https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/7/8/22/5/7
Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Дидактика конструктивной таинственностиШкола умений против школы навыков
Лаборатории НЛО. Союз интуиции и проектаРассудочность и монотонность — два символа стандартизированного начального образования. Два могущественных механизма школьного мира, к которым приучают детей, с чьей помощью их дисциплинируют, за чей счёт вырабатывают навыки и воспитывают привычки повиновения. Это то, от чего вынуждена отказываться «школа умения и понимания» — не без радости, но и без проблем. Ведь понимание не начертишь в головах учеников будто на чистой доске, умение не выдрессируешь у них, как у маленьких животных. И новые умения, и новое понимание могут быть только приживлены, согласованы с теми умениями и тем опытом осмысления мира, которые складываются у детей до и помимо школы. А этот живой опыт носит уж точно не рассудочный характер и вряд ли монотонный. Первый неожиданный краеугольный камень «дидактики умений»: любой предмет прежде, чем быть предъявлен как педагогика знания, должен состояться как педагогика тайны. С другой стороны, преподавание любого предмета младшим школьникам должно опираться на такие методические приёмы, которые могут служить для детей «ключами к открытиям». В распоряжение учителя автор соответствующей методики передаёт солидный набор таких заданий, которые нацелены на гарантированное открытие детьми как нового неожиданного понимания вещей, так и нового осознания своих собственных способностей. Получается, что нормальная дидактика начальной школы возникает через установление единства между интуитивно-образным и конструктивно-созидательным отношением к познанию, делу и действительности. К тому, чтобы все дети овладевали важнейшими художественными или исследовательскими средствами, навыками, знаниями методика должна относится очень внимательно — но освоение их идёт не целенаправлено, а как бы попутно неожиданно разворачивающийся череде дел и впечатлений. Отвлечённые слова о важности «приобщения к творчеству» приобретают здесь ясное и вполне приземлённое воплощение. Ведь творчество в жизни ребёнка, как правило, начинается не с разговоров о нём, а с нечаянного создания произведения по иному, ненаправленному мотиву. Уже затем — общаясь с другими детьми, со взрослым, с самим собой — ребёнок видит, что результат его забавы воспринимается другими как творческий продукт. Через чужое восприятие ребёнок узнаёт в себе автора, а в результатах своей игры — произведение, значимое для других — и повод, средство для общения с ними. (Так в методике Татьяны Калининой из манипуляций вроде бы случайными приёмами ученики вдруг осознают принципы изобразительности, в игре изображениями открывается эмоциональность и выразительность формы, в экспериментальной работе с этой выразительностью внезапно рождаются понятия об авторстве). Так обучение и общение, общение и творчество переплетаются между собой. Материалы, методы, произведения художественных и научных сфер всё в большей степени открываются как средства и поводы к общению, выстраиванию отношений с окружающими людьми; да и сами книги, произведения искусства, обитатели мира природы становятся не только объектами познания, но и привычными собеседниками. Мы упоминали о курсе «Загадки природы» Алексея Юшкова. Но в не меньшей мере дух подобной практики выражают литературные методики Вадима Левина и Татьяны Троицкой (а в значительной степени — Стрельцовой и Тамарченко, Новлянской и Кудиной), методика приобщения к искусству Татьяны Калининой и методики ряда других художников, системы физкультурного воспитания Владимира Высоцкого и Сергея Реутского, музыкальные программы Льва Виноградова, Марины Гиренко, Николая Шутя, историческая пропедевтика Юрия Троицкого, «три-зовский» изобретательский курс «Развитие творческого воображения» и курс «Тайны окружающего мира» Анатолия Шапиро, методика «Музыкальное движение» Любови Амировой... Наверное, список можно продолжать. Если взять в руки статьи и книги этих авторов — видно, как главенствуют созвучные мысли в методах приобщения к истории, искусству, научному познанию, телесному совершенствованию. Нормальная педагогика тем и отличается от придуманной, что рождается со всех сторон: из Новосибирска и Харькова, Москвы и Екатеринбурга, Киева и Красноярска. Так из разных источников в девяностые годы очертился универсальный образ новых принципов нормальной начальной школы, как он сложился на материале практически всех возможных предметов. Впервые общие характерные черты подобных методик постарался сформулировать Вадим Левин, прекрасный детский поэт и создатель харьковской Лаборатории НЛО. Аббревиатура НЛО (как, впрочем, и все, придуманные Вадимом Александровичем), с одной стороны, расшифровалась вполне конкретно — как Лаборатория «Начального литературного образования», а с другой — выражала ту парадоксальную и «невероятную» по своему устройству природу вырабатываемых здесь изобретений. К счастью, методические идеи и многолетний опыт самого Вадима Левина прекрасно изложены в широко известной книге «Когда маленький школьник становится большим читателем». Благодаря этому мы сможем не углубляться в описание практики уникального «поэта-методиста», зато с радостью воспользуемся ле-винскими определениями, выражающими сущность педагогических разработок самых разных «лабораторий НЛО» (не по буквальному, а по шутливо-символическому смыслу названия). Список Вадима Левина
Дополнения к списку Вадима ЛевинаИз принципов, несформулированных тогда Вадимом Александровичем (но высказанных другими авторами), приведённый перечень можно дополнить ещё несколькими важными вещами. Сам Вадим Левин с дальнейшими уточнениями, мне кажется, согласился бы — ведь его методика им вполне соответствует.
От «атомов выразительности», открытых искусствоведением XX века, отталкиваются идеи Калининой, об элементарном музицировании говорит Виноградов, на простейших усложнениях в характере физкультурных усилий строится логика работы у Реутского или Высоцкого; целый год дети разбираются в считалках, скороговорках и загадках в классах Татьяны Троицкой и ставят десятки экспериментов с простейшими вещами, от гвоздя до пузырька воздуха, у Анатолия Шапиро. В умении определить «элементарные структуры», и выстроить от них логику учебного движения — своего рода «соль методики»; это как раз то, что редко под силу обычному учителю, то, что служит одной из центральных точек, где решается судьба исследования. Именно здесь педагогическая проблематика нащупывает наиболее важные смысловые узлы с выводами современного искусствоведения, теорий естествознания, филологии, физиологии и т.д. В результате эффект «расщепления ядра атома» даёт ту гигантскую энергию успехов, которая будет разворачиваться все годы начального обучения. «Элементарные действия» с «элементарными частицами» высветят пути к сложной цельности дальнейших достижений, к удивительной многогранности будущих детских произведений и усилий, зададут «азбуку» языка, которая вновь и вновь будет востребована на каждом новом витке обучения. В результате ребёнок не учится делать что-то — а учится не делать ошибок. Для большинства детей (за исключением нескольких, волей случая успешно вписавшихся в предлагаемый образец) обучение превращается в непрерывную самопроверку, постоянное самоторможение. В итоге настойчивость взрослого, вроде бы ориентированная на результат, ведёт к объективному занижению любых способностей детей. А вот образ, в отличие от образца, может воплощаться по-разному правильно. Поддержка вариативности, а не отсечение всего нестандартного (как это принято обычно), и позволяет приближаться к тому стилю грамотного действия, который близок для того или иного ребёнка. Тогда в обучении удаётся не подавлять детское доверие своим чувствам, своей руке, своим возможностям — а опираться на них. Такая всеобщая перекличка предметных областей очень непривычна для казённых программ — но зато точно соответствует тому нормальному, «предметно-компилятивному» складу начального образования, каким его всегда видели великие педагоги и знатоки детства. Связь всех со всемиОбратим внимание на важнейшее следствие из последнего принципа. Любое увеличение времени на один из предметов всегда рассматривалось с точки зрения урезания его у других дисциплин. Здесь же получается, что «дисциплины» не вырывают друг у друга часы — а позволяют решать на одном уроке проблемы многих других. Углубление в определённую «предметность» не «перегружает» детей — а позволяет им мимоходом открыть, или освоить, или закрепить многое из того, что потребовало бы специальных часов на других уроков. Более того, оказывается, что центром организации жизни в начальных классах может быть не только письмо и счёт, но и уроки искусства, музыки, литературного чтения, природоведения и т.д. (Так часто и происходит!) В результате в руках учителя начальной школы оказывается уникальный «дидактический конструктор». У него могут быть применения и локальные, и вполне радикальные: с его помощью учитель может взять за основу своей работу особенно близкую себе «предметность» — и раскручивать задачи других школьных дисциплин или в связи с ней, или вовсе на её основе. Всё-таки при любой ясности описания перед нами то педагогическое искусство, за которое трудно (да и страшновато) браться только по книжкам. Зато его не так сложно перенять у другого, уже освоившегося с соответствующей практикой учителя. Но редко когда в пределах доступности оказывается много разнообразных специалистов. Да и у любого учителя есть любимые сферы занятий и интересов (за усовершенствование которых он с радостью ухватится) — и далёкие, которых он скорее будет уважительно сторониться. ...В одной из своих книг Симон Соловейчик спрашивал читателя: сколько в школе должно быть хороших учителей, чтобы эта школа выполнила своё предназначение в жизни конкретного человека? Все? Половина? Треть? И отвечал: достаточно одного учителя. Возможно, по аналогии, достаточно нормального преподавания хотя быть одного предмета в начальной школе — чтобы у маленького человека начальная школа состоялась? Или все не так лучезарно? Клуб или класс?Как правило, такого рода методики предполагают организацию уроков, созвучную практике клубно-студийных занятий. Это не случайно: многие их создатели долго были руководителями литературных и технических кружков, преподавателями художественных, музыкальных или спортивных школ. Такая родословная оборачивается парадоксальным противоречием. В отличие от традиционного подхода к «второстепенным предметам»: «Надо бы для приличия позаниматься еще и этим», — такие методики нацелены на то, чтобы всерьёз учить и научить всех: научить рисовать и чувствовать искусство, вслушиваться в музыку и владеть пластикой своего тела, получать удовольствие от чтения и толково разбираться в книгах, увлеченно общаться с природой и научиться обнаруживать её законы и её загадки, уметь ставить исследовательские эксперименты и осмыслять их результаты... Но в чем специфика художественной школы или литературного кружка? Пришли дети разных способностей — но у всех есть интерес, вера в свои силы и доверие ко взрослому, все они неагрессивны по отношению к другим детям и учителю. В каком-то смысле они отобраны — но отобраны вовсе не по талантам и не по обученности — а по неизломанности прошлым опытом жизни. Однако, практически в любом втором классе обычной школы уже немало детей с закреплённым комплексом неудачника, с недоверием и агрессивностью к сверстникам, замкнутых и не ожидающих ничего доброго. А на двух уроках физкультуры или рисования в неделю невозможно переломить общий ход педагогического механизма. Да и сам стиль педагогического взаимодействия, в который пытаются встроить новые предметные методики, их отторгает. Кто-то из детей с удовольствием включается в интересные занятия, но хорошо, если не у большинства остальным опытом школьной жизни отбита охота к каким бы то ни было учебным интересам. Оттого методики эти, как правило, прекрасно приживаются в наиболее интересных школах — и куда сложнее в обычных. Чтобы давать настоящий эффект (а не служить просто отдушиной в детской учебной жизни) они или должны взаимно подкреплять друг друга (хотя бы в сочетании двух-трёх «предметностей»), или действительно стать точкой опоры для учителя, решившегося постепенно переосмысливать за их счёт всю учебную ситуацию — или, в идеале, накладываться на грамотную учительскую работу на основных предметах. А сама эта работа может быть разной. Скажем, Лев Виноградов давно выступает как один из горячих пропагандистов Давыдовского развивающего обучения; но это не мешает ему оставаться главным музыкальным авторитетом для Евгения Шулешко, и вполне позволяло вести занятия в первой российской Монтессори-школе все годы, пока та существовала. Практически все обсуждаемые методики создавались на стыках, на пересечениях разных традиций. И подхватывали их тоже в самых разных обстоятельствах: от амонашвилевских и шулешкинских классов до классов просто неавторитарных, внимательных к детям традиционных учителей. Краткий обзор таких методик мы и представим на дальнейших страницах.
|