https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/28/20/4
Б. В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьниковСоциальное воспитание в школьном классеВариативность форм воспитательной работы в школьном классе1В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники жизни детского воспитательного сообщества. Конечно, трудно предположить полный список форм, универсальный и годный на се случае жизни, ведь воспитательная работа с классом может быть построена в различных ключах. Это может быть достаточно целостная и автономная система воспитания учащихся, чаще всего в деятельности освобожденного классного руководителя, имеющая свой профиль (музей, студия, клуб по интересам и т.п.). Система деятельности классного руководителя может быть построена как своего рода клубное пространство общения, дополняющая интенсивность общешкольной жизни. Тем не менее, мы попытались представить самые распространенные и традиционные формы воспитательной работы, которые подойдут значительной части педагогов-воспитателей. Следует отметить, что представленные формы могут проводиться только с участием учащихся одного класса, а могут быть использованы в случае, когда класс, вместе с классным руководителем становится организатором того или иного общешкольного дела, или мероприятия для старшего (среднего) звена, параллели и т.п. Нам представляется возможным сформулировать следующее определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи. Опираясь на существующие подходы в педагогической литературе (С.П. Афанасьев, Л.В. Байбородова, В.С. Безрукова, А.Г. Кирпичник, С.Д. Поляков, М.И. Рожков, Е.В. Титова) мы полагаем, что сущностными признаками формы воспитательной работы являются: — участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции — организаторов, выступающих, зрителей и т.д.; — педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность); — организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы); — набор актов, ситуаций, процедур; — порядок действий (алгоритм); — организация пространства. Структура совместного взаимодействия включает в себя: функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается взаимодействие. Говоря об алгоритме действий участников, нельзя не упомянуть об эмоциональном и содержательном ритме формы — определенной организации совместной деятельности во времени, их фазность, повторяемость, периодичность». Основываясь на традициях костромской научно-методической психолого-педагогической школы (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник, С.П. Афанасьев и др.), мы предлагаем в качестве основания для типологии процедуры (способы) передвижения участников. В этом случае мы можем выделить три основных типа: «статичные», «статично-динамичные», «динамико-статичные». Размышляя о классификации обратили наше внимание на поиск иных оснований для выделения данных типов форм воспитательной работы с детским коллективом. Мы исходили из того, что сам по себе феномен формы является в достаточной степени консервативным, и поэтому источники возникновения того или иного типа форм совместной деятельности и времяпрепровождения следует искать в истории. В данной работе мы попытались посмотреть на формы воспитательной работы как на модели жизнедеятельности крестьянских сообществ. Для этого обратились к книгам М.М. Громыко «Мир русской деревни» и Т.А. Пигиловой «Народная культура. Русский дом» и пришли к выводу, что источником возникновения форм детской деятельности и жизнедеятельности является крестьянские сообщества. «Свои сообщества крестьяне называли «миром» или «общество», — пишет М.М. Громыко. «Семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась малой церковью...». Община также объединяла функции производственного коллектива, соседской, религиозной общности (частично или полностью совпадая с приходской общиной), административной единицы. Вернемся к проблеме классификации форм воспитательной работы с детским объединением. В этом смысле весьма интересной представляется мысль замечательного методиста и писателя С.П. Афанасьева о возможности использования зоологической модели оформления типологии: тип — класс — род — семейство — вид — подвид. Близкие идеи мы встретили у Е.В. Титовой. При таком подходе мы можем получить следующую картину. В качестве типов форм могут выступить указанные выше «статичные» (представление), «статично-динамичные» (созидание-гуляние), «динамико-статичные» (путешествие). Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов, позволяет вычленить несколько классов. Так, в типе «представление» выделяются три класса: 1) представления-демонстрации (спектакль, концерт, просмотр, конкурсная программа-представление, торжественное собрание); 2) представления-ритуалы (линейка); 3) представления-коммуникации (митинг, дискуссия, лекция, фронтальная беседа, диспут). Если для примера мы возьмем такой род форм работы, как «конкурсная программа-представление», то, опираясь на работы С.П. Афанасьева, сможем назвать в качестве «семейств форм воспитательной работы с детским объединением» познавательно-интеллектуальные игры-представления и творческие конкурсы-представления, спортивные соревнования-представления. В то же время всем известные малые формы работы («Концерт-ромашка», «Концерт-молния» и т.п.) следует отнести к типу «созидание-гуляние». В таком роде форм воспитательной работы с детским объединением как «дискуссия», основываясь на книге М.В. Кларина, можно выделить следующие семейства: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание». Кроме того, к роду «дискуссия» можно отнести такое семейство форм воспитательной работы, как «собрание коллектива». Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на три класса: 1) развлечение-демонстрация (ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа); 2) совместное созидание (трудовая акция, подготовка к представлению, подготовка выставки); 3) развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая игра, вечер общения). В типе «путешествия» мы обнаружили также три класса: 1) путешествие-демонстрация (игра-путешествие, парад-шествие); 2) путешествие-развлечение (поход, прогулка); 3) путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция). Предложенная нами классификация форм воспитательной работы не является бесспорной, однако она определяет в качестве источников форм коллективной деятельности детей основные коллективные занятия сельской общины: совместный труд в помощь соседям, совместное развлечение, молитву, сход, путешествие. Притча о трехколесном велосипеде(притча о классификации форм воспитательной работы) Недалеко от волшебного леса жили-были люди в одном селе. Однажды поздним вечером в одну из крайних изб постучался волшебник, он очень устал и попросил остаться на несколько дней передохнуть, чтобы продолжить свой путь. Выглянул он утром из окна — солнышко встает, девушки деревенские за грибами пошли, прошептал что-то чародей на непонятном языке и прямо из воздуха появилось сказочное колесо — котором было написано «прогулка». Вышел волшебник прогуляться по улице — видит мужики всей деревней на сход собираются. Вот вышел староста, речь говорит, народ затылки чешет, перешептывается. Посмотрел, посмотрел волшебник на все это действо и сотворил еще одно колесо с надписью «представление». Пока ходил гость по деревне, по сторонам смотрел, уж смеркаться стало. Молодежь разложила на берегу реки большой костер, стали парни с девушками хороводы водить. Понравились игры и забавы волшебнику, он возьми да произнеси заклинание. Тут, откуда ни возьмись, катится третье колесо, а на нем яркими буквами начертано «гуляние». Отдохнул, чародей в деревне, новых сил набрался, а на следующий день, перед тем как попрощаться с гостеприимными хозяевами, собрал странник три колеса и соорудил из них чудо-игрушку — велосипед. «Это говорит вашим деткам останется, чтобы играли, играли да уму разуму учились!»
Коровкина Т.Е., Куприянов Б.В. Коллективные формы воспитательной работы со старшеклассниками // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. - 1997. - № 4. - С. 143-146. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебно-методическое пособие. - Кострома: КГПУ, 1998. - 28 с. Куприянов Б.В., Формы воспитательной работы с детским объединением. - Кострома: КГУ, 1999. - 36 с. Куприянов Б.В., Формы воспитательной работы с детским коллективом // Проблемы школьного воспитания. - Н. Новгород: НИРО. - 1999. - № 1. - С. 56-70. Куприянов Б.В., Традиционные формы воспитательной работы с детским коллективом // Внешкольник. - Журнал деп. обр. Ярославской области. - 1999. -№ 2 (9). - С. 29-33. Куприянов Б.В. Энциклопедия традиционных форм воспитательной работы //Школьные технологии. - 2001. - № 4. -С. 83-93. Куприянов Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников.- 2002.- № 4.-С.19-26. Куприянов Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников.- 2002.- № 5.- С. 21-29. Куприянов Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Лучшие страницы педагогической прессы.- 2002.- № 6 (12). - С. 55-62. Воспитательная работа в учреждениях общего образования / под ред. Б.В. Куприянова: Методические материалы для органов управления образованием.- Кострома: Авантитул, 2004.- 69 с. Куприянов Б.В. Взаимосвязь методов и форм воспитания // Воспитание: научные дискуссии и исследования: Сборник научных трудов (по материалам научной конференции- дискуссии) / под ред. Е.В. Титовой. - СПб, 2005. - С. 114-120. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя // Воспитательная работа в школе.- 2005. - № 6 .- С. 72-88. Куприянов Б. Историко-педагогический подход к классификации форм воспитательной работы // Формы воспитательной работы классного руководителя /Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2006. - С. 3-23. Куприянов Б. Диспут как специально организованное представление работы // Формы воспитательной работы классного руководителя / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2006. - С. 52-53. Куприянов Б. Технология проведения дебатов как разновидности дискуссии// Формы воспитательной работы классного руководителя / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2006. - С. 57-59. Куприянов Б. Конкурсная программа как представление-соревнование // Формы воспитательной работы классного руководителя / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2006. - С. 74-76. Куприянов Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы классного руководителя// Классный руководитель - 2007. - №6. - С. 103-125.
|