Психолого-педагогическая характеристика сущности патриотических чувств

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса >> Психолого-педагогическая характеристика сущности патриотических чувств >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/28/15/1


Сергей Смирнов (Кострома).
Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.
Глава I. Использование символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса как социально-педагогическая проблема


§1. Психолого-педагогическая характеристика сущности патриотических чувств

Чувства — одна из основных категорий психологии, которая активно изучалась отечественными и зарубежными психологами. Особый вклад в изучение чувств внесли П.П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Б.И. Додонов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, П.М. Якобсон и другие. На основе анализа данных работ можно утверждать, что человек, познавая действительность, определенным образом относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности. Представление об эмоциональных состояниях личности становится определеннее, если удается узнать, какие чувства при этом испытывает человек, каков характер его переживаний. В этике и психологии существуют два термина, обозначающие эмоциональные состояния личности — чувство и эмоция. В научных исследованиях данные понятия дифференцируются. И.С.Кон отмечает что, если чувства представляют собой устойчивые субъективные отношения человека к чему-либо, то эмоции — это переживание того или иного чувства в определенный момент в конкретной ситуации.

Стало традиционным следующее определение, данное в психологическом словаре под ред. А.В. Петровского: «Чувство — это: 1. Способность воспринимать, испытывать внешние воздействия, результат такого воздействия. 2. Внутреннее психическое состояние человека (например, чувство гордости, патриотизма). 3. Душевный подъем, волнение. 4. Осознание своего отношения к чему-либо»[93, С. 361].

В.А. Сахаров подчеркивает: «В современной психологической науке понятие «чувство» определяется как относительно устойчивое свойство личности, представляющее собой форму отражения реальных отношений субъекта в связи с его потребностями и мотивами к значимым для него объектам реальной действительности; чувство проявляется как переживание (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Г.А. Фортунатов, П.М. Якобсон). Из множества определений понятия «чувства» наиболее полным, на наш взгляд, можно считать трактовку, данную Р.С. Немовым: «Чувства — устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам». 89, С. 370. . В зависимости от направленности чувства трактуются как моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные, эстетические, практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Обычно чувства рассматриваются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности отличающейся относительной устойчивостью. Как отмечает А.В. Петровский, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности.

По мнению Б.И. Додонова, формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных моральных, общественно-политических, культурных и эстетических ценностей общества, а также через творческое открытие самим субъектом тех или иных новых ценностей. Сами ценности, неразрывно связанные с потребностями личности и общества, образуют сложную иерархию. И те из них, по отношению к которым «взвешиваются» все остальные, называются фундаментальными.

Только став предметом устойчивых чувств, мотивы, идеалы, нормы поведения становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувство — одно из основных эмоциональных состояний человека. Чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Чувства воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Как пишет Б.И. Додонов, чувства носят предметный характер, связываются с представлением о некотором объекте. Предметами чувств становятся, прежде всего, те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Чувства определяют динамику и содержание ситуационных эмоций, которые, в свою очередь, уточняют содержание чувств в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувством деятельности. Особенность чувств в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и заканчивая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

По мнению Р.С. Немова, специфика чувства как формы отражения состоит в том, что объекты и явления окружающего мира отражаются не в форме понятий, а в форме переживаний, через призму личностных отношений к ним. Понятие «чувство» рассматривается и в этической литературе. Оно определяется как форма закрепления социального опыта в сознании человека. Те чувства, которые часто им переживаются, осознаются, со временем становятся качествами личности. Чувство выступает как проявление качества, а качество выступает как устойчивое чувство.

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, чувства — компонент эмоциональной сферы. Общим для всех чувств является то, что они всегда заключают в себе эмоции. Эмоции являются первичными по отношению к чувствам. Чувства протяженнее по времени, чем эмоции, редко переживаются в «чистом» виде. На разграничение данных понятий следует обращать особое внимание, поскольку это имеет не только теоретическое, но и практическое значение — без раскрытия соотношения чувств и эмоций было бы трудно понять педагогический процесс развития патриотических чувств. Каково же определение понятия «эмоция»? В психологии эмоция определяется как конкретная форма протекания процесса переживания чувств. (А.Г. Ковалев, Г.А. Фортунатов); как психологическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений, которое обусловлено отношением их свойств к потребности субъекта. Эмоция определяется как психологическая форма осуществления потребности, выражающая ее активную сторону (С.Л. Рубинштейн); как процесс, на основе которого развиваются чувства как свойства личности (например, чувство любви к матери у ребенка образуется в результате обобщения конкретных эмоций: радости, восхищения, благодарности, грусти) (П.М. Якобсон). Эмоции у человека отражают «объективные отношения предметов и явлений окружающего мира к нуждам человека как организма», а чувства — «как к личности, как к члену общества» (Д.Б. Эльконин). Эмоции могут вызываться ситуациями и сигналами, которые предшествуют прямым, вызывающим эмоцию, воздействиям. Эмоции вызывают оценочное отношение к условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности. Это отношение представлено в качественных характеристиках — эмоциях положительных или отрицательных (Б.И. Додонов). Мы разделяем точку зрения, согласно которой основным в чувстве является то эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или кругу явлений (П.М. Якобсон), представляющих для личности особую значимость.

Ряд ученых рассматривают чувства как отражение в мозгу человека его реальных отношений, т.е. отношений потребностей субъекта к значимым для него объектам. Чувства проявляются в психической жизни людей как поток разнообразных по силе, длительности и сложности и содержанию эмоциональных переживаний. Эмоции и чувства единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Способность чувств производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: возникновении их в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей т.д. Чувства являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребности, значимости происходящего. В психологии особо выделяют две взаимодополняющие функции, выполняемые по отношению к определенным психическим процессам. В исследованиях выявлено влияние чувств на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления-торможения (П.К. Анохин); следообразования (А.Н. Леонтьев, Я.М. Калашник, А.Р. Лурия); подкрепления (П.В. Симонов). Вторая функция: предвосхищающая (А.В. Запорожец); эвристическая (О.К. Тихомиров). Чувства могут становиться побудителями действий. Само возникшее переживание трансформируется в мотив поступка, человек стремится реализовать его. Так, чувства становятся началом, стимулирующим деятельность человека (П.М. Якобсон); следовательно, развитие патриотических чувств должно иметь своей целью преобразование их в мотивы эмоционально-значимой деятельности личности. Многогранность чувств, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, способность к сочетанию, их приспособительный характер исключают возможность простой их классификации. Чувства отличаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине осознанности, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, по уровням проявления (высшие — низшие), по психическим процессам, по предметному содержанию и др. Существующие классификации различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются. Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. Формирование высших чувств человека как устойчивых образований, выражающих его эмоциональное отношение к жизненным ценностям, как пишет Б.И. Додонов, проходит ряд этапов.

Первый. Определенный объект, явление и т.д. вызывают к себе временное положительное эмоциональное отношение, «излучаемое» потребностями, с которыми данные объекты и явления находятся лишь в ситуативной связи.

Второй. То или иное многократно пережитое эмоциональное отношение к чему-либо постепенно закрепляется в памяти человека и начинает воспроизводиться соответствующими стимулами даже вне связи с породившими его потребностями и ситуациями.

Третий. Объект, явление и т.д. становятся для нас самодовлеющей ценностью вследствие формирования потребности в них как таковых. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, к другим людям, к самому себе. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними. По мнению Б.И. Додонова, эмоции (следовательно, и чувства) можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникающих переживаний.

Для того чтобы стать непосредственными ценностями каждого конкретного человека при формировании высших чувств, общие ценности должны пройти через все названные этапы становления. Особого внимания при этом требует выявление тех, уже сформированных потребностей, на которые можно опереться, чтобы вызвать первичное положительное отношение к еще не усвоенным им духовным ценностям, и продуманное создание ситуаций, при которых такое отношение могло бы многократно переживаться.

Другой важный момент в формировании высших чувств — это переход от чувства как закрепившегося положительного отношения к той или иной фундаментальной ценности к чувству как потребности в активном ее утверждении. Такой переход может осуществляться через сознательно сформулированное намерение личности утверждать фундаментальные ценности и закрепляться в реальной деятельности по осуществлению данного намерения.

Чувства являются сложными образованиями, которые формируются вокруг определенных объектов (лиц, сфер деятельности, фактов), т.е. «опредмечены». Это свойство чувств выражается в их дифференциации в зависимости от того, к какому предмету они относятся. На этом основании можно выделить также интеллектуальные, эстетические, нравственные, романтические чувства (И.В. Блауберг, И.К. Пантин, З.И. Равкин). По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (чувство к ребенку, произведению искусства), обобщенные (чувство к детям вообще, к музыке), абстрактные (чувство справедливости).

Как известно, чувства образуются в результате систематизации и обобщения конкретных переживаний, возникающих под влиянием тех или иных раздражителей. Основными характеристиками чувств являются их эмоциональная окрашенность (положительная или отрицательная), полярность (в отношении того или иного предмета), сила (характеристика качества переживания), глубина (характеристика значимости чувства для личности) (П.М. Якобсон). Эмоциональный процесс включает три основных компонента. Первый — это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме: нарастает скорость и интенсивность протекания психических, моторных, вегетативных процессов. В отдельных случаях возбудимость может, напротив, уменьшиться. Второй компонент — эмоциональный знак: положительное чувство возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательное — побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием. Третий компонент — степень контроля чувств (от полной ориентации и контроля над чувствами до полной дезориентированности и бесконтрольности). Особенности динамики чувств обусловлены объективно и субъективно. К объективным причинам относятся общие условия возникновения и существования психического; их раскрывают характеристики объекта, субъекта и их взаимодействия. К субъективным причинам в собственном, узком смысле слова относится все, что касается внутреннего мира субъекта отражения: его темперамент, память, характер, способности и направленность, предшествующие впечатления. Итак, в индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль, выступают как значимый фактор в формировании личности. Чувства связаны с определенными предметами, видами деятельности, людьми, выполняют мотивирующую роль в жизни человека. Содержание доминирующих чувств определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. К области нравственных чувств относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к другим людям, к самому себе.

Учитывая приведенные определения понятия «чувства», их функции и классификацию, считаем возможным выделить особый вид чувств — патриотические чувства. Их особенностью является способность выступать в качестве стимула деятельности человека, а развитие патриотических чувств направлено на преобразование их в мотивы эмоционально значимой деятельности человека.

Рассмотрев сущностные характеристики категории «чувства», обратимся к анализу специфики патриотических чувств, для этого определим ряд понятий.

Широко известно определение патриотизма как любви к Отчизне из словаря В.И. Даля. «Патриот», по В.И. Далю, — «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». С.И. Ожегов определяет патриотизм как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Таким образом, рассматривая патриотизм, на наш взгляд, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых элементах, выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».

«Родина — 1. Страна, в которой человек родился, отечество. 2. Место рождения, возникновения чего-либо, происхождения кого-нибудь» 79, С. 597 . Эти понятия формировались одновременно со становлением первых сообществ людей, которое происходило в отчаянной борьбе за выживание с враждебными силами природы и племенами.

Как показывает анализ источников и литературы, понятие «Родина» можно понимать как территорию, географическое пространство, где человек родился; социальную и духовную среду, в которой он вырос, живет и воспитывается. Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырос, живет, и которая для него стала родной и близкой. Малая Родина — это место рождения и становления человека как личности. А. Твардовский писал: «Эта малая родина со своим обликом, со своей, пусть скромной и непритязательной, красотой, предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и малой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — великом целом своем — для всех она одна».

Малая и большая Родина предстает в сознании человека как совокупность образов, отражающих картины природы и культуры, истории и современности.

Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию — близость по общности происхождения, по непосредственному сходству [97, С. 682]. Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве. Трудно представить, чтобы человек был похож на страну. Речь скорее должна идти о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» — широкие поля, «голубые глаза» — ярко синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь- неторопливо текущие реки и т.д.

Для того чтобы свободно развиваться, необходимо было отстаивать территорию (землю), культуру, язык, верования отцов, могилы предков. Поэтому, одними из первых формируются понятия, по своей сути глубоко нравственные: «Отчизна», «Отечество», «Родина».

«Русский толковый словарь» дает следующие определения: «Отечество — страна, где родился данный человек, к гражданам которой он принадлежит».[79, С. 399]. Эти понятия, наряду с такими как «отец», «мать», принято называть святыми, священными. С точки зрения социальных норм, ребенок по отношению к родителям должен испытывать чувства любви, проявлять уважение: в старости, болезни и т.п. (в трудный час) взять на себя заботу об отце и матери. По аналогии можно сконструировать отношения гражданина и родной страны.

По мнению В.В. Усова, содержание данных понятий инвариантно и всегда представляет для человека непреходящую, высшую ценность, могут меняться политические режимы и правительства, идеологии, но смысл понятий «Отечество», «Родина» всегда остаётся неизменным.

Отечество — понятие, родственное Родине, в которое, однако, вкладывается более глубокое содержание и, прежде всего, нравственное, духовное.

Проводя аналогию отношений ребенка к своим родителям и гражданина к Отечеству, мы разделяем точку зрения В.В. Усова, который указывает на неразрывную связь понятий «Отечество» и «чувство долга». В зависимости от конкретных условий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы. Принято считать, что обязанности по отношению к Отечеству выражает гражданский долг; к вооружённой защите страны — воинский, к товарищам — товарищеский долг. Мы согласны с автором, что долг — это предъявляемые к человеку и внутренне принятые им требования к его поведению и деятельности со стороны общества и государства, направленные на обеспечение блага последних.

В этом плане можно констатировать вторую составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества — связь функциональную. Данная связь включает функции (роли), человека по отношению к стране.

В педагогической литературе отмечается, что патриотизм проявляется в понимании личностью гражданского долга, в самоотверженном труде во имя укрепления Родины. Н.Е. Щуркова подходит к понятию «Родина» с эстетической точки зрения — «это люди, среди которых родился и познал счастье человек» — и определяет патриотизм как отношение человека к Родине. Солидаризируясь с русским философом А.Ф. Лосевым, рассматривающим Родину как «интимно-интимно — внутреннее наше», она отмечает скрытый характер патриотизма, проявляющийся в экстремальных ситуациях. Привязанность к месту жительства, гордость за успехи Отечества и озабоченность его неудачами, участие в труде на благо Родины, готовность и способности к её защите являются предпосылками формирования патриотизма, которые необходимо использовать в системе воспитательной работы.

Слово «патриот» впервые, как свидетельствует в своём исследовании Е.В. Лисецкая, стало употребляться в период Великой Французской революции в 1789 году. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики. На протяжении столетий понятие «патриот» претерпевало существенные изменения. В его определении акцент ставился главным образом на различных отношениях личности к Родине, что определялось особенностями культурного и исторического развития общества. В современном понимании автор определяет, что патриот — это человек, любящий своё отечество, преданный своему народу и способный отстаивать его интересы, а патриотизм — как нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании её величия и переживании своей духовной связи с ней.

Мы согласны с мнением А.М. Новикова, что патриотизм — это любовь к Отечеству, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его.

В концепции военно-патриотического воспитания молодежи патриотизм рассматривается как олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к ее истории, природе, достижениям, проблемам. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу ее жизнеспособности и эффективного функционирования.

В.Я. Гожиков в своём исследовании указывает, что наиболее приемлемым является целостное определение. Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Разделяя точку зрения Е.В. Лисецкой, мы считаем, что взаимоотношения человека с Отчизной нельзя рассматривать только с позиции нравственного чувства. Они имеют более глубокий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, её патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закреплёнными, в своей совокупности и характеризуют качество личности. Автор рассматривает патриотизм как психолого-педагогическое явление, имеющее сложную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как установку, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческую модель, как ценность.

Как уже отмечалось, существует классификация чувств в зависимости от их направленности. Поэтому к характеристикам патриотизма как чувства можно отнести его моральную (переживание человеком его отношения к другим людям) и практическую (связь с деятельностью человека) направленность. Так как чувства выступают в качестве стимулов деятельности человека, развитие патриотических чувств имеет своей целью преобразование их в мотивы эмоционально-значимой деятельности личности. Патриотизм как чувство можно отнести к эмоциональным состояниям человека, проявляющимся в собственных переживаниях, переживаниях, передающихся другим людям, в эмоциональных откликах на происходящие события. Наконец, патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. В психологических и философских исследованиях выражены подходы к определению понятий «чувства» и «патриотизм», приводится типология данных понятий, выявляется соотношение понятий «чувства» и «патриотизм».

2. Чувства можно трактовать как одну из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, как относительно устойчивое психическое состояние, свойство личности.

3. Под патриотическими чувствами будем понимать эмоционально окрашенное отношение к своему Отечеству, имеющее практическую направленность и выступающее в качестве внутреннего побудителя активности человека, относящееся к высшим духовным ценностям.

4. В классификации чувств как компонента эмоциональной сферы личности, можно выделить особый род чувств — патриотические чувства, которые одновременно выступают в качестве высших духовных ценностей человека.

5. Содержательно патриотические чувства:

- выражают субъективную значимость идентификации личностью себя с определенной страной, народом, культурой, природой на основе происхождения и похожести;

- включают эмоционально окрашенные представления (образы политических, этнокультурных, пейзажных явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству;

- проявляются в переживаниях, которые ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству, на защиту совей Родины;

- выступают регуляторами конкретных действий в жизнедеятельности личности.


<< Введение, оглавление   ||   Глава I § 2 >>


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования