https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/7/8/12/41
Наследники "Дикого ВУЗа"
1. Подробно обсуждать метод учебной работы в парах сменного состава здесь мы не будем, но для некоторой ясности вкратце охарактеризуем предлагаемый подход. При организации учебного процесса методом Ривина учебный материал должен быть сделан так, чтобы каждый участник занятий мог самостоятельно, без указаний переходить от одной темы к другой, как этого требует изучаемая дисциплина. Важно, чтобы занятия не превращались в "клуб, куда приходили бы слушать охотничьи рассказы". Для этого было выработано несколько требований, которым должна удовлетворять система построения учебного материала. Учебный материал по каждой дисциплине должен быть разработан таким образом, чтобы, во-первых, в данный момент в паре происходила беседа на изучаемую тему-задание. Во-вторых, чтобы после изучения одного задания учащийся стремился перейти к изучению другого задания, следующего за ним. Для этого Ривин предложил изучать точные дисциплины по узловым идеям этой дисциплины: по основным формулам, теоремам, типовым задачам и т.п. По его мнению, наиболее удобной и подвижной формой оформления учебного материала для занятий по методу сочетательного диалога является карточка с одним заданием на ней. Для того, чтобы на тему, изложенную на карточке, в паре шла живая беседа-спор и таким образом усваивалось содержание карточки - теорема, формула и т.п., в карточках должны быть недоговоренности, которые заставляли бы учащихся думать и каким-то образом объяснять то, что не объяснено было в задании. Диалог в паре неизбежно завязывается тогда, когда один учащийся, например, объясняет другому данную карточку и по-своему толкует недоговоренности в ней. Создатели учебного материала для занятий "по Ривину" считали, что материал на карточке должен быть лишь намеком, возбудителем активной беседы. Интересно, что те дисциплины, которые сразу не удавалось организаторам изложить "в виде "намеков", с недоговоренностями" прорабатывались учащимися плохо. Когда же составители заданий находили нужный ход, ситуация с изучением темы резко улучшалась. Все карточки нумеровались в порядке последовательности учебных заданий предмета, принятой организаторами. И каждый учащийся, получив объяснения и объяснив следующему 1-ую карточку, получал с объяснением и объяснял следующему 2-ую и т.д. Тем самым достигалась последовательность изучения идей данной дисциплины, изложенных на карточках. Каждый учащийся вел учет пройденного в учетных карточках. В каждой такой карточке были графы: "дата", "N карточки", "принял", "передал". По этой карточке учета было видно, какую карточку учащийся принял, передал ли он ее и когда это было. Организаторы занятий собирали через определенные промежутки времени эти карточки у учащихся и, таким образом, имели необходимые сведения о темпах и качестве усвояемости отдельных карточек, целых комплектов и т.д.
2. Самым легендарным опытом работы по методу "сочетательного диалога" в 1920-30-х годах была деятельность, так называемого, "Дикого Вуза". Описание этого опыта можно найти в статьях Зиновия Вихмана, последователя Александра Ривина. В 1928 году наплыв в вузы на свободный набор достиг небывалых размеров. В некоторых вузах на каждое вакантное место претендовало по 120 человек. И тогда по инициативе самих абитуриентов образовалось Объединение групп по высшему техническому образованию (ОГВТО). Лозунг объединения - "Высшее образование без вуза". Никаких средств на организацию деятельности объединение не получало, поскольку было общественной инициативой. Собралось несколько сот человек, которые изучали курс механического факультета МВТУ в помещениях кое-как отремонтированных ими же. Занятия проходили без помощи преподавателей (консультировали студенты в порядке общественной нагрузки). Члены Объединения собирались вечером после работы. В течение 3-4 часов изучали коллективно предметы, входящие в курс втуза. Дома никаких учебных работ члены Объединения не должны были выполнять. Руководило Объединением выборное бюро и методбюро из самих участников. В группах Объединения занимались исключительно люди со средним образованием, т.е. те, кого не нужно было убеждать в нужности и полезности знаний. Никаких твердых дисциплинарных мер не было. Зиновий Вихман, один из организаторов ОГВТО, отмечает, что необходимый порядок в занятиях достигался исключительно методом организации занятий и системой построения учебного материала. Государство не стало бороться с такой возмутительной самодеятельностью, а предпочло ее возглавить. Объединение групп по высшему техническому образованию было превращено в Государственную школу инженеров имени Бубнова, где уже никакого сочетательного диалога не было, а был вуз с традиционными методами преподавания.
3. Последовательным сторонником и активным продолжателем дела Ривина стал Виталий Кузьмич Дьяченко. Он несколько недель успел поучиться в предвоенной Москве в полуподпольной школе Ривина для абитуриентов - а через десять лет, получив образование профессионального логика и преподавателя педагогики, по-новому оценил всю потенциальную глубину ривинского метода. Сделав делом всей своей жизни развитие и внедрение идей Ривина в практику советской школы, Виталий Кузьмич развернул заложенные в ней идеи до теории Коллективного Способа Обучения (КСО). За много лет работы и целый ряд когда чрезвычайно удачных, когда спорных попыток с учителями в школах Москвы и других городов Дьяченко приобрел небольшое количество вдохновленных сторонников и большое число противников и насмешников. Новый период жизни Виталия Кузьмича и соответственно развития идей Ривина связан с приглашением в 1984 году В.К.Дьяченко на работу в Красноярск. С этого года Виталий Кузьмич начинает активнейшую работу над развитием своей теории, практическим воплощением идей совместно с коллегами из Красноярского университета, Института повышения квалификации работников образования, Центра развития образования и т.д. Этот период совпал со всплеском общественно-педагогического движения - и круги от семинаров и выступлений Дьяченко пошли по всей стране.
4. Интересно сравнить судьбу КСО-шного движения в двух его центрах, сложившихся в конце восьмидесятых годов в Красноярске и Санкт-Петербурге. В 1986 году в Ленинграде Манук Ашотович Мкртчян, ученик и последователь В.К.Дьяченко, прочитал цикл лекций о методе Ривина и теории В.К.Дьяченко. С этого момента можно говорить о развитии КСО-шного движения в Ленинграде и постепенном превращении этого города во второй центр активного развития идей Ривина в современной России. Вслед за лекциями возник ленинградский городской семинар по проблемам КСО. В семинаре работали учителя, ученые, методисты, психологи... Участники семинара вели занятия со школьниками и студентами в парах сменного состава, проводили курсы для учителей и преподавателей вузов, публиковали статьи в периодических изданиях, издавали методические рекомендации... Бессменным лидером семинара была Валентина Васильевна Архипова. Ленинградской группой педагогов было организовано несколько летних математических лагерей для старшеклассников, где учебный процесс был построен в соответствии с теорией В.К.Дьяченко. Наработан богатейший опыт проведения отдельных уроков, циклов занятий с использованием пар сменного состава. Создано несколько оригинальных методик для работы в сменных парах на разном учебном материале, при разных учебных (целевых) заданиях, с различными формами представления учебного материала учащимся... К сожалению, в разгар активной деятельности, ушла из жизни Валентина Васильевна Архипова, на объединительной энергии которой держалось очень многое. Бурная КСО-шная жизнь в Ленинграде-Петербурге стала затихать. Этому, конечно, способствовали и другие причины. С одной стороны, объективные: ведь более-менее целостная реализация механизмов КСО внутри общепринятого процесса обучения практически невозможна. По крайней мере, об этом свидетельствует опыт многих педагогов за последние 50 лет. Возможен либо запуск более-менее автономного и относительно ограниченного процесса (летний лагерь, внешкольный клуб, отдельная, целиком взятая школа). Лучше, когда в общем процессе задействовано несколько школ, с научно-методической, управленческой, финансовой поддержкой на уровне района, города, области. Для реализации целостного процесса необходима работа команды учителей, объединенной едиными целями и ценностями, с опытом кооперативной работы. Что оказывается часто затруднительно для многих учителей, которых к этому не готовили, которые не имели надобности в совместной работе в ходе своей педагогической практики. С другой стороны, видимо, сказался и общий характер образовательной политики в Петербурге, год от года все более придирчивой и подозрительной к школам вообще, а к новациям в особенности. Тем не менее и сегодня в городе многие педагоги активно используют механизм сменных пар в своей работе; регулярно проводит свои рабочие встречи группа педагогов-"ксошников". Лидер этой группы - методист Университета педагогического мастерства Татьяна Борисовна Казачкова. Благодаря ее энтузиазму выходят в свет книги, методические рекомендации, другие тексты, посвященные практической реализации идей Ривина. Школ, пытающихся целостно подойти к организации учебного процесса на основе идей КСО, в городе пока нет. Принципиально иначе в девяностые годы ситуация складывалась в Красноярске, где возникли (далеко не только относительно КСО) механизмы поддержки, подхватывания, окультуривания общественных инициатив в образовании, организации исследовательской работы, открытого коллективного обсуждения хода дел. Сегодня Красноярск - признанный центр движения педагогов, развивающих идеи Ривина и Дьяченко в школьной практике. Около 20 школ города и края ведут экспериментальную работу по организации учебного процесса на основе идей КСО, поддерживая постоянные связи с двумя группами методистов. В нескольких школах удалось перейти от эпизодического использования механизма сменных пар к организации в экспериментальном режиме целостного учебного процесса на основе идей КСО в практически полной вертикали общеобразовательной школы. С красноярскими коллегами сотрудничают педагоги школ из многих городов страны и бывших советских республик. Создана Ассоциация педагогов по созданию Коллективного Способа Обучения. Издаются книги и методические пособия. Выпускаются Вестник и Журнал КСО. И даже основу Ассоциации сельских школ Красноярского края составили школы - последователи коллективного способа обучения.
5. Если же смотреть не из Красноярска, то может показаться, что огромный потенциал КСО-шного движения конца 1980-начала 1990-х годов израсходован впустую. Что в сухом остатке? Несколько школ по стране, что-то пробующих делать. Некоторое (не очень большое) количество учителей-энтузиастов. Затихшее движение в Петербурге. И только за Уралом - в Сибири, в Якутии, в Северном Казахстане - трудные, но более-менее успешные попытки подойти к целостной организации учебного процесса с использованием сменных пар. При этом огромное количество учителей по всей стране, попробовавших что-то делать "про сменные пары", уверенных, что они все понимают про КСО и идеи Ривина, потерпевших неудачи и отказавшихся от постоянной работы над реализацией этих "сумасшедших" идей. Все так и, одновременно, не так. Сегодняшнее состояние КСО-шного движения, вероятно, - закономерный этап. Необходимо разработать учебно-методические комплексы, различные механизмы организации целостного процесса, формировать общественное мнение… Дело в том, что идеи Ривина при полноценной их реализации приводят к необходимости организации действительно совершенно иного способа обучения, чем традиционно сложившийся. Создание нового способа обучения требует времени, сил, энергии. Как бы этого, быть может, и не хотелось, но новый способ обучения, естественно, за 10 лет не появляется по все стране. Так, например, современному традиционному подходу к обучению - минимум 300 лет. За ним стоят 300 лет опыта и налаженной индустрии подготовки учителей, методических материалов, определенным образом воспитанного массового сознания, в конце концов. В восьмидесятые годы движение от узких групп "энтузиастов" смогло пробиться к "рядовым" работникам школы, организовав при этом массовую педагогическую практику, серьезную методическую работу, обеспечив издание книг, методических рекомендаций и т.п. Все это было, конечно, возможно за счет энергии "педагогической революции" конца 1980-х годов. Как и любое общественное движение, КСО-шное движение сильно зависит от конкретных личностей, их энергии, конкретных обстоятельств. Очень важна энергия энтузиастов, участвующих в движении. И в этом смысле, да, наверное, можно говорить, что энтузиазма, сил поубавилось. Времена другие. Надо выживать.
При этом в ходе активной деятельности в 1980-90-ые годы различных групп последователей Ривина получен богатый опыт организации учебного процесса с использованием механизма сменных пар практически на всех школьных (и части вузовских) предметах, практически со всеми возрастами школьников, а также со студентами вузов, взрослыми-специалистами. Есть опыт удачного, длительного по времени построения целостного учебного процесса на основе идей А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко. Сложилась сеть активно взаимодействующих друг с другом людей, увлеченных этими идеями и вдохновленных результатами их использования на практике. Где-то это - энтузиасты-одиночки, где-то (и таких мест становится все больше, хотя и медленно) они находят поддержку управленцев. Так постепенно, от человека к человеку, идеи Александра Григорьевича Ривина, разрастаясь и обогащаясь на каждом очередном шаге, соединяют собой людей, школы, поколения, страны.
|