https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/7/8/12/19
Образовательное путешествиеПутешествие в поисках себя История образовательных путешествий говорит нам о том, что раньше в такие путешествия отправлялись выпускники элитно-государственных или учащиеся частных образовательных заведений, то есть те, чей будущий профессионализм требовал целостного образования, связанного с личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. Начиная с петровских времен, это были претенденты на службу государственного масштаба - научную или дипломатическую, военную или управленческую. Сегодня, к сожалению, образовательный туризм все больше ассоциируется только с обучением в колледже за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в "приемной" семье. Мы же предлагаем возродить его внутренний смысл, как духовного странствия, путешествия в поисках себя. Для культурного возраста старшей школы, с которой преимущественно работает технология образовательных путешествий, ведущей деятельностью является построение проектов будущей жизни, подразумевающее, в том числе, культурное самоопределение, как присоединение к той или иной культурной традиции. В нашей трактовке путешествия за границу - это путешествия не только в пространстве - в другие страны, а и во времени - к очагам культуры, к истокам, в эпохи, где хранится то наследие, на которое может опираться современная культура. Это - путешествия в историю народов, приобщение к исканиям наших прародителей, предшественников. Предмет нашего интереса - не сиюминутные приключения, а вечные истины и их историческое прочтение, запечатленные в памятниках культуры.
В соавторстве с великими Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой. Вообще, в отличие от обычной поездки в путешествие отправляется, как правило, тот, кто хочет найти ответ на какой-то очень важный для себя вопрос. Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников. Цель путешествия - не просто географическая точка на карте, это шанс найти там ответ на Вопрос - индивидуально значимый для каждого школяра, отправляющегося в путешествие. Можно сказать, что такой вопрос рождается на пересечении индивидуальной жизни и истории рода человеческого. Каждый школяр строит свой собственный индивидуальный образовательный проект - как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные и общие - командные - события он видит в этом образовательном путешествии. В самом путешествии вооруженные новым знанием школяры вступают в турниры или строят город, пишут летописи и произносят памятные речи - делают первые попытки вписать свои наблюдения и находки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям, а не остаться только лишь достоянием личных впечатлений.
Вместо экскурсоводов - тьюторы Как же это возможно:
Как раз всему этому и помогает сетевая организация, а для формирования умения взаимодействовать сетевым образом в технологию образовательных путешествий мы ввели особую педагогическую позицию - тьютора. Каждый этап школярского действия в образовательном путешествии сопровождается тьютором. Вместе со школяром он углубляет его интерес, обращаясь за помощью к различным источникам и архивам культуры. Тьютор изучает стиль образовательного действия каждого школяра, и вместе с тем организует общую командную работу и взаимодействие по нахождению знания в экспедиции. Шаг за шагом, первоначально разрозненные интересы участников образовательного путешествия собираются, как кусочки мозаики, в общем сценарии экспедиции.
В качестве примера прилагаем совместно разработанную с тьюторами и школярами одну из наших экспедиционных программ - "Ах, Франция! Нет в мире лучше края!"
|