https://altruism.ru/sengine.cgi/5п©б╘п╠Б∙≤п©Б∙═п▒Б┬≥Б┴╓п©б╘п▒Б┬ Б√⌠п©Б√▓п▒Б√═Б∙⌡п▒Б■╢Б∙■п©Б√▓п▒Б■╛Б┴╔п▒Б┬ Б√▓+-=2/18/6/10
Александр Макаров, Одесса. Дедушка идет в школу. ПовестьГлава 10. Принцип соленого огурца— Что-то ты сегодня рано, — встретил Константина Ивановича внук. — Устал я, Санька. — Да, сейчас такие детки, которые скучать не дадут, — философски заметил внук. Константин Иванович молча кивнул. Говорить не хотелось. — А у нас новый учитель физики, — не унимался Санька. — Знаю. — Знаешь как интересно у него на уроках? Он совсем не похож на других учителей. Он веселый и говорит, что будет с нами поступать как с огурчиками. — Это как? Жевать вас без соли? — Нет. Делать вокруг нас такую обстановку чтобы мы просолись как огурцы. — Чем же это он вас просаливать собрался. — Физикой. Он недавно на курсах был, там новый метод обучения детей преподавали. Так он на нас тренируется. — Вообще-то сначала эксперименты на крысах надо ставить, а не на детях. — Деда не придирайся к словам. Я сейчас к нему на кружок иду, пойдем со мной. — И что я там буду делать? — А что ты здесь будешь делать? Пойдем. Физик рассказывал, о том, как ему понравились уроки труда. — К кому он на труды ходил? — Те, на которые их водили на курсах. — Все равно надо пойти — мастерскую убрать, — подумал Константин Иванович, и согласился. С учителем физики до этого он почти не общался. Просто виделись несколько раз в школьных коридорах. Учитель физики не намного отличался по возрасту от учеников старших классов. Но по тому, с каким обожанием смотрел на него Санька, было ясно, что некоторыми тайнами педагогики тот овладел сполна. Константина Ивановича даже кольнула маленькая льдинка завести. — Мне внук сказал, что вы овладели неким секретным педагогическим арсеналом, — сказал он. — Да чего уж тут секретного? Вот брошюрки, вот DVD диски с материалами и уроками. Если интересуетесь, берите домой и сморите. — Премного благодарен. А на каких из них есть про трудовое обучение? — Про трудовое обучение? Мне кажется, там про это нет. Но общие принципы подходят к любому уроку. — Мне внук сказал, что вы посещали на курсах и уроки труда. — Он, наверное, что-то перепутал. Дедушка с подозрением глянул на смутившегося Саньку, но все же взял брошюры и диски. — Это что про то, как просаливать детей?- с ноткой язвительности спросил он. Молодой физик не обиделся, а улыбнулся и сказал вполне доброжелательно: — Да. Виктор Федорович Шаталов придумал «Принцип соленого огурца». Очень понятный и доходчивый принцип. Вокруг ребенка надо создать такую обстановку чтобы он напитывался, как огурец в банке, знаниями. Если среда хорошая, то будет и результат. Ведь какой бы толстокожий огурец не был в рассоле он рано или поздно просолится. — Занятно. — Я был на уроках где в классах стоят старые справочные автоматы с вокзала. Только вместо станций и поездов там формулы по физике. Дети любят нажимать на клавиши, ведь автоматы эти долго щелкают, перебирая страницы, а этот процесс завораживает. Вот стоят, щелкают, а заодно и физике учатся. А еще кругом модели, плакаты, на уроках — фильмы. И не хочешь, а запомнишь. Тем более с опорными сигналами это гораздо эффективнее. Там на дисках есть и про опорные сигналы и про бригадный метод организации труда. — Что за метод?- заинтересовался старый моряк. — Я и сам пока толком не разобрался. Но, по-моему, для ваших уроков он подходит больше всего. Это о том, как сделать чтобы каждый отвечал не только за то что делает сам, но и за работу товарища. Константин Иванович крепче сжал диски и засобирался домой. Дома он включил компьютер, вставил диск и попал сразу на видеосюжет. Выступал уже не молодой мужчина. — Мне тридцать лет назад Виктор Федорович рассказал на уроке истории о Суворове, — сказал мужчина и написал на доске «Ура», «Научись повиноваться!», «Зд. л. С.». — Вот это, сказал мужчина, показывая на таинственные надписи, — это то, что мы записали тогда на уроке — опорные сигналы. Всего одна строчка. Но я и сейчас помню о походах Александра Суворова и о том, как он сказал после битвы при острове Корфу. «- Ура русскому флоту! Почему я не был при Корфу хотя бы мичманом?». — А я, хоть и моряк, плохо помню об этой битве. Вроде тогда воевали с флотом Наполеона. Надо посмотреть в энциклопедии, — со стыдом подумал Константин Иванович. Мужчина на экране продолжал: — А «Научись повиноваться!» это первая часть фразы «Прежде чем повелевать, научись повиноваться!» — удивительного по нравственной силе выражения А. В. Суворова. Сколько раз оно надежно срабатывало в беседах со строптивыми учениками! «Зд. л. С.» Это означает «Здесь лежит Суворов» — такая надпись выбита на могильной плите великого полководца. И ничего больше. Это его воля. Да и сама плита лежит вровень с полом, ни на миллиметр не возвышаясь над ним. Всего три слова, а сколько чувств рождают они! Это ли не пример высшего проявления скромности и гордости за свое имя, известное каждому человеку. Константин Иванович уселся поудобнее в кресле. Дальше шел текстовый файл. Это была книга — «Эксперимент продолжается» автор Шаталов Виктор Федорович. Замелькали строчки. Константин Иванович прочел: «Оценка — очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности. Неудовлетворительная оценка не может не унижать, отличная — не возвышать. Это два полюса, между которыми столько сложнейших перепадов, что система оценивания знаний была и пока еще остается белым пятном в педагогике. Учителя начальных классов, непрерывно в течение всего рабочего дня, общаясь с детьми, интуитивно стараются учитывать их реакцию на отметки, как плохие, так и хорошие, и соблюдать разумное соотношение связанных с ними отрицательных и положительных эмоций. Ведь от оценки, а самое главное, тона и характера оценивания зависит и самочувствие ребенка, и его желание учиться, и его статус в глазах одноклассников. Вот почему мудрый и гуманный учитель непременно сделает все, чтобы неудача его маленького ученика на одном уроке была нейтрализована успехом на другом. Не в этом ли одна из причин более высокой успеваемости ребят в младших классах?» — Как это верно, — подумал старый моряк. Когда Санька пришел домой, Константин Иванович этого не даже не заметил. Все его внимание было поглощено текстом на мониторе. Санька понял, что его маленький обман был прошен. — Главное создать подходящую среду, — пробормотал мальчик. Принцип соленого огурца распространяется и на дедушек тоже.
|