https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/7/8/12/1
Уважаемые читатели!Вы держите в руках совместный выпуск газеты "Сельская школа со всех сторон" и журнала "На путях к новой школе". Такое соединение вряд ли выглядит неожиданным - ведь оба издания выпускаются Агентством образовательного сотрудничества, и наши редакции тесно связаны между собой. Главное же, что в ходе работы нашего Агентства, во встречах и беседах, совместных обсуждениях и делах со многими замечательными учителями, воспитателями, учеными, управленцами мы убедились, что осмысление своих дел, идей, отношений в образовании через "сетевую логику" взаимодействия становится насущным для очень многих. Но, прежде всего, для тех активных педагогических деятелей, кто причастен к проблемам сельских школ и к серьезной работе с подростками. Здесь в условиях тотального недостатка практически всех ресурсов особенно ощущается ценность едва ли не последнего неисчерпаемого ресурса - ресурса кооперации. Возможно, именно обострение бедствий школы, детей, педагогов обнажило прежде не так уж бросавшиеся в глаза формы педагогических отношений, сделало их явными для обозрения и предметом пристального внимания и обсуждения. Сегодня уже понятно, что в России долго еще не сложится здравое общественно-государственное устройство, и никакие исторические обстоятельства не наладят людям нормальной жизни, если они не постараются сделать это сами. Люди ищут друг друга - а страна ищет себя. "Cетевое взаимодействие" - отражение и форма этого поиска.
Видимо, не случайно столь точно совпали в последние годы два типа призывов, чаще всего звучащих в педагогическом мире: к "укреплению вертикали" - и к "сетевой соорганизации". Конечно, многим гораздо понятней связывать свои надежды на нормализацию жизни с "повышением эффективности" привычных иерархических отношений по линии административной или коммерческой, или научной. Где ответственность и уровень компетентности каждого четко определены, начальник всегда прав, звания соответствуют почету, а контроль - основа порядка и деловитости. Мы не склонны к однозначным оценкам. В жизни общества (особенно в большой стране) сверху направляемые волевые решения нередко оказываются единственно эффективным механизмом. Даже в образовании они порой позволяют создать, по крайней мере, видимость энергичного продвижения куда-то - а попытки равноправных договоренностей то и дело разваливаются, оборачиваются бессмысленной тратой сил. Но все большее число людей подходит в своей профессиональной и общественной жизни к развилке, от которой можно двигаться в разные стороны: пристраиваться ли к иерархической колее, унифицирующей, склонной к примитивным оценкам человека и мира его окружающего - но зато знакомой, понятной, позволяющей экономить душевные усилия - или же принять как данность многообразие этого мира и признать необходимость многообразного его освоения. Конечно, "сеть" - только один из возможных образов (и не во всем лучший) педагогики открытости, педагогики, ориентирующейся на многоликость мира и уникальность людей, больших и маленьких. Конечно, сетевой подход - прежде всего форма. Но подобные формы обычно не возникают сами собой. Присутствие в деле "сетевого стиля взаимодействий" - далеко не всегда сущностная характеристика, но очень часто опознавательный знак серьезной внутренней работы. За коллегиальностью, привычкой договариваться и быть внимательным к положению другого, за умением подменять друг друга и гибко перестраивать планы, за "памятью чувств" взаимной сопричастности людей, находящихся порой далеко друг от друга, за их уверенностью в том, что успехи одного отразятся на всех, а его неудачи станут общей проблемой - за всеми этими человеческими чертами, чаще всего обнаруживается и особый характер "педагогического содержания". Тем более, когда они умудряются оформить себя в устойчивые организационные традиции и процедуры.
"Сетевой подход в применении к образованию" - подобные сочетания слов начинают звучать как синоним такого образования, которое основывается на личном опыте и инициативе людей. Где управление своим делом в образовании (да и жизнью) берут на себя сами "образовывающие" и "образовывающиеся". При этом каждый самодеятелен, но считает важным кооперироваться и договариваться с другими людьми. А новые общие для всех результаты никогда не возникли бы, работай или обучайся каждый по отдельности - или если бы все лишь исполняли план, заданный кем-то извне.
Поскольку обсуждение сетевой соорганизации - дело достаточно новое, где лишь намечаются рамки разговора, то мы посчитали правильным дать возможность встретиться на соседних страницах представителям максимально широкого диапазона взглядов и опытов, которые, на наш взгляд, можно полностью или отчасти отнести к "сетевым феноменам" в образовании.
Приглашаем и вас к этому диалогу, уважаемые читатели!
|