например, студенческой среде (ролевики, подземники, скинхеды).
На фоне вышеописанной "отрицаловки" мы часто не замечаем и "положительных" свойств молодежных неформальных движений.

  • Культурный уровень членов неформальных сообществ заметно выше, чем средней молодежной среды.
  • Практически все молодежные неформальные сообщества находятся в активном противостоянии с криминальным миром (на молодежном сленге - гопниками - подрастающими подопечными воров в законе).
  • Как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, но социологические исследования показывают, что бывшие участники молодежных движений в зрелом возрасте лучше адаптируются к жизни. Так в начале 80-х годов во Франции среди бывших участников "молодежной революции" 1968 года процент безработных был значительно меньше, чем в среднем у людей такого же возраста.
  • Наиболее массовые молодежные движения несут в себе активную и яркую положительную программу. Например, самое массовое на сегодняшний день движение ролевиков, это: комплексный спорт - фехтование, ориентирование; изучение истории - ролевые исторические игры (нередко ролевики путают историю с мифологией, но и собственно историкам свойственно то же самое); комплексное ремесло - изготовление доспехов, одежды, спортивного оружия (деревянные и пластмассовые мечи).
Каким бы мы ни посчитали баланс между "положительными" и "отрицательными" свойствами, наверняка и без кавычек можно сказать только одно: неформалы существуют, игнорировать этот факт жизни было бы неразумно. Однако, и говорить о педагогической работе с ними следует с большой осторожностью. Возможности педагога влиять на неформалов минимальны, и все-таки, этим минимумом предлагается воспользоваться, применив для этого форму работы "Досуговая площадка"

О ФОРМЕ ПЕДРАБОТЫ "ДОСУГОВАЯ ПЛОЩАДКА"

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Детская (подростковая, юношеская, молодежная и т.п.) досуговая площадка является одной из форм педагогической работы в сфере свободного образования и воспитания (внешкольной, внеклассной, по месту жительства и т.п.).

В данном контексте понятие "досуговая площадка" является нормативным и может быть отнесено к подразделениям, называющим себя по другому, например: клубом, секцией, студией, театром, ансамблем, штабом и т.п. Так же и наоборот: подразделение, в рекламном названии которого присутствуют слова "досуг" или "площадка" может быть аттестовано как клуб, кружок и т.п.

Досуговая площадка представляет собой территорию (комнату, несколько комнат, уличную площадку) содержащую оборудование для организации досуга (игрушки, игровые компьютеры, книги, спортивные тренажеры, киновидеоаппаратуру и т.п.). Территория досуговой площадки по расписанию может использоваться для занятий кружков , факультативов, спортивных секций и т.п. Территорией досуговой площадки может являться школьный класс в свободное от занятий время. Вход на досуговую площадку, работа которой финансируется органами образования, как правило является открытым и бесплатным, однако не исключены варианты с пропусками, членскими билетами, входной платой и другими степенями закрытости, регламентируемые администрацией учреждения.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДОСУГОВОЙ ПЛОЩАДКИ.

Досуговая площадка, как правило, представляет собой открытую социально-психологическую среду -"поток".

Контингент посетителей досуговой площадки, как правило, складывается из нескольких групп-конгломератов и групп-ассоциаций (не осознающих единой цели своей деятельности или или не имеющих групповой сплоченности), и одиночек. В некоторых случаях досуговую площадку посещают группы-корпорации, сплоченные на других территориях и в других системах ценностей (например, детские "дворовые" команды).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ДОСУГОВОЙ ПЛОЩАДКИ.

Досуговая площадка - наиболее простой и доступный вид педагогический деятельности, характеризуется широким охватом учащихся и низкой эффективностью обучения и воспитания. Досуговая площадка способна охватить и отвлечь от делинквентной и асоциальной деятельности контингент детей интеллектуально или характериологически неспособных к участию в более активных формах свободного образования и воспитания: кружках, спортивных секциях, клубах и т.п. Площадка может служить базовым подразделением для работы других подразделений системы, информационным центром, предоставляющим своим посетителям информацию о работе различных объединений учащихся, стартовым видом деятельности для детского клуба.

Обязанности педагога - руководителя площадки сводятся, прежде всего, к обеспечению безопасности учащихся, недопущения делинквентного и хулиганского поведения на территории площадки, свободному общению с учащимися.

ОБОСНОВАНИЕ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА

Низкая активность руководителя клуба является специальной педагогической позицией и определяется тем, что контингент неформалов очень чувствителен и оппозиционно настроен в отношении попыток взрослых "навязать" свою точку зрения и свои ценности, свою идеологию, и вообще "воспитывать". Только уважая и принимая ценности, убеждения и нормы (возможно даже идущие вразрез с ценностями и нормами руководителя), можно наладить контакт, найти общий язык и в дальнейшем оказывать воздействие в случае необходимости. В то же время плюрализм жизненного выбора, ценностей и целей является одной из демократических ценностей, развитие которых относится также к задачам клуба.

Предоставляя участникам неформальных движений возможность открыто высказать свои взгляды и убеждения, вызывая их на дискуссию, знакомя их с профессионалами из различных областей науки и искусства, можно войти с ними в цивилизованный диалог и враждебный мир, к которому неформалы склонны причислять всех "не-своих" может начать восприниматься ими более адекватно.

Отдельной задачей может быть обучение ведению конструктивного диалога и разрешения конфликтов, развитие толерантности.

Проблемы "Смысла жизни", самоопределения, самоосознания, столь остро стоящие в раннем юношеском возрасте, могут обсуждаться или быть предметом специально организованных встреч и дискуссий в свободном, неформализованном общении. Развитие самоосознания и личностного самоопределения - необходимых компонентов зрелой личности - в то же время является профилактикой аддиктивного (зависимого) поведения, которое может проявиться в наркомании, алкоголизме, членстве в тоталитарных сектах и т.д.

КОНКРЕТНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

"Площадка" располагается на территории клуба по месту жительства, ул. Канатная 28, занимая часть рабочего времени, вместе с работающими там другими объединениями учащихся.

ЗАДАЧИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

В минимальную задачу "Площадки" входит предоставить территорию для общения "неформалов" различных направлений. Минимальным, но достойным педагогическим эффектом следует считать реализованный на территории запрет на наркотики, нецензурные выражения и другое делинквентое поведение. При этом и для этого следует мириться с некоторыми маргинальными, но не носящими антиобщественного характера, проявлениями поведения контингента.

В задачу педагога площадки входит проводить и организовывать с помощью общественного актива культурно-просветительные беседы на интересные для контингента темы.



ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИМЕРЫ МЕРОПРИЯТИЙ "ПЛОЩАДКИ".

3 августа 2001. Встреча формалов и неформалов.
Круглый стол (слегка регламентированная дискуссия) на тему: "Влияют ли неформальные (альтернативные) молодежные сообщества на общественные процессы?". Обсуждаемые темы: Генуэзский прибой: спектакль или явление природы? Гринпис или Гринбакс? Андерграунд: метро или лабиринт?

23 августа 2001. Схоластический Диспут о наилучшем государственном устройстве.
Руководитель делегации анархистов - Легат. Руководитель делегации монархистов - Эльф.

13 сентября 2001. Конференция на тему: "О рассказе Эдгара Алана По "Маска красной смерти".

18 октября 2001 Концерт любимых песен Дмитрия (Менестреля).

29 ноября 2001. Ролевая игра "Процесс" (Суд над демократией).
Обвиняемый и адвокат: лидер Одесского отделения конституционно демократической партии, редактор газеты "Правое дело" Л. Штеккель. Главный эксперт: аспирант кафедры социальной антропологии Кембриджского университета Т. Ричардсон

18-22 декабря 2001. Акция "Вестник". В связи с необычными для нашей местности холодами, в городе ежедневно замерзают насмерть 2-3 беспризорных детей. В процессе акции "вестники" посетили места тусовок и ночевок беспризорным и сообщили им, что морозы можно переждать в приюте, где по такому случаю снижены требования дисциплины. В акции участвовало 7 "вестников" они посетили 19 тусовок суммарным населением около 70 беспризорных.

ПУБЛИКАЦИИ О "ПЛОЩАДКЕ" В ОДЕССКИХ ГАЗЕТАХ

  1. Пять часов на "Площадке". "Порто-Франко" N 35, август 2001.
  2. Новая программа Михаила Кордонского. "Работа и отдых", N33 (136) 31.08.2001.
  3. Встреча на "Площадке".  "Одесский вестник" 22.08.2001

(Полный текст публикации:)

"Площадка" - так называется новая социально-педагогическая программа Детско-юношеского культурного центра Жовтневого района. Ее цель: дать возможность молодым представителям самых разных течений познакомиться, выслушать и узнать друг друга, понять, почему молодежь не идет стройными рядами по одному "светлому пути", а рассыпается по подвалам, подворотням и прочим местам.

Недавно на "Площадке" в мирной и цивилизованной дискуссии сошлись молодежные лидеры разного толка. С одной стороны - молодые политики, экологи, волонтеры благотворительных организаций. С другой - лидеры андерграунда: "ролевики", "подземники", "панки", "тамплиеры" и прочие "темные эльфы" (следует отметить, что названия неформальных сообществ идут от автора статьи).

Поскольку Одесса - один из центров молодежной активности русскоязычного пространства, поэтому поучаствовать в диспуте приехали молодые политики из Москвы и Ростова - Андрей Шаромов, Александр Ландау и Елена Ногайчук, представляющие молодежное крыло партии "Яблоко".

Дискуссия получилась на редкость интересной.

"Мы готовим смену политической элите, строим будущее государства, - говорили политики.

"Вы представляете систему, которая гонит нас к потребительскому обществу и не оставляет времени и ресурсов для единственной нашей ценности: духовного самоусовершенствования личности", - отвечали неформалы.

Как ни странно, нашлось в мировоззрении сторон и немало общего, например, противостояние криминальному миру, неоднозначное отношение к глобализму, сомнительная оценка современных экологических движений, которые, по мнению собравшихся, из общественных давно стали профессионально-ремесленными.

Пять часов с небольшими перерывами продолжался разговор. В заключение все участники встречи получили подарки: умные книги по философии, социологии, политологии. А волонтер общественной организации "Наши дети" Ксения Данилюк удостоилась приглашения в летний молодежный лагерь под Москвой. Куда она на днях и отправилась.


О ЛЮДЯХ "ПЛОЩАДКИ" НА НАШЕМ САЙТЕ





Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования