Образовательные программы для воспитателей, педагогов и управленцев служб и учреждений

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Чужой ребенок >>
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКУЮ ОПЕКУ
>>
Образовательные программы для воспитателей, педагогов и управленцев служб и учреждений
>>

https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/26/9/5


Лукина А.К.

Зав.кафедрой общей педагогики КГУ, кандидат философских наук

Отчет о работе секции "Образовательные программы для воспитателей, педагогов и управленцев служб и учреждений"

Проблема, которая была вынесена для обсуждения на секции , заключается в том, что в настоящее время никто и нигде целенаправленно не готовит специалистов по работе с детьми, лишенными родительского попечения.

Особенность подготовки этих специалистов, по нашему мнению определяется новыми социально-экономическими условиями, приведшими к тому, что большая часть этих детей - социальные сироты, дети, с раннего детства воспитывавшиеся в ненормальных социальных условиях, получившие искаженную систему ценностей, испытавшие семейное насилие. Эти обстоятельства их жизни, с одной стороны, и устанавливающиеся нормы гражданского общества - с другой - не позволяют применять те методы воспитания, которые были эффективны в 30-е годы, позволившие быстро ликвидировать детскую безнадзорность.

С другой стороны, современные тенденции работы с этой категорией детей заключаются в устройстве их в приемные семьи, в создании семейных детских домов, в разукрупнении больших детских домов и в интеграции детей-сирот в социальную среду.

Все это требует от специалистов, работающих с этими детьми, принципиально новых комптентностей, а, с другой стороны, и новых специалистов.

Надо обучать приемных родителей, воспитателей семейных детских домов групп, надо готовить посредников, обеспечивающих передачу детей на различные новые формы воспитания. Все специалисты должны хорошо знать психологию этих детей, правовые аспекты сиротства, владеть современными педагогическими технологиями и т.д.

А поскольку, повторимся, целенаправленно таких специалистов нигде не готовят (и слава Богу!), то встает вопрос о переучивании, повышении квалификации, формировании новых компетентностей у уже работающих специалистов.

Но здесь подстерегает другая сложность: в настоящее время никто не знает, чему на самом деле нужно учить новых специалистов, и, самое главное, как это делать. Обыкновенная, лекционная форма работы не пройдет, потому что речь идет о выращивании принципиально новой идеологии в отношении детей-сирот, а, значит, нужно выращивание команд единомышленников, разработка новых технологий применительно к условиям конкретной территории. А, с другой стороны, в настоящее время отсутствует и реальный платежеспособный заказчик на разработку таких программ и подготовку таких специалистов.

Поэтому решение проблемы возможно только через установление партнерских отношений с научными и учебными учреждениями, в нахождении общего интереса в подготовке таких кадров.

Вот это краткое описание проблематики секции, как оно мыслилось организаторами.

На секции перед участниками была поставлена задача: описать собственные проблемы, и вычленить те комптентности, знания, способности, которые нужны специалисту, чтобы быть в состоянии решать эти проблемы.

С первой задачей - описанием проблем - участники легко справились. А вот вторая задача - описание требований к специалистам - оказалась неразрешимой. Большинство участников называли конкретные специальности (например, психологи, воспитатели), без указания той проблематики, которую данный специалист мог бы решать. То есть они мыслят категориями штатного расписания, а не трудовых задач и профессиональных компетентностей. Это говорит о недифференцированности профессионального сознания большинства руководителей, об их неготовности обсуждать содержательный заказ на подготовку специалистов с высшей школой и наукой.

Решение проблемы нам видится прежде всего, в создании прецедентов программно-целевого подхода к подготовке и повышению квалификации специалистов. Второй путь - формирование нового профессионального сознания руководителей этой системы через проведение конференций, проектировочных семинаров и т.п. Третий путь - интеграция обучения студентов и их практической работы, изменение учебных планов в сторону увеличения самостоятельной практической работы и обсуждения возникающих проблем и затруднений.

По крайней мере, кафедра общей педагогики КГУ к такой работе готова, необходимо наличие готовых к сотрудничеству детских учреждений и органов управления.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования