2.8. Об общественно-государственной системе социального воспитания

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2004 год >> 2.8. Об общественно-государственной системе социального воспитания >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/7/8/17/13


Ричард Соколов.

В поисках "настоящей социальной педагогики"

Глава 2. Введение в "философию социального воспитания"

2.8. Об общественно-государственной системе социального воспитания

(фрагмент стенограммы выступления автора на защите своей диссертации)

"... государство должно рассматривать общественные социализационные формирования не как конкурента, а как партнера.

И вот мы говорим о создании общественно-государственной системы социального воспитания, имея в виду, что общественные формирования, инициативно возникшие и заботящиеся о детях, могут (при некоторых условиях) вступать по собственной инициативе с государством в партнерские договорные отношения...

... Мы обратились с предложениями в Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы относительно того, что наряду с муниципальными, государственными клубами необходимо поддерживать и общественную ветвь системы социального воспитания. Более того, мы считаем, что создание правового государства и гражданского общества невозможно без того, чтобы у нас, как и за рубежом, функционировала целая сеть общественных досуговых центров социализации, находящихся с государством в отношениях партнерства"...

... Приводим фрагмент из поданной нами 11.11.94 г. в Комитет по делам семьи и молодёжи Правительства Москвы "Концепции системы социального воспитания и её развития в г. Москве на 1994-2000 годы", содержащей "предложения по совершенствованию практики социального воспитания в направлении её развития в общественно-государственную систему социального воспитания".

 

Система социального воспитания - понятие собирательное

Оно отражает сложное явление социальной действительности, включающее не только сложившиеся исторически и бытующие в современном опыте формы внешкольной социализации подрастающего поколения и, прежде всего СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, но и "бытие идеальное" (представленное пока лишь в формах "идеальных моделей") т.е. существующее пока лишь потенциально как возможность.

Система социального воспитания (далее в тексте - ССВ) может быть рассмотрена и спроектирована:

а) как СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ;

б) как СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ воспитателей и воспитанников;

в) как ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА;

г) как ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА.

ССВ как социальный институт.

ССВ как институт социализации подрастающего поколения исторически возник значительно раньше школы. Своими корнями он уходит в народную педагогику, в семейное воспитание, в воспитание общинное.

Человек существо социальное и его социализация осуществляется в общении с родителями, соседями и другими взрослыми, со сверстниками, старшими и даже младшими.

Возникновение школы и постепенное вовлечение детей во всеобщее обязательное образование не ликвидировало перечисленных выше сфер социализации, а лишь несколько "потеснило" их. Все попытки сделать школу единственной сферой социализации не увенчались успехом. Государству не удалось сделать школы центрами воспитательной работы в "своих микрорайонах". И это не потому, что исполнители оказались плохими.

Школа создавалась (и складывалась как особого типа социальный институт) в средневековье, и она в принципе создавалась как институт адаптирования человека к общественному наличному бытию. Именно так понималось образование человека.

Но это было весьма одностороннее образование. Это было обучение как пассивное усвоение культуры в учебной практике, а школа была местом, где человек получал обученность, т.е. знания, умения и навыки.

Но человеку для жизни в обществе этого мало. Чтобы стать нормальным тружеником, семьянином и гражданином нужна еще и воспитанность (жизненный опыт, ценностные ориентации, интересы, культурные запросы, положительные черты характера, идеалы и убеждения, жизненные цели и планы).

Все это не появляется в учебной практике школы. И не может в ней появиться. Для этого нужна жизненная практика. А для нее нужны совершенно другие социальные институты, нежели традиционная школа, другие педагоги, другие отношения между педагогами и воспитанниками.

Жизненная практика невозможна без самореализации детей и подростков в самых разных видах творчества.

И для такой самореализации необходимы особые условия.

Эти условия коренным образом отличаются от условий, которые применяются в практике школьного обучения. Это объективная закономерность и именно она обусловила появление во всех цивилизованных странах внесемейных и внешкольных досуговых формирований.

Это могут быть самые разные формирования "самих детей" ("детские самодеятельные организации") или "для детей" (внешкольные учреждения "дополнительного образования", организованные различными ведомствами, общественными организациями, частные, различные профильные и многопрофильные клубы, сетлементы, форпосты коллективного освоения культуры, детские железные дороги, детские пароходства, детские хозяйства, разного рода станции...

 

Система социального воспитания как система отношений воспитателей и воспитанников.

В этих формированиях дети участвуют добровольно. В них взрослые не "менторы", не начальники над детьми и тем более не "государственные надзиратели", а, скорее, "наставники", "инструкторы", "тренеры", "старшие друзья" и даже "старшие товарищи".

В них дети не пассивные "учащиеся", не рабы и крепостные, обязанные "отбыть повинность", "выполнить оброк", "выучить урок", а свободные "сотрудники". Они активно (самодеятельно и под руководством старших) осваивают культуру (культуру как культурное наследие и культуру как культурную среду), "улучшая окружающий мир" своим творчеством и, тем самым, улучшая самих себя.

Здесь они "учатся" жить "на пользу и радость окружающим людям".

Эта сфера не случайно во всем мире называется "социальной", а деятельность в этой сфере взрослых "социальной педагогикой". Любая педагогика - педагогика социальная (в широком смысле), но именно эту назвали социальной. И не только из-за того, что она осуществляется не в школе, а в "социуме", а потому, что именно здесь осуществляется действительно общественное воспитание. Именно здесь взрослый выступает как "старший друг" детей и их "товарищ по общей заботе об улучшении окружающей жизни", а дети - как свободные труженики, творцы и граждане. А вместе с взрослыми они сотрудники, сотворцы и сограждане.

Поэтому и педагогику эту часто еще называют педагогикой сотрудничества, а отношения в системе социального воспитания - отношениями творческого содружества поколений.

Система социального воспитания сегодня - это конкретно-историческое проявление общественно-педагогического движения.

Это движение возникло давно, и оно проявляется не только в Москве. Московская система социального воспитания при всей ее специфичности - фрагмент общественно-педагогического движения.

Без учета "исторических корней" ("истоков") и без учета сегодняшней "географии" ОПД московская ССВ может развиваться лишь стихийно и в этом случае не исключена опасность повторения ошибок и трудностей когда-либо или кем-либо уже сделанных и преодоленных.

Выше мы рассмотрели ССВ в первых двух аспектах. Рассмотрим и в остальных.

Система ССВ как организационная структура.

Прежде всего, это структура, объединяющая два РАЗНОРОДНЫХ ПО СВОЕМУ СТАТУСУ КОМПОНЕНТА. Это, во-первых, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, осуществляющие педагогическую самодеятельность населения и, во-вторых, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ. Эта "служба поддержки", которую мы называем "СЛУЖБОЙ СОЦВОСА", может быть в структуре госкомитетов по делам молодёжи или по связи с общественными организациями.

Аналог такой службы в России имеется. Это учреждения культуры, которые через организационные формы домов и дворцов культуры, госклубы оказывает поддержку и финансирование художественной и технической самодеятельности населения.

Опыт лучших домов культуры и госклубов показывает, что "симбиоз" государственного учреждения и клубного объединения возможен (хотя это и до сих пор во многом не решенная проблема прикладной культурологии). К тому же педагогическая самодеятельность в отличие от художественной имеет свою специфику, т.к. это ПРОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА. Но, как бы то ни было, педагогическая самодеятельность населения ИМЕЕТ ПРАВО НА ТАКУЮ ЖЕ МЕТОДИЧЕСКУЮ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА, КАК И ДРУГИЕ ФОРМЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА. Эта форма творчества населения не менее важна, чем другие, т.к. ее "произведение" - воспитанность детей и подростков. И от государственной СЛУЖБЫ СОЦВОСА зависит не меньше, чем от Министерства культуры. Следовательно, в интересах государства создать такое министерство с его департаментами в больших городах.

Вторая и основная часть системы социального воспитания - это сами ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА (педагогические коллективы как "коллективы педагогической самодеятельности" населения и созданные ими "коллективы воспитанников"). Их объединение может быть оформлено организационно в форме организации со статусом юридического лица. Но это скорее не организация (в привычном понимании), а СОДРУЖЕСТВО. Некоторая общность, ассоциация добровольно объединившихся суверенных формирований. Они добровольно вступают в СОДРУЖЕСТВО, взаимодействуют на основе добровольно принимаемых СОГЛАШЕНИЙ, ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ и СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММ.

К счастью, Россия имеет опыт целого ряда самодеятельных движений (от движения первых скаутских формирований начала века до движения семейно-педагогических клубов 80-х гг.), и этот опыт при его грамотном освоении может дать и сегодня многое при решении организационных вопросов.

 

Система социального воспитания как государственная программа.

Такая программа поддержки и финансирования является НЕ ИНСТРУМЕНТОМ УПРАВЛЕНИЯ (НАСИЛИЯ, ПОДАВЛЕНИЯ), а МЕХАНИЗМОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ) И СРЕДСТВОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИХ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ ИНИЦИАТИВ.

Опыт такой государственной поддержки имеется не только в странах дальнего зарубежья, но и в России (например, в Башкортостане, Екатеринбурге, Рязани, Туле и др. городах).

Предложения по совершенствованию практики социального воспитания в направлении её развития в общественно-государственную систему социального воспитания

На основе концептуальных положений, изложенных выше, предлагаем следующее.

1. В Москве, а затем и по всей России должна быть создана Система социального воспитания (далее для краткости - ССВ), представляющая собой ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСТЕМУ внешкольного воспитания подрастающего поколения по месту жительства.

2. СОЦВОС представляет собой систему, состоящую из двух подсистем (двух организационных структур, имеющих разный организационно-правовой статус - структуры общественной и структуры государственной.

Первую из них (общественную) назовем условно СИСТЕМОЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ (СОДПК), а вторую (государственную) - СЛУЖБОЙ СОЦВОСА. Это подразделения государственных Комитетов по делам молодежи (или по связям с общественными организациями), которые КУРИРУЮТ деятельность СОДПК (общественной части системы социального воспитания).

Задача СЛУЖБЫ СОЦВОСА - обеспечивать реализацию государственной политики по поддержке и финансированию СОДПК.

СОДПК (со всеми его формированиями) осуществляет создание всех остальных условий, непосредственно обеспечивающих внешкольное воспитание детей и подростков (т.е. создает условия для их социализации и самореализации).

СОДПК в системе соцвоса выступает как ОРГАНИЗАЦИЯ (ассоциация), имеющая юридическое лицо и наделенная ее членами полномочиями защищать их интересы перед лицом государства.

Отношения службы соцвоса и детского движения строятся на ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Конституцией России и Уставом (Положением) организации Детского движения как самодеятельной общественной организации. Предполагается, что Правительство Москвы, а позже и России примет в качестве закона "Правила о поддержке и финансировании Детского движения" (аналогичные подобным Правилам уже принятым в Башкортостане).

3. Организация, представляющая социальное воспитание (это может быть ассоциация или федерация добровольно ассоциированных коллективных членов), включает в себя:

а) детские, подростковые, молодежные и разновозрастные внешкольные досуговые формирования любого профиля и любой гражданско-правовой формы (общественные, частные, муниципальные и др.), зарегистрированные в установленном порядке, добровольно изъявившие желание быть объединенными в ССВ и взаимодействовать на основах СОГЛАШЕНИЙ И ДОГОВОРОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ (КАК МЕЖДУ СОБОЙ, ТАК И С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ СОЦВОСА).

б) такие же объединения, но не зарегистрированные (при желании войти в ССВ либо зарегистрироваться, либо стать структурными подразделениями уже зарегистрированных формирований);

в) педагогические объединения родителей, педагогические клубы и отряды, объединения педагогов-организаторов и отдельных педагогов (в качестве индивидуальных членов с правом совещательного голоса).

 

4. Источники финансирования системы социального воспитания:

(Из стенограммы выступления Р.В.Соколова по вопросу о финансировании государством работы досуговых центров на защите диссертации 1 ноября 1995 г.)

"Побывав на международной конференции по социальной педагогике в Германии, я с большим удовлетворением услышал от заместителя главы администрации г. Грайфсвальда о том, что у них существует опыт ведения социализационной деятельности общественными формированиями и финансирования социализационной деятельности этих организаций государством.

В Грайфсвальде для педагогически запущенных детей, детей из группы риска и детей из неблагополучных семей существует Станция помощи детям и подросткам - своего рода центр социализации, организуемый и финансируемый государством. Однако один час пребывания ребенка в таком центре обходится государству в 75 марок.

Наш опыт их тоже заинтересовал. Содержанием, организацией и дешевизной.

Наша Станция (в отличие от немецкой) работает без выходных, доступна для любых детей и подростков. У немецких коллег на станции кружков нет совсем, а у нас последние два учебных года работает до 30 бесплатных кружков художественного, прикладного и технического творчества, спортивных и клубных объединений, ежегодно проводится на открытых площадках по 5-6 больших микрорайонных праздников. И почти все это силами организованного нами населения и на привлеченные спонсорские средства. Почти полное самообеспечение. Коллег из Германии удивило, как нам удается делать столь много, почти ничего (в их понимании) не получая от государства. Деятельность нашей Станции с их точки зрения обходится нашему государству просто бесплатно.

Я совсем не сторонник "полного самообеспечения" в детских организациях. Оно не является целесообразной формой обеспечения жизнедеятельности досуговых центров социализации.

К сожалению, многие администраторы территориальных органов исполнительной власти настойчиво призывают (а иногда и понуждают) руководителей детских клубов переходить на "полный хозрасчет", переходить к хозяйственной деятельности, самофинансированию и даже - оплате аренды помещений и коммунальных услуг).

Но не случайно во всем мире существует практика дотирования социализационной досуговой деятельности. Там, где руководители детских досуговых центров пошли в направлении поисков "самоокупаемости" и "хозрасчета", сильно пострадала работа с детьми. Под производство (часто не детское, а взрослое) отдаются лучшие помещения детских клубов. Заботы педагогов с деятельности воспитательной переключаются на хозяйственную деятельность: добывают сырье, ищут рынки сбыта и т.д. Заниматься детьми им уже не хватает ни сил, ни времени.

а) Целевое бюджетное финансирование от правительства Москвы (через Комитет по делам семьи и молодежи). Эта часть финансирования должна быть основной и гарантированной. Ее объем исчисляется по нормативам, исходя из численности реально обслуживаемого формированием населения;

б) Финансирование из отчислений по квартплате и арендной плате (в соответствии с действующим законодательством России и Москвы). Из этих средств может осуществляться погашение расходов по арендной плате и плате за коммунальные услуги;

г) Финансирование из внебюджетных Фондов финансовых ресурсов (ФФР) административных округов (финансирование управлениями округов программ "социального заказа");

д) Финансирование через средства учредителей, попечителей и спонсоров;

е) Финансирование из средств собственной хозяйственной деятельности формирований или их хозрасчетных структур.

5. Система социального воспитания в качестве основной имеет структуру формирований по территориальному признаку.

Первичными "ячейками" ССВ являются формирования, действующие непосредственно на территории муниципальных округов.

Эти формирования могут объединяться в Центры организации досуга (ЦОДы) и быть первичными организациями ССВ.

На уровне муниципальных (территориальных) округов могут создаваться и другие объединения из первичных формирований ССВ (методические объединения, профсоюзные организации и др.)

Эти объединения имеют право оценивать работу своих коллег и выступать с вопросами о поощрениях или порицаниях перед кураторами и администрацией округов.

На уровне административных округов создаются Ассоциации или Советы директоров (всех формирований, имеющих юридическое лицо). Этот совет директоров представляет собой КОНФЕРЕНЦИЮ РАВНОПРАВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЧЛЕНОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДАННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА.

Совет директоров решает следующие вопросы:

  • утверждение программ развития и перспективных планов (требующих дополнительного финансирования из бюджета или внебюджетных фондов финансовых ресурсов);
  • утверждение смет и отчетов по их выполнению (по бюджетным и внебюджетным средствам, выделенным городом или административным округом по целевым программам);
  • организация проверки выполнения планов и смет;
  • рассмотрение представлений методических советов по поощрениям (премированию) и порицанию коллег;
  • рассмотрение вопросов, связанных с капитальным ремонтом помещений, строительством новых спортивных или игровых площадок.
На этом уровне могут создаваться различные ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ОРГАНЫ (комиссии, отделы и т.д.), например, для централизованной закупки инвентаря и материалов для кружковой работы, для решения транспортных проблем, для организации обмена опытом и т.д.

На уровне мэрии (Комитета по делам семьи и молодежи) действуют общественный Консультативный совет и Совет Кураторов. Эти два Совета объединяются в Большой совет ССВ.

На этом уровне решаются вопросы создания и финансирования городских "опытных площадок", финансируемых непосредственно через Комитет по делам семьи и молодежи, вопросы аттестации руководителей формирований, спорные вопросы, возникающие в административных округах.

В качестве дополнительных структур могут быть структуры автономных детских и подростковых организаций, которые размещаются на базе клубов по месту жительства и финансируются (основное финансирование) на равных условиях с другими формированиями, действующими в клубах по месту жительства (вспомогательное финансирование), а также (дополнительное финансирование) собственными средствами, полученными целевым назначением от спонсоров и средствами, самостоятельно заработанными этими формированиями..."


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования