https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/7/8/12/21
Спасательные круги службы "Гайденс"В мировой системе образования широко известен термин "school-counselling and guidance" - школьное консультирование и руководство. Первоначально служба "guidance" появилась в Америке и корни ее уходят в начало века. На начальном этапе своего развития система затрагивала, в основном, учащихся старших классов и связана была с профессиональной ориентацией. Примерно в 60-70-х годах ХХ века "Гайденс" как система педагогической поддержки стала бурно развиваться во многих странах и приобретать нормативный регулируемый характер. В настоящее время комплексная модель системы педагогической помощи и поддержки предусматривает рассмотрение трех сфер деятельности специалиста-консультанта-тьютора. К личностной (социальной) сфере относится изучение личности ученика и помощь в ее развитии (проблемы самооценки, взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями и др.). К академической (учебной) сфере - овладение учебными навыками и академические достижения учащихся, подбор учебных программ, соответствующих потребностям и индивидуальному стилю обучения ребенка. К сфере карьеры (экономической) - профориентация, выбор дальнейшего жизненного пути, дальнейшее образование учащихся. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не только о помощи детям, имеющим проблемы с развитием или здоровьем. Мы говорим о том, что эта общеобразовательная задача касается всех без исключения учащихся. Центром всей структуры является учитель-предметник и его ученики. В ближайшем круге находятся те, кого мы называем тьюторами или классными руководителями. Это учитель, который закреплен за одним классом. Он ведет специально предусмотренные расписанием часы личностного и социального развития, профессионального консультирования. Есть курсы, которые называются "Воспитание гражданина". Кроме этого, к тьютору могут обращаться учителя-предметники, родители, чтобы обсудить как проблемы учащихся, так и свои собственные, которые непосредственно связаны с детьми. Еще тьюторы в большинстве случаев занимаются внеурочной досуговой деятельностью. В некоторых школах в их обязанности входит осуществление мониторинга (наблюдения за развитием учеников и фиксирование результатов своих наблюдений по специальной форме). Помимо нагрузки в рамках системы педагогической поддержки, такой классный руководитель ведет учебный предмет. В следующем круге - специалисты, которые работают внутри школы. Они входят в школьный коллектив. В большинстве своем это тоже учителя-предметники, но получившие специальную подготовку. Это может быть специализация в компенсирующем обучении, в социализации учащихся, в половом воспитании и т.д. Но в некоторых случаях оказываются нужны внешние консультанты. Они могут быть из института, который готовит педагогов, или это специалисты по поведенческим и другим проблемам учеников. К внешкольным специалистам можно отнести тех, кто занимается психическим здоровьем учащихся, специалистов по профориентации, агентства и бюро обслуживания, которые готовы помогать семьям в решении проблем, работников местного полицейского отделения, службы по защите прав ребенка, многочисленные социальные службы по поддержке детей с особыми потребностями и т.д. Важно воспринимать эти круги как взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие работу всего механизма. Это происходит благодаря тому, что тьютор совмещает в себе:
Кроме того, тьютор часто прибегает к помощи самих учеников для оказания поддержки сверстникам. Это, как правило, учащиеся, которые имеют в своем опыте перенесенные трудности и проблемы. Они собираются, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами по поводу событий, которые им пришлось переживать. Часто эти ребята оказывают серьезную поддержку сверстникам в повседневной школьной жизни.
Под руководством тьюторов весь школьный коллектив работает как слаженная команда, идет ли речь о таких проблемах ребенка, как злоупотребление наркотиками (алкоголем), неуспеваемость или плохие взаимоотношения со сверстниками.
|