"Остров сокровищ" - образовательный проект создания детско-юношеской организации

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> "Остров сокровищ" - образовательный проект создания детско-юношеской организации >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/28/56


Виталий Лебедев
Москва

«Остров сокровищ» — образовательный проект создания детско-юношеской организации

О необходимости возрождения детских организаций

Одна из важных задач, стоящих перед современной школой — это формирование культурных потребностей и жизненных принципов, которые ориентированы на развитие целостной, социально адаптированной личности. В большинстве случаев эта задача решается посредством общешкольных и классных мероприятий, организуемых классными руководителями и заместителями директоров по воспитательной работе. Недостаток времени классных руководителей (которые в первую очередь являются учителями и ведут уроки) приводит к тому, что организация дел в классе происходит через распределение заданий, обязательных к выполнению. Подобный подход приводит к нежеланию ребят участвовать в подобного рода деятельности, так как она не отвечает их основной возрастной потребности — потребности к самовыражению и общению.

Безусловно, классный руководитель, который отказался от личной жизни и все время, свободное от уроков, проводит со своим классом, способен учесть индивидуальные особенности каждого и найти дело, помогающее раскрытию внутренних талантов ребенка. Однако, таких энтузиастов единицы, и даже они не могут решить проблему возрастающей потребности к коммуницированию. Это приводит к тому, что стремление общаться, не реализованное в школе, толкает ребят друг к другу после занятий. А так как им собраться, в общем-то, негде, то мы с Вами становимся свидетелями каждодневных сборов детворы в подвалах и загаженных подъездах. Согласитесь, что собрания такого рода вызывают опасения не только у родителей ребят, но и у жильцов микрорайона.

Некоторое время назад потребность в коммуницировании и деятельности решали, как ни странно, пионерская и комсомольская организации школы, которые занимали некую социальную нишу в социальной общности школы. С развалом этих организаций ниша начала пустовать, и ребята повалили на улицу. Многие руководители школ, видя такую ситуацию, стараются заполнить освободившееся социальное пространство кружками и клубами по интересам, однако маленькая зарплата кружковода не привлекает в школу достаточного количества людей, способных заниматься подобной работой. Решением данной проблемы может стать создание в школах самодеятельных детских организаций.

По этому пути, несколько лет назад пошли организаторы межшкольной коммунарской организации «Остров Сокровищ». В данный момент организация базируется в двух образовательных учреждениях города Москвы: Гимназии 45 и общеобразовательной средней школе 518.

Работа взрослых в организации базируется на следующих принципах: любой ребенок стремится к деятельности, он с удовольствием делает то, с чем согласен и то, что ему интересно; каждый вправе выбрать дело, которое ему по душе; ребята стремятся общаться в неформальной атмосфере и не только со своим классом; основная форма общения ребят — это деятельность, которая должна быть направлена на раскрытие внутренних талантов ребенка, развитие его интеллектуального и творческого потенциала; форма деятельности должна способствовать формированию духовной и культурной личности и развитию у ребенка альтруистических побуждений.

О детско-юношеской организации «Остров Сокровищ»

Деятельность «Острова» ведется круглогодично, не прерываясь на время школьных каникул, в которые организация выезжает на «сборы» и в «лагеря».

«Сборы» проводятся в осенние, зимние и весенние каникулы в различных городах России. Островитяне уже побывали в Новгороде, Петербурге, Владимире, Твери, Туле. Каждый день «сбора» — тематический, он имеет свое название и девиз. В рамках темы дня проводятся несколько творческих мероприятий, которые организуют «выросшие дети» — 11-тиклассники и студенты первых курсов института. Все отряды, на которые делятся ребята, выехавшие на «сбор», участвуют в этих мероприятиях и выпускают стенные газеты по ним. А вечером анализируют и рефлексируют день на «свечке» (или «огоньке» по Иванову). После анализа и рефлексии выбирается дежурный командир на следующий день, который отвечает за соблюдение отрядом режимных моментов. «Сборы» являются концентрированным отражением деятельности «Острова» в школе и поэтому всегда проходят на большом эмоциональном подъеме.

Но если трех-четырехдневные «сборы» — это концентрация жизни организации, то летний лагерь — это узловой момент в жизни организации. Месяц, в течение которого проводится лагерь, разбит на тематические трехдневки. В течение каждой трехдневки проходит малое творческое дело, которое готовит один из отрядов, большое творческое дело, в подготовке которого принимают участие все отряды, и обязательное обучение островитян. В план обучения входят такие дисциплины, как туризм, медицина, издательская деятельность, а также законы и ритуалы «Острова». Помимо этого, в течение трехдневки проходит не обязательное обучение — гостинные, которые ведут инструкторы лагеря. Гостинные — это разовые занятия. На них ребенок получает возможность научиться множеству различных несложных вещей, например, танцевать вальс или проводить игротеку с маленькими детьми. В рамках обучения туризму каждый отряд в течение лагерной смены проходит один двухдневный поход, где может применить полученные знания.

Каждый лагерный день заканчивается отрядной «свечкой», а каждая трехдневка — общелагерной «свечкой». Если позволяет время, то после «свечек» ребята обычно поют в орлятском кругу. Это, помимо совместной деятельности, дает им ощущение общности и сплоченности.

Одной из важных форм творческих дел, проводимых в лагере, являются ролевые игры. Ролевые игры развивают в ребятах артистизм, находчивость, коммуникабельность, адаптационные способности, знакомят с различными профессиями, историей и культурой разных народов

Структура организации в школе несколько отлична от той, что на «сборах» и в лагере. Перестают существовать межшкольные разновозрастные отряды, ребята в каждой школе формируются в разновозрастные «пятерки». «Пятерка» — это от 3 до 7 человек из разных классов, которые, как структурная единица организации, принимают участие в подготовке общеостровных и общешкольных дел. Также каждая пятерка принимает участие в системе «Чередование творческих поручений» (одна из коммунарских методик Иванова).

ЧТП — это набор неких дел (творческих поручений), через каждое из которых проходит каждая пятерка в течение года. Таким образом, все ребята за год получают возможность попробовать себя в постановке маленького спектакля, выпуске стенной газеты, в организации игр с младшими классами, в проведении соцопроса и диспута, изготовлении фотогазеты и др. Перечисленные дела и являются творческими поручениями.

Распорядок получения очередного ЧТП и его корректировка осуществляется советом дежурных командиров, которые ежемесячно выбираются в пятерках для управления ими и координации деятельности организации в школе в течение месяца своего дежурства.

Также ежемесячно выбирается дежурный командир всего школьного «Острова». Дежурные командиры различных школ координируют деятельность организаций в своих школах, коммуницируют между собой при проведении общеостровных дел и помогают дежурным командирам «пятерок» организовывать деятельность своих «пятерок». Система дежурных командиров дает возможность каждому островитянину попробовать себя в роли руководителя. Ребята, побывавшие дежурными командирами, становятся мягче и внимательнее по отношению к другим, начинают более снисходительно относится к ошибкам других, так как уже почувствовали, что руководить своими сверстниками (а то и ребятами более старшего возраста) — тяжелая и ответственная работа.

К сожалению, система ЧТП интересна ребятам не очень продолжительное временя (год-два). Попробовав себя в различных сферах деятельности, ребенок самоопределяется, и у него возникает потребность к более глубоким занятиям чем-то конкретным. Поэтому через два года после образования организации помимо пятерок были введены постоянно действующие профильные отряды. В отличие от «пятерок» профильный отряд не принимает участие в системе ЧТП, а занимается своей профильной деятельностью. К примеру, отряд журналистики выпускает периодическую газету, отряд ролевых игр разрабатывает и проводит ролевые игры, театральный отряд занимается организацией концертов, капустников, постановкой крупных спектаклей и т.д. Помимо этого, профильные отряды проводят обучение желающих ребят из «пятерок» предмету своего профиля.

«Остров Сокровищ» был создан в ноябре 1996 года по решению учащихся Средней школы №518 и Учебного комплекса средней школы №45 (ныне Гимназия 45), ездивших в одноименный трудовой лагерь. В основу деятельности организации был заложен ряд коммунарских принципов.

Высший законодательный орган организации — Совет Посвященных, состоящий из наиболее опытных и ответственных островитян. Оперативное руководство осуществляется Советом Дежурных Командиров и инструкторами, постоянно работающими в школах. Важно отметить, что решение о создании организации было принято именно учащимися, а не взрослыми, что, безусловно, сыграло немаловажную роль в успешности ее деятельности. Однако деятельность по созданию организации была начата взрослыми намного раньше. Еще в 1992 году на базе 518-й школы начали проводиться коллективные творческие дела и ролевые игры, годом позже был организован первый трудовой лагерь с коммунарской программой. Четыре года потребовалось для того, чтобы естественная потребность в деятельности сформировалась у ребят в желание структурировать свои взаимоотношения друг с другом. Тогда же были сформулированы цель, принципы и законы организации.


Цель организации: Сделать мир чуточку лучше.


Основные принципы:

  • Круглогодичная деятельность.
  • Мы должны приносить пользу.
  • Забота о подрастающем поколении.
  • К общению через деятельность.
  • Каждый важен.
  • Мы приветствуем сотрудничество с другими организациями.

Естественно, что детское целеполагание несколько отличается от целей и задач, которые ставили перед собой руководители организации. Важно отметить, что понятие «руководство» для детей достаточно условное. То есть, у ребенка нет (и не должно возникать) ощущения, что им руководят, поэтому роль взрослых в организации особенная. Это роль старшего товарища, советчика. В организации взрослых называют инструкторами.

Педагогическая цель организации: всестороннее развитие личности ребенка, получение востребованных знаний и отработка навыков, которые не охвачены школьной программой, социальная адаптация и психокоррекция детей.

Основные принципы педагогической работы:

  • развитие потребностей ребенка, ориентированных на достижение педагогической цели организации,
  • открытость структуры организации,
  • социальная направленность деятельности.

Деятельность «Острова» охватывает уровень дополнительного образования и направлена на развитие и образование детей среднего и старшего школьного возраста. Обеспечение досуга младшим школьникам через педагогическую деятельность старших островитян.

Методики

  • методика И. Иванова «Система Чередование Творческих Поручений»,
  • обучение нетрадиционным дисциплинам: прикладная медицина, туризм, театральные специальности, начало журналистики и издательской деятельности,
  • разновозрастные отряды,
  • система «дежурных командиров»,
  • система профильных отрядов,
  • ежедневная (на сборах и в лагерях) коллективная рефлексия деятельности,
  • разработка ролевых и деловых игр,
  • развивающие «интенсивы»: лагеря и сборы

Этапы создания организации

Как уже было сказано, процесс создания реально функционирующей детской организации (действительно детской, а не организации детей) достаточно продолжительный, поэтому, приступая к проектированию, следует запастись терпением. При создании детско-юношеской межшкольной организации «Остров Сокровищ» мы выделяем следующие этапы.

Создание условий

Срок: 2-3 года

Под созданием условий следует понимать те действия, целью которых является желание ребят участвовать в организованной деятельности, то есть желании создать организацию. Наиболее эффективной формой в данном случае является педагогическая ситуация. Все ниже перечисленные пункты, кроме пункта «Перевод деятельности в систему», являются не этапами, а видами деятельности, то есть могут выполняться не последовательно, а параллельно друг с другом.

Анализ социально-педагогических требований и существующего опыта

Большинство организаций, в том числе и детских, имеют схожие этапы развития и схожие проблемы. К примеру, многие детские организации погубило отсутствие механизма самовосстановления (ребята вырастали, уходили из организации и организация переставала существовать). Также характерным примером является отсутствие должного внимания приоритету деятельности над общением, что приводит к превращению организации в клуб по интересам и т. д. Знание этапов развития и проблем других организаций поможет не допустить ряда ошибок при проектировании новой.

Немаловажную роль в деятельности детской организации играют социально-педагогические требования, сформированные обществом, законодательными органами, ситуацией в стране, городе, районе. На эти требования накладывает видимый отпечаток время. В качестве примера можно привести разницу в отношении ребят и их родителей к трудовой деятельности на благо школы; если 10 лет назад это приветствовалось (или хотя бы к этому относились терпимо), то на сегодняшний день отношение к этому в лучшем случае равнодушное. В настоящий момент появилось много альтернатив отдыха и деятельности (клубы, компьютеры и т.д.), которые составляют ощутимую конкуренцию тем же самым КТД. Требования общества (а в связи с этим и ряд требований ребенка) также изменились. Если раньше творческое дело воспринималось ребенком, как досуговое мероприятие, то теперь (может быть неосознанно) он предъявляет другие требования — освоение престижных профессий, получение навыков адаптации и т.д.

Отбор и обучение кадров

К сожалению, институт по подготовке педагогических кадров с течением времени все больше переквалифицируется в институт подготовки лекторов (предметников). Педагогическая же работа в первую очередь требует умений и знаний воспитателя, поэтому процессу отбора кадров следует уделять особенное внимание. Люди, которые собираются работать в детской организации, должны быть достаточно самоотверженными, чтобы работать за мизерную зарплату, иметь много свободного времени и, самое главное, должны понимать, что и зачем они делают. Человеку, обладающими этими качествами, достаточно овладеть инструментами педагогической деятельности, чтобы начать работу с детьми.

Основным контингентом инструкторов «Острова Сокровищ» являются студенты.

Проведение разовых акций

Чтобы ребенок заинтересовался какой-либо деятельностью, а тем более принялся за нее в качестве организатора, ему необходимо хотя бы раз увидеть и поучаствовать в этой деятельности. Если КТД будут действительно интересными, то у ребенка возникает естественная потребность в такой форме деятельности (и общения).

Внедрение форм деятельности и других форм, заимствованных из других организаций

Многие формы работы настолько успешны, что встречаются в разных организациях, например, галстуки есть как в скаутинге, так и в пионерии, хотя по педагогическим подходам эти организации разительно отличаются друг от друга. Можно заимствовать практически все: атрибуты, законы, ритуалы, формы деятельности — не прижившееся со временем отомрет или даст основу для создания своих форм того же содержания. Главное, чтобы заимствованные формы не противоречили принципам вновь образуемой организации.

Перевод деятельности в систему

Так как организация КТД, а также других мероприятий (лагерей, экскурсий, походов), на данном этапе полностью зависит от взрослых, можно переводить разовые мероприятия в разряд традиционных (к примеру, каждые каникулы мы едем на сбор, «Зарница» проходит всегда в феврале и др.). Постепенно необходимо привлекать к организации дел ребят, формировать так называемые «советы дел». Сформировавшиеся традиционные дела — это первый шаг к структуризации деятельности, так как дает ребенку четкую определенность, что и когда будет. Рано или поздно ему захочется иметь такую определенность и по отношению к людям, с которыми он работает. Как только это произойдет — база для образования организации создана.

Образование организации

Срок 1 год.

Образование организации подразумевает факт декларации («Теперь мы — организация») и описание основных моментов жизни организации.

Декларирование организации

Или другими словами учреждение организации. Для этого собирается учредительное собрание, (как правило, на него приходят те, у кого потребность определения себя по отношению к существующей деятельности уже сформирована). На учредительном собрании собравшиеся провозглашают себя организацией, декларируют (а точнее формулируют) свою цель, описывают структуру и правила приема в организацию. Под структурой мы понимаем здесь выбор типа организации (иерархическая, демократическая и т.д.) и выбор форм функциональных единиц (отряд, «пятерка», класс и т.д.), выбор форм внутренних взаимоотношений (руководящие органы, координирующие органы), формируется и декларируется отношение с другими организациями (со школьным советом, администрацией школы и т.д.). То есть разрабатывается устав организации (даже если он так и не называется). К примеру, в «Острове Сокровищ» нет устава, и все вышеперечисленные пункты ни коим образом не зафиксированы на бумаге, а передаются другим поколениям в устной форме. Следует понимать, что учредительное собрание может проходить в несколько этапов.

Разработка документов организации

Устав, к сожалению, не может предусмотреть все стороны жизни организации, поэтому возникает необходимость (но только если она действительно возникает) в ряде дополнительных документов, описывающих жизнь организации. Пример: памятка, что должен делать дежурный командир, критерии младше инструкторства, положение о значках.

Выбор форм деятельности

Для структурных единиц организации очень важно определить, чем они занимаются. Без этого, пропадает всякий смысл в делении на структурные единицы (а зачастую и смысл организации вообще). Для каждого вида структурной единицы необходим свой вид деятельности. К примеру: «пятерка» участвует в системе ЧТП, по решению совета ДК проводит и другие мероприятия, «совет дела» организует КТД, отряд младших инструкторов работает на сборах и в лагерях, проводит обучение ребят предметам островного курса, профильный отряд занимается профильной деятельностью (журналисты выпускают газету, ролевики разрабатывают и организовывают ролевые игры и т.д.), отряд старших инструкторов (взрослых) ищет финансирование, сопровождает другие отряды на выездах, ищет базы для лагерей и сборов.

Открытая декларация форм деятельности позволяет вступающим в организацию определиться, в какую структурную единицу он хочет попасть.

Смена форм деятельности

Срок — 2-3 месяца. Необходимость в данном этапе может возникнуть примерно через год функционирования организации.

Смена форм деятельности это своеобразная корректировка тех решений о формах деятельности, которые были приняты на этапе образования организации. Эта корректировка может быть плановой и вне плановой (или вообще отсутствовать). Если организация грамотно проектировалась, то в запасе у организаторов есть недовостребованные на первом этапе формы деятельности, которые они вполне могут предложить, когда возникла в этом необходимость.

Стабильная работа организации

Срок — 3 года.

Данный этап характеризуется относительной стабильностью: уже найдены оптимальные для внешних условий формы работы, разработаны все основные документы, выбранные формы деятельности всех устраивают, имеется достаточное финансирование. Однако для освоения новых форм деятельности и распространения опыта работы не хватает внутренних ресурсов.

Расширение организации

Срок — 2 года

Расширение организации происходит, когда накапливается достаточный внутренний ресурс для освоения новых форм деятельности и распространения опыта. Данный этап характеризуется большим количеством трудностей: освоение новых форм деятельности требует большего финансирования, новых кадров.

Добавление новых форм деятельности

Так же как и в случае смены форм деятельности, здесь необходима своевременная подготовка. Еще в период стабильной работы организации можно выбирать новые виды деятельности и искать для их реализации необходимые средства. Также можно создавать базу для внедрения этих форм. Под базой здесь имеется в виду подготовка ребят к внедрению новых видов деятельности и частичная их апробация.

Контакты по обмену опытом с другими организациями

Накопление внутреннего ресурса позволяет работать инструкторам и в других организациях, что способствует освоению новых КТД, педагогических инструментов и других форм. Также работа с другими организациями позволяет проводить с ними совместные мероприятия, что выводит ребят на совершенно новый уровень самосознания.

Привлечение новых школ к деятельности организации

При избытке педагогических кадров возможно создание ячеек организации в новых школах. 3,5 — 4 года как раз тот срок, когда старшие члены организации (из детей) становятся студентами и возвращаются в организацию в новом качестве.

После окончания всех вышеперечисленных этапов начинается этап стабильной работы, который может продлиться от 3 до 7 лет, после которого опять начинается либо этап расширения организации, либо этап смены форм деятельности. Подобная цикличность будет продолжаться на протяжении всей жизни организации. Возможен вариант установления более долгосрочной стабильности, но, есть предположение, что это один из признаков распада организации (она перестала развиваться).

2000 год.

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования