Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/28/13


Б. В. Куприянов О. В. Миновская

Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии

КОСТРОМА 2002

УДК 371.485

ББК 74.200.584-5

Куприянов Б.В., Миновская О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография/ Под ред. И.И. Фришман.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - 120с.

Научный редактор: заместитель директора научно-практического цен-тра Международного союза СПО-ФДО, доктор педагогических наук И.И. Фришман.

Исследование и издание его результатов осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного Фонда (РГНФ), проект № 02-06-00193а.

Монография посвящена изучению ситуационно-ролевой игры как средства развития у подростков субъектности во взаимодействии, в основе материалов — десятилетний опыт исследований научного коллектива под руководством Б.В. Куприянова, а также результаты диссертационной работы О.В. Миновской. Издание предназначено для руководителей клубов ролевых игр образовательных и социальных учреждений, студентов педагогических вузов, широкой научно-педагогической общественности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Воспитание современных подростков требует использования педагогических средств, адекватных возрастным потребностям. Анализ работ педагогов и психологов, изучавших особенности возраста, позволяет утверждать о наличии потребности подростка во взаимодействии со сверстниками, в принятии и понимании, самопознании и самоутверждении, романтике и преодолении, поиске своего места в жизни. Свои коммуникативные потребности подростки пытаются реализовать в общении со сверстниками, часто не достигая желаемого результата. Такой опыт межличностного взаимодействия не в полной мере способствует формированию у подростка позитивного отношения к себе и другим людям, готовности сотрудничать с окружающими, умения оценивать ситуацию и в соответствии с этим выстраивать собственное поведение. Неадекватные ожидания, возникшие на основе полученного опыта, становятся причиной нерезультативности взаимодействия подростка в новой ситуации. Освоение подростком опыта регулирования собственных ожиданий по поводу предстоящего взаимодействия, как правило, требует помощи со стороны педагога, применения эффективных педагогических средств. Однако анализ практики воспитательной работы показывает, что набор современных педагогических средств и форм организации воспитательного процесса, удовлетворяющих потребностям подростков, ограничен.

В организации свободного времени молодежи широко применяются различные виды ролевых игр. Значительное число подростков являются участниками неформальных объединений молодежи — клубов ролевых игр, которые активно функционируют во многих регионах России (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Владимире, Иваново, Костроме). Ситуационно-ролевые игры используются в воспитательной работе в общеобразовательных школах, молодежных центрах, учреждениях дополнительного образования Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Костромы. Эмоциональность и азартность игры, возможность стать героем и пережить настоящие приключения вместе со сверстниками обеспечивают привлекательность игры для подростков.

Ситуационно-ролевая игра как пространство интенсивной коммуникации обеспечивает возможность приобретения подростком опыта межличностного взаимодействия, в том числе и опыта регулирования собственных ожиданий. В то же время потенциалы ситуационно-ролевой игры как средства педагогического регулирования социальных ожиданий подростков почти не реализуются в практике воспитательной работы из-за отсутствия специальной педагогической подготовки руководителей молодежных объединений, а также в связи с недостаточной разработанностью основ развития у подростков субъектности во взаимодействии средствами ситуационно-ролевой игры.

Кроме того, ситуационно-ролевая игра в контексте развития у подростков субъектности во взаимодействии специально не изучалась, что позволяет констатировать возможность решения этой проблемы путем интеграции имеющихся научных представлений.

Появление и распространение ситуационно-ролевых игр в Костромской области имеет более чем десятилетнюю историю. Появление и развитие практики ролевых игр в Костромской области связана с деятельностью студенческого педагогического отряда лагеря пионерского и комсомольского актива города Шарьи «Трубач». Вообще идея этой программы зародилась в 1989 году как альтернатива лагерю комсомольского актива «Комсорг». Ведущее направление альтернативности по мысли организаторов состояло в явно выраженном игровом характере смены. Конечно, в организации жизнедеятельности лагеря «Комсорг» присутствовали и воображаемая ситуация и роли и сюжет, однако прямо объявить романтический прообраз комунарского будущего игрой в идеологической ситуации 70-х, первой половины 80-х годов было не возможно. «Не верь, если скажут, что это- игра, «Комсорг» — Комсомольская наша планета» — пелось в одной из песен тех лет.

Однако, в ходе первых трех смен лагеря «Трубач» (1989-1991 г.г.) сюжетно-ролевая игра стала лишь внешним выражением (оболочкой) коллективно-творческой деятельности. Игровые ситуации были лишь эпизодами, входившими порой в противоречие с остальным содержанием деятельности. Педагогический коллектив такое положение вещей не устраивало, поэтому велись активные поиски в направлении построения целостной игровой модели. Большое влияние на этот процесс оказал игровой опыт «Орленка», уже упоминавшаяся смена «Игра-эпопея «Хоббитские игры» 1991 года.

В ноябре того же 91-ого благодаря Ирине Игоревне Фришман состоялось знакомство с особым типом игр (в последствии названном нами ситуационно-ролевыми) группы студентов Костромского педагогического института в клубе по интересам «Город мастеров». Здесь была проведена настольная игра, условно названная авторами «Пять твердынь». В августе 1992 года москвичи (Дмитрий Нежданов, Наталья Крамаренко, Сергей Тихомиров и другие) провели первую на костромской земле большую ролевую игру «Пограничная планета» (г. Шарья, лагерь актива старшеклассников «Трубач»). В январе следующего года педагогический коллектив «Трубача» в том же «Городе Мастеров» участвует в первой малой ситуационно-ролевой игре (в привычных терминах — «павильонка») «Отель» и преобразуется в клуб ролевых игр «Кентавр». Внедрение опыта использования в практике социального воспитания ситуационно-ролевых игр произошло в созданном в 1994 году лагере ролевых игр «Кентавр». Здесь впервые была опробована модель «игра-эпопея». Вообще, первая половина 90-х годов характеризовалась сильным интересом к ролевым играм в Костроме. Многие так называемые авторские лагеря пытались использовать данное педагогическое средство. Известны попытки проведения БРИГов в Областном лагере старшеклассников имени А.Н. Лутошкина «Комсорг», лагере Союза Пионерских организаций (Федерации детских организаций) «Соколенок», лагере старшеклассников «Город Надежда». Наиболее последовательно наряду с «Кентавром» ролевые игры использует в своей деятельности лагерь старшеклассников города Костромы «Мир людей», созданный в 1995 году.

За десять лет в рамках тематических смен лагеря ролевых игр «Кентавр» приняло участие более полутора тысяч старшеклассников. Летом 1998 года в Костроме проходила уже ставшая традиционной тематическая смена старшеклассников Костромской области «Игра-эпопея Хроники Амбера V», в основу которой положены произведения Р. Желязны «Хроники Амбера». Игра-эпопея как форма организации жизнедеятельности летнего объединения старшеклассников отличается тем, что ситуационно-ролевое игровое взаимодействие становится системообразующей деятельностью, ядром смены, подчиняя себе деятельность первичных и кратковременных коллективов и групп, общелагерные массовые праздники.

В 1999 году в лагере ролевых игр «Кентавр» произошла смена игрового материала, в основу игры-эпопеи был положен сюжет, придуманный педагогами. С этого времени программа получает название «Диалог Культур». В основе игрового сюжета лежит легенда о существовании на планете Теллур двух цивилизаций западного -технологического типа (Лига) и восточного — традиционного (Экумена). В 2000 году в рамках тематической смены старшеклассников «Диалог Культур-II» был проведен региональный фестиваль клубов ролевых игр. В нем приняли участие более 150 представителей клубов ролевых игр, педагоги, организаторы детского и молодежного досуга из городов Владимира, Иванова, Вологды, Рыбинска (Ярославская обл.), Коврова (Владимирская обл.), Костромы, Волгореченска (Костромская обл.), Москвы.

Технология ситуационно-ролевой игры развивается в Костроме, где сложилось продуктивное сочетание интереса к ролевым играм ученых, методистов, педагогов-практиков и групп увлеченных взрослых и детей. Впервые разработка ролевой игры увидела свет в Костроме в 1994 году. Это был «Новый год в НИИЧАВО» Сергея Грозного — Новогодняя сюжетно-ролевая игра для старшеклассников по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу»1.. В 1995 году в Костроме (МЦ «Вариант») вышла тиражом 10 тысяч экземпляров «Методическая разработка коммуникативной ситуационно-ролевой игры «Яхта» (авторы игры Б.В. Куприянов, А.А. Илика, под редакцией С.П. Афанасьева). Данная разработка превратила проведение ролевой игры в досуговую технологию. 13 ноября 1996 года в диссертационном совете Ярославского педагогического университета прошла защита кандидатской диссертации «Ситуационно-ролевая игра как средство общепедагогической подготовки будущего учителя». В 1998 году выходит брошюра Б.В. Куприянова и А.Е. Подобина «Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников». С этого времени можно считать, что технология ситуационно-ролевой игры стала педагогической.

Окончательно легитимизация ситуационно-ролевой игры произошла после выхода в издательстве «ВЛАДОС» учебно-методического пособия «Организация и методик проведения игр с подростками». В этом году (29 ноября 2002 г.) произошло еще одно замечательное событие защита кандидатской диссертации О.В. Миновской на тему «Ситуационно-ролевая игра как средство педагогического регулирования социальных ожиданий подростков» в диссертационном совете при Костромском университете. В этом факте наглядно отразилась тенденция использования ситуационно-ролевой игры в качестве инструмента развития коммуникативной сферы.

Исходя из всего вышесказанного, нам представляется актуальным представить читателю педагогическую технологию использования ситуационно-ролевой игры в процессе педагогического регулирования социальных ожиданий подростков.

Все разработки, о которых идет речь в этом издании являются результатом исследований проведенных в лагере ролевых игр «Кентавр», (тематические смены «Хроники Амбера» — 1994-98 гг., «Диалог Культур — I-IV» 1999-2002 гг.), муниципальных общеобразовательных средних школах №34, №17 г. Костромы, Клубе юных летчиков, космонавтов и десантников г. Костромы (КЮЛКиД). В организации опытно-экспериментальной работы участвовали педагоги лагеря ролевых игр «Кентавр» (студенты, выпускники, аспиранты и преподаватели социально-педагогического и исторического факультетов, института педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова).

Работа состоит из шести частей. В первой рассматриваются сущность, потенциалы и ограничения ситуационно-ролевая игры, во второй- дана характеристика развития у подростков субъектности во взаимодействии, в третьей — приведена модель процесса использования ситуационно-ролевой игры как средства развития у подростков субъектности во взаимодействии. Четвертая часть посвящена педагогической технологии развития у подростков субъектности во взаимодействии в ситуационно-ролевой игре, в пятой и шестой приведены описания опыта использования ситуационно-ролевой игры во временных и клубных объединениях.

Для удобства работы с предлагаемым текстом мы решили дать краткий словарик некоторых понятий, которые мы используем.

1.  Развитие субъектности во взаимодействии представляет собой педагогическое регулирование социальных ожиданий, что предполагает, с одной стороны, ценностную ориентацию на осуществление взаимовыгодного сотрудничества, а с другой — формирование умений самостоятельно прогнозировать, планировать, анализировать и рефлексировать ситуации взаимодействия.

2.  Ситуационно-ролевая игра представляет собой специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации и регламентированное правилами игры.

3.  Педагогические потенциалы какого-либо средства — результаты педагогической деятельности, которые могут быть достигнуты при помощи данного средства при определенных условиях

4.  Ограничения педагогического средства — характеристики процесса использования данного средства, которые затрудняют решение педагогических задач в полном объеме.

5.  Транспарентность, транспарентный — 1) прозрачный, просвечивающий, 2) явный, очевидный, ясный, 3) ясный, ясно слышный, отчетливый, 4) откровенный; искренний; прямой, открытый, честный. Транспарентность деятельности — для педагога означает прозрачность взаимодействия (отказ от манипулирования), а для подростка — ясность излагаемого, наконец, для всех участников процесса — ясность и доступность в понимании результатов совместной деятельности. Термин введен в научный оборот С.А. Жезловой при анализе проблем модерации как форме повышения квалификации.

6.  Инверсия(лат. inversio — перевертывание, перестановка), в математике: 1) в геометрии инверсия относительно данной окружности (или сферы) радиуса R с центром О — преобразование, при котором точка Р переходит в точку Р , лежащую на луче ОР на расстоянии ОР = R2/ОР от центра О; 2) В комбинаторике инверсия — нарушение нормального порядка двух элементов в перестановке. Принцип педагогической инверсии введен Е.А. Ямбургом. На наш взгляд педагогическая инверсия означает возможность такого положения дел, когда педагог как субъект во взаимодействии с ребенком может отказаться от своей позиции, предоставляя право стать субъектом взаимодействия — ребенку.

7.  Амбивалентность построения педагогического процесса предполагает ориентацию на диалектичность как механизм интеграции исключающих друг друга сторон — взаимоизменения, взаимодополнения и взаимопроникновения полюсов дуальной оппозиции. Так, в исследовании А.Е. Подобина принцип амбивалентности организации процесса формирования профессионально-педагогической направленности будущего учителя предполагает сочетании непрерывности и дискретности, событийности и повседневности. В диссертации С.Н. Смирнова амбивалентность способов предъявления символов раскрывается в ряде дуальных оппозиций: прямые и опосредованные способы, индивидуальные и общественные, организованные и стихийные, непрерывные и дискретные, повседневные и событийные, — их сочетании и чередовании.

8.  Фасилитация взаимодействия состоит в снижения тревожности и опасений подростка за возможный неуспех в игровом взаимодействии.

Глава 1 >>


1. Новогодняя тусовка.- Выпуск № 7. - Кострома: Вариант, 1994


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования