https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/18/6/12
Александр Макаров, Одесса. Дедушка идет в школу. ПовестьГлава 12. Об оценках и гусарахРаботать с классом стало гораздо проще. Дисциплина на уроке поддерживалась автоматически. И речи не могло быть о том, чтобы как раньше затеять сражение на напильниках или затеять драку. Драки возникают обычно там, где ребята таким не хитрым способом пытаются повысить свой статус. А здесь повысить уважение и отличиться, можно было и без этого. Достаточно было работать лучше или придумать что-то интересное и красивое. Ведь каждую самоделку обсуждал весь класс и только после этого староста выставлял в журнал оценку. Ценность такой оценки многократно повысилась. Константин Иванович сначала боялся, что староста будет завышать оценки своим приятелям. Но этого не случилось во первых староста мог выбрать своего друга бригадиром, что гарантировало уже преимущество, а во вторых в этом возрасте у ребят сильно развито чувство справедливости. Приходилось даже призывать старост к снисходительности. — Эх, косой у тебя вышел солдат, — говорил Алик Диме Михеенко. Дима был самым низкорослым в классе и от этого тихо страдал. Солдат действительно, не смотря на все усердие Димы, выглядел неважно. — Он еще и в бою не участвовал, а уже какой-то раненый, — неумолимо продолжал Алик. Дима готов был заплакать. Он так старался. — Может ему все же за прилежание можно накинуть лишний балл? — вмешивался Константин Иванович. — Ладно, — степенно соглашался Алик, — давай Константину Ивановичу дневник, а дальше старайся. — Я стараюсь, очень стараюсь. Дима уходил довольный, прижимая раненого солдата и дневник к груди. Оценки старосты ставили на каждом занятии. Был случай, когда в учительской сломался замок и Константин Иванович посреди урока срочно помчался туда ремонтировать. Учителя не могли забрать журналы на уроки. С замком пришлось повозиться. Только к концу урока удалось открыть упрямую дверь. Константин Иванович с замиранием сердца спустился к себе мастерскую. Там было все спокойно. — Вас не было, так я сам все оценки выставил. Правильно я сделал? — спросил Алик. — Правильно, ты все сделал верно. Солдат, а точнее гусар придумал делать Константин Иванович, после того как прочел книгу о войне 1812 года. После этого он начал интересоваться историей возникновения гусар. И с удивлением прочел в энциклопедии, что история гусар началась в XV веке в Венгрии. В 1453 году пал Константинополь. Перестала существовать Византия — многовековой щит христианской Европы от мусульманского Востока. Нападения турок на южные границы Венгрии вынудили недавно вступившего на престол пятнадцатилетнего короля Матияша Корвина создать особое ополчение для их защиты. В составе этого ополчения находились легкоконные отряды дворян по 20-25 человек. Дворяне эти, одетые в яркие национальные костюмы получили название гусар — «хуc» — двадцать, «ар» — окончание, указывающее на принадлежность к чему-либо, т.е. «один из двадцатки». Особый простор творчеству давали красивые узоры на гусарских костюмах. Дети с удовольствием разглядывали форму гусар на открытках, а потом пытались воспроизвести ее элементы в поделках. Большой интерес вызывало так же изготовление казаков. Константин Иванович рассказывал потрясающие истории из жизни казаков и тактике ведения ими боя. Делались эти фигурки просто. Круглая палка длинною 15 — 20 см и разрезалась косым резом на две половины. Это было туловище. Константин Иванович научил ребят делать массу похожую на пластилин из смеси муки с солью. Ребята из этой массы делали для казаков и гусаров лица. Потом из цветной бумаги или материи делалась одежда. Элементы одежды гусар, такие как витые шнуры, пуговицы пряжки просто приклеивались. Получалось здорово. Некоторые ребята дома из своих самоделок заводили маленькие музеи и под охи и ахи знакомых и родственников с гордостью демонстрировали свои произведения. У иных работы получались на столько интересные и красивые, что родственники не могли поверить в то, что все сделано без помощи учителя. — Вы к выставке готовитесь? — как-то спросил Константина Ивановича директор. — К какой выставке? — Весной во всех школах устраивают выставку работ школьников. Лучшие работы отбирают для районных выставок. А там глядишь и на республиканскую выставку можно попасть. — Вот тебе и на, — подумал Константин Иванович. Про выставку он слышал впервые. При всех успехах нести на выставку было нечего.
|