https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/26/1
АНДЕРГРАУНД МИЛОСЕРДИЯ
Банальная и скучная была бы история, не правда ли? Если только не добавить к ней, что действие происходит на пороге 21 века, а старинный штиль навешан для камуфляжа. Большинство из этих людей категорически не хотят беседовать с журналистами. Оставшиеся отказываются от упоминания в печати своего имени. Причины их скрытности очевидны: никакого законного обоснования проживанию ребенка в чужой семье нет. Вы скажете, что нет и запрета? Смеетесь? Не в Америке живем. Все попытки получить официальный ответ на это вопрос кончались безуспешно. Прокуроры, юристы, милиционеры, судьи частным образом говорят, что это незаконно, но от официального ответа уклоняются. Во всяком случае, нарушение паспортного режима, который якобы неконституционен, а de facto действует, всегда припаять можно. Так это еще цветочки. Чтобы легализовать приемного ребенка люди иногда... находят документы. Ну, есть места, где можно все найти. Тут уж штрафом не отделаешься. С другой стороны, за беспризорными нередко тянутся криминальные хвосты. В общем, куда ни кинь... И все-таки это происходит. Один умный мужик на вопрос: "Возьмет ли кто-то из вашей деревни к себе в дом беспризорного ребенка, не родственника?" - твердо ответил: "Нет." Потом подумал и добавил: "Ну, разве что... Может, когда его увидит?.."
Каждую из этих семей судьба пересекла чужой судьбой в какой-то резонансной точке. Так пересекла, что не отозваться было невозможно. Каковы законы этого резонанса, ни физика, ни, тем паче, социология не ведают. Это спонтанность, случайность. Но множество таких случайностей и случают отдельных людей в Народ.
Одна из самых сложных проблем вовсе не та, что чужого ребенка по бедности нечем прокормить. В нашем народе есть достаточно семей, готовых поделиться. А вот что делать с тем фактом, что беспризорные дети сызмальства обучены воровать и не брезгуют украсть в приютившем их доме? Что они, как правило, не способны работать по причине патологического отсутствия чувства ответственности? Лечится ли это? Лечатся ли вообще социальные болезни? Однозначный ответ: да! - почитайте Макаренко. Не нравится коммунистическое прошлое, хочется капитализма? Пожалуйста: вот в капиталистической Канаде вообще нет детских домов. Все сироты и беспризорные живут в семьях; имеется в виду "foster family" - временное проживание, а не усыновление. Почитать об этом по-русски можно на сайтах организаций, пытающихся скопировать эту методику у нас. ( * ) ( * ) В капиталистической Германии, наоборот, существует разветвленная государственная система детских домов всех категорий: от санаториев до тюрем. Кстати, самый большой в мире HИИ по изучению наследия Макаренко находится именно в Западной Германии, в Марбурге. ( * ) ( * ) Детские тюрьмы, впрочем, есть везде, в том числе и в Канаде. В капиталистической Венесуэле, наконец, дети живут на мусорных свалках, в домах из консервных банок. Вам какая модель подходит? Завернуть или надеть? Будем ли мы с вами сидеть и ждать, что за нас все решит некто, рожденный в избирательной урне? Увы, мы с вами, возможно, только это и будем делать. Hо не все такие, как мы с вами. Тем и жива Россия. У нас эти люди случайны и разобщены. Но их плотность, видимо, достигла некоторой критической величины. Они как-то узнают друг о друге и робко кучкуются. Обычно именно так зарождаются общественные движения. Правда, сколько таких движений умерло в зародыше... Попытки создать на этой социальной базе общественные организации западного типа выглядят, мягко говоря, неуклюже. Вместо инфраструктуры: приютов, складов одежды, компьютерных сетей - ядра движения обрастают... легендами. Так случилась странная история с "Кристаллом". Среди российских неформалов поползли слухи о существовании конспиративной организации по уходу за беспризорными. Они вылились на страницы самиздата под видом материализации фантастических сюжетов писателя Владислава Крапивина. У него в романах дети, особенно сироты и те, которым грозит опасность, уходят в другие, теплые миры через этакую мистическую Грань Великого Кристалла. И живой классик, член Правлений Cоюзов, писатель, собрания сочинений которого издаются и переиздаются и издательства конкурируют за каждую его строчку, увидев в самиздатской публикации искажение собственных идей, отозвался умной и талантливой статьей, опубликовав ее... тоже в самиздате. ( * ) Воистину наш андерграунд - самый андерграундный... Литературный ли, музыкальный, живописный, научный (наукообразный), и вот - социальный. Может, там ему и законное место, этому общественному движению? Среди полуподвальных инсталляций и полусумрачных хэппенингов, в тесном ряду оберточных, с отрубями, обложек, выставочных галерей-сараев? Благо уже никто не давит их бульдозерами и, судя по всему, давить не будет. Нечем. Ржавеют те бульдозеры без топлива и запчастей, и стоят заводы, которые могли бы произвести новые. Которые могли бы вырыть котлованы для фундаментов детских домов, в которых... Нет, не складывается в России английская народная сказка. В Англии, кстати, проблемами беспризорных занимается "Траст Принца Уэлльского" - благотворительная организация, традиционно финансируемая из личных средств королевской семьи. Но политологи говорят, что восстановление монархии в России маловероятно. На что же надеяться русским беспризорным? Обратите внимание, читатель, вы каждый день видите их на улицах. Вы заметили, куда они смотрят? Вниз. В землю. А может, под землю? Там - андерграунд.
|