https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/7/8/11/9
Парадоксы равенства и диалектика дистанцииМой живейший интерес вызывают материалы в прессе, посвященные деятельности детских общественных организаций и объединений. Надо сказать в связи с этим, что идея Международного Союза детских общественных объединений СПО-ФДО о проведении большой научно-практической конференции по проблемам детского движения мне по душе. Начавшуюся в русле проблем конференции дискуссию в прессе хочу дополнить еще одной темой, волнующей меня многие годы: дети и взрослые. В сущности, это - вообще одна из коренных проблем педагогической теории и практики, но в добровольном объединении ребят и находящегося "при исполнении" их наставника она обретает особую остроту. По мере усиления общественного интереса к демократизации, к гуманизации социальных отношений все чаще возникают, даже попадают в официальные документы разговоры о равенстве, прежде всего о равных правах детей и взрослых, то есть, в сущности, практическом устранении дистанции между ними. Ссылаются даже на Конвенцию о правах ребенка... Подобного рода суждения при всей их внешней привлекательности представляются лжедемократическими, а потому особенно опасными и для взрослых (освобождая их от ответственности за то, чем и как они обеспечивают социализацию подрастающего поколения), и для детей (санкционируя их бестрепетное пользование тем, что не ими создано, при этом критикуя и даже охаивая, разрушая...). Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, дети и взрослые вместе, в одних условиях, в общем деле, в единой системе взаимоотношений, следовательно, имеют, казалось бы, и одинаковые права в решении вопросов своей жизнедеятельности; с другой, у тех и других разная по характеру и мере ответственность за такие решения и их последствия. Возникает весьма "демократическая", а на самом деле столь же антипедагогическая, то есть вредная в первую очередь по отношению к детству идея некоего равенства ребят и их наставников в объединении. В детских объединениях особые условия создаются психологически важнейшим фактором - столь частой возрастной близостью старших подростков и взрослых. Она, с одной стороны, как бы "провоцирует" равенство; с другой, - именно такой близостью будто подчеркивает разность статусов. Здесь идеально точная формула была найдена во Всероссийском "Орленке": к вожатому обращаются по имени, но на "вы", однако и ребят называют по имени, а не по фамилии. Вполне обоюдоуважительная близость, сохраняющая реальное различие статусов и диалектику дистанции, которая при этом оказывается не столько "демаркационной зоной", сколько пространством сближения и сотрудничества. Каждый остается самим собой, но, во-первых, обогащаются общением друг с другом, а, во-вторых, выбита почва для произрастания педагогических "сорняков": авторитаризма взрослых и нигилизма детей, равно как панибратства первых и фамильярности вторых.
Здесь принципиально важен эмоционально-нравственный аспект именно обоюдности: дети, особенно в неформальных условиях объединения, тянутся к взрослым в поисках ответов на вопросы бытия, в трудных ситуациях, тянутся за сочувствием; взрослые несут детям не только свой опыт и личный пример, но и опеку, внимание, поощрение, а то и требования, что не исключает, но предполагает и конфликты, и моменты обоюдного недовольства: Вместе они - каждый по-своему - творят неповторимую атмосферу своего объединения на общей человеческой основе разных ролей, разного общения, разных отношений. Зачем им равенство? И равенство чего? Перед чем (кем)? Для чего? Гармония - целесообразное сочетание разного, своеобразного. Парадокс равенства как раз и заключается в актуализации неравенства его субъектов! В основе их отношений призвана быть взаимоотдача своеобразного одним субъектом - другому, в ней нуждающемуся. Если все-таки говорить о равенстве, то - лишь в одном отношении, к сожалению, редко отмечаемом взрослыми, практически слабо освещенном и в науке: дети, равно как их наставники, активно включены в упомянутую взаимоотдачу.
Равенства не может быть там, где нет равной ответственности перед законом, обществом, как нет прав без обязанностей. Именно этим определяется дистанция: мерой ответственности, соотношением того, что позволено, дано, рекомендовано, вменено, требуемо... Даже делая вместе общее дело - творя обретение нового знания, взаимодействуя в детской организации, находясь в походе или экспедиции, общаясь в клубе самодеятельной песни, - и детям, и взрослым лучше оставаться самими собой, обогащать друг друга, одни - не впадая в детство и не играя "под него" pазвязанностью или сленгом, другие - принимая на себя обязанности "председателей" или "директоров" на один день и забывая об ответственности в остальные дни и в иных ситуациях, которых гораздо больше, чем игровых. Равенство "внешнее" и не нужно, и вредно. Дети отлично чувствуют фальшь и ложь, декларативность и, как теперь говорят, популизм игры в равноправие. Кажущееся, показное сокращение дистанции - лучшее средство увеличить ее до взаимных отчуждения и враждебности. Выход - в реальной самостоятельности ребят на всех этапах, от проявления инициативы в замысле до его воплощения и самоанализа результатов. Чем больше и реальней такая самостоятельность, тем большим содержанием наполняется дистанция: детство по собственной инициативе, осознанной необходимости обращаться к опыту и помощи взрослых, причем не как к помощи, всегда несколько ущемляющей младших и разделяющей их и взрослых, а как к взаимодействию. Но и взрослые, имея дело с детьми, бессильны в попытке эффективного решения задач социального воспроизводства поколений без саморазвития последних и без сотрудничества с ними. Тогда дистанция сближает, оставаясь собой, как и участники взаимодействия. Дpугое дело, что условием успеха выступает не внешнее уподобление, утрата себя, своей непосредственности или достоинства, а обоюдное доверие. Детское общественное объединение как никакой другой социальный институт такие возможности предоставляет.
Иногда взрослые, пытаясь нормализовать дистанцию, не удерживаются от ностальгии по образцам прошлого, типа "вот в наше время..." Реальности, не виденные и не пережитые самими детьми, не могут (в отличие от сказок или классической литературы) быть ими приняты, уже не говоря о демонстративной назидательности и снисходительности (опять же в отличие от сюжетов и героев сказок и книг) экспонирования взрослыми собственного опыта. Разумеется, это не отрицает обращения к примерам собственного прошлого: Сама же история всегда была и остается аргументом в пользу будущего! Наконец, еще об установлении и стабилизации нормальной дистанции. Как показывает опыт, многое в этом плане могут дать и дают детские общественные организации. Сегодня более чем когда-либо детям и взрослым необходимо знать, узнавать образ жизни, интересы, увлечения одних и других, причем узнавать конструктивно во имя поиска взаимоприемлемого, ранее не известного, чтобы понять, а не отрицать. Восходит все это к единому общему, общечеловеческому, а потому вечно живому (но трудно живущему) - примеру взрослых. Взpослых как старшего поколения, как носителей этнических идей региона, как непосредственных образцов - конкретных носителей совести, терпимости, достоинства, уважения себя и других, старших и младших.
Важно, чтобы дистанция между поколениями не стала культурным, духовным вакуумом, чтобы новые поколения, став взрослыми, оказались добрым примером для своих детей.
|