Поход

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Вариативность социального воспитания школьников >> Социальное воспитание в школьном классе >> Формы воспитательной работы типа "путешествие" в работе классного руководителя >> Поход >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/28/20/4/3/2


Б. В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьников. Социальное воспитание в школьном классе. Путешествие.

18. Поход

 — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы). Поход как форма организации совместной деятельности обладает рядом воспитательных возможностей. Во-первых, использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива в особых экстремальных условиях. Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в группе. Здесь у школьников формируются целый набор нравственных качеств: ответственность, взаимопомощь, развивается способность к саморегуляции. В-четвертых, при определенном педагогическом обеспечении в результате похода происходит расширение кругозора его участников. И, наконец, происходит формирование ценностных отношений к природе и историческому наследию пространства охваченного движением группы. При проведении похода трудно переоценить значение безопасности жизни и здоровья участников путешествия. Обеспечить безопасность можно в случае: соблюдение всеми участниками похода правил техники безопасности, правильной организацией питания, грамотной организацией движения группы, обеспеченность необходимым снаряжением (в том числе и медицинской аптечкой) и одеждой, соответствующей сезону. Особенность похода не только в длительности, но и еще и в том, что в его ходе создается особая культура совместного преодоления бытовых трудностей, совместного выживания. Поэтому, для повышения воспитательного эффекта данной формы, на этапе подготовки целесообразно выработать своеобразный кодекс совместной жизнедеятельности. Кодекс может включать в себя такие правила как: «…Правило ответственности: каждый участник похода несет свою, определенную долю ответственности: он отвечает за свои действия, за работу, за свое поведение, обеспечивающие безопасность себя и других.

Правило свободы: при наличии ответственности за выполнение целей и задач, у участника похода всегда есть выбор способа деятельности, пути решения задачи. Инициатива поощряется. Правило здорового образа жизни: все участники похода ведут здоровый образ жизни — воздерживаются от алкоголя, никотина, наркотиков…».

Организация похода требует распределения между всеми участниками обязанностей: санитара, коменданта, начпита, фотографа, корреспондента, и т.п. Выполнение этих обязанностей имеет значительный воспитательный потенциал. Характерной чертой всех форм совместной деятельности типа «путешествие» является наличие оформление схемы маршрута. В походе, как и в игре-путешествии, схема движения обычно называется маршрутным листом. Однако, в игре маршрутный лист во многом — атрибут игры. В походе маршрутный лист необходим — указывают Ю. Козлов и В.Ященко, как один из способов профилактики в обеспечении безопасного проведения похода; документ группы на маршруте, дающий в частности, право льготного проезда на железнодорожном транспорте; отчетный документ, который является основанием для оформления туристских значков и разрядов.

Таким образом, видно, что большую роль в реализации воспитательных возможностей похода и обеспечении безопасности жизни и здоровья участников, играет подготовительная работа. Она связана с всесторонним изучением района путешествия, организационно-хозяйственным обеспечением, решением административных вопросов (разрешение на проведение похода дает руководитель учреждения). Являясь самостоятельной частью воспитывающей деятельности, подготовительная работа представляет собой совокупность отдельных форм. Так, подготовительная работа, направленная на увеличение познавательного эффекта похода может включать беседу, исследовательские задания, заочное путешествие (по карте предстоящего маршрута). Накануне похода проводятся также инструктаж по технике безопасности, упражнения в выполнении ряда предстоящих участникам действий.

По итогам похода желательно провести ряд мероприятий: беседа — обсуждение итогов похода, просмотр кино (фото) видеоматериалов, отснятых в ходе путешествия, оформление выставки, альбома и другие.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования