Глава VI.

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии >> Глава VI. >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/28/13/6


Б. В. Куприянов О. В. Миновская (Кострома).
Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии

Глава VI. Ситуационно-ролевая игра в учреждениях дополнительного образования

Уже на протяжении пяти лет мы используем ситуационно-ролевую игру как педагогическое средство в работе с постоянными объединениями подростков. Последние два года ситуационно-ролевая игра рассматривается нами в контексте педагогического регулирования социальных ожиданий подростков.

Для работы с постоянными объединениями нами разработана программа социально-психологического тренинга, направленная на развитие подростка как субъекта взаимодействия средствами ситуационно-ролевой игры. Мы воспользовались формулировкой В. Леви и назвали программу «Искусство быть...». В этой программе ситуационно-ролевая игра является одной из важнейших частей, но не единственной. С одной стороны, ситуации игрового ролевого взаимодействия обеспечивают подростка необходимым материалом для осознания собственных индивидуальных особенностей взаимодействия. С другой стороны, игровое ролевое взаимодействие выступает как площадка интенсивного взаимодействия, позволяет подростку осуществлять пробы, «примерять» различные социальные роли, включаться в разнообразные общественные отношения.

На протяжении пяти лет программа «Искусство быть...» реализовывалась в учреждении дополнительного образования Клуб юных летчиков, космонавтов и десантников. Следует оговорить особенности данного учреждения, чтобы определить, в каком контексте в нем могут быть использованы ситуационно-ролевые игры.

Важнейшей особенностью КЮЛКиД является военно — патриотический характер воспитания в учреждении, подготовка учащихся к поступлению в военные учебные заведения, службе в вооруженных силах. С точки зрения военно-патриотической направленности воспитания важно то, что ситуационно-ролевые игры способствуют развитию таких качеств как активность, целенаправленность, ответственность, находчивость, умение принимать решения, волевые качества.

Участниками Клуба являются юноши и девушками 14-17 лет. Подростковый возраст характеризуется стремлением к экстремальности, преодолению, борьбе. Ситуационно-ролевая игра в силу своих характеристик позволяет подросткам реализовать свои потребности, а также развивает умение ориентироваться и действовать в экстремальной ситуации.

Образовательный план КЮЛКиД содержит несколько блоков дисциплин: специальный теоретический («История авиации и ВДВ», «Летная подготовка» и т.д.), специальный практический («Строевая подготовка», «Рукопашный бой»), практический («Туризм», «Радиодело» и т.д.). Наша программа входит в развивающий блок. Ее особая роль в том, что основное внимание уделяется процессу социализации молодых людей, помощи им в адаптации к современной жизни.

Предполагаемым результатом нашей педагогической деятельности по подготовке старшеклассника к реализации себя как субъекта социальных отношений являются следующие характеристики личности подростка: субъектная позиция (активность в познании и преобразовании действительности); компетентность в социальных отношениях; наличие системы знаний о себе и собственных возможностях самореализации в социальных отношениях; умения рефлексировать свою и регулировать собственное поведение и деятельность.

Программа включает три содержательных блока соответственно 3-м годам обучения. Первый блок условно назван "Познай себя". Он предполагает расширение знаний воспитанника о собственных индивидуальных особенностях взаимодействия. Основная задача педагога состоит в обеспечении воспитанника эффективными и разнообразными средствами самопознания в сфере взаимодействия. На этом этапе важным представляется формирование у подростка мотивов самопознания и самовоспитания, развитие рефлексивных навыков.

Необходимо оговориться, что в начале учебного года дополнительной задачей педагога является помощь учащимся в адаптации в новом коллективе, учреждении, новым принципам работы на занятиях, организация общения и взаимодействия внутри групп.

Второй блок — «Среди людей» — предусматривает развитие у подростка коммуникативных и перцептивных умений, ориентацию на осуществление сотрудничества. Для этого необходима организация ситуаций интенсивного коммуникативного взаимодействия, предоставление подросткам набора средств для самосовершенствования в коммуникативной сфере, конструирование ситуаций, требующих выбора подростка по основанию «сотрудничество- соперничество», организация диалога между воспитанниками по поводу ценности себя и другого человека.

Третий блок — «Перспектива» — нацелен на развитие у подростка умения прогнозировать и планировать, определять собственные интересы и перспективы. Наиболее важным нам здесь представляется формирование у подростка отношения к себе как к хозяину и творцу собственной жизни, развития стремления управлять событиями и ситуациями, участниками которых становится подросток, уверенности в своих силах.

Логика программы выстроена в соответствии с психолого-педагогическими схемами образовательного процесса, предложенных в работах А.С. Прутченкова, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан. Этап самопознания предполагает расширение знаний учащегося о себе и своих возможностях, индивидуальных особенностях социального взаимодействия. Этап самосовершенствования предусматривает овладение инструментом социального взаимодействия — коммуникативными умениями и навыками, развитие умения «видеть» вокруг людей с их интересами, потребностями, особенностями; самореализация в социальных отношениях. Этап самопроектирования требует определения подростком личностной перспективы в важнейших сферах жизнедеятельности: личностное развитие, семья, профессия, социальный статус и определение путей достижения успеха в избранных направлениях.

Эффективность реализации программы может быть измерена на основании четырех критериев: мотивационного, когнитивного, инструментального, поведенческого.

По первому этапу осуществления программы

1.  Наличие стремления к самопознанию себя как субъекта межличностной коммуникации, субъективная значимость использовать сильные стороны собственной личности в общении с другими людьми, желание целенаправленно заниматься самосовершенствованием, саморазвитием.

2.  Знание своих индивидуальных особенностей как участника межличностной коммуникации, знание о том как можно познавать свои качества как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми, наличие представлений о рефлексии как средстве самопонимания, знание о способах самосовершенствования.

3.  Умения познавать себя как участника общения, рефлексировать собственную деятельность, анализировать совместную деятельность и общение.

4.  Воспитанник занимается самостоятельно самопознанием, самосовершенствованием, может самоопределиться в ситуации выбора, позитивное отношение к себе, конструктивное восприятие собственных ограничений в общении.

По второму этапу осуществления программы

1.  Субъективная значимость самореализации в сфере социальных отношений, стремление поддерживать с людьми конструктивные позитивные отношения.

2.  Наличие знаний об эффективных способах межличностной коммуникации, социального взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов, актуализирующего общения, знание способов преодоления попыток манипуляции.

3.  Наличие умений и навыков эффективного делового общения; разрешения собственных проблем, конфликтных ситуаций, умение решать коммуникативные задачи, конструировать ситуации общения, владение умениями актуализирующего общения, умениями преодолевать попыток манипуляции.

4.  Самостоятельное осуществление доверительной и рефлексивной позиции в межличностной коммуникации, ценностное отношение к другому человеку и самому себе.

По третьему этапу осуществления программы

1.  Субъективная значимость определения своих жизненных планов, прояснения временной перспективы будущего, стремление планировать свою жизнь, анализировать соотношение ближней и дальней перспективы.

2.  Осознание своих жизненных планов, временной перспективы будущего и социальное и профессиональное самоопределение, наличие представлений о жизненных целях и ориентирах, знания о том, как планировать свою деятельность.

3.  Умение планировать свое будущее, анализировать жизненные успехи и неудачи, самоопределяться в ситуациях выбора, умение реализовывать свои планы в социальном взаимодействии.

4.  Определенность жизненных планов, временная перспектива будущего четко определена, осуществление самоопределения.

В программе нашли отражение формы и приемы, разработанные педагогическим коллективом лагеря ролевых игр «Кентавр»: типы ролей, прием «Стоп игра!», отдельные страницы «Книги перемен», а также формы, используемые на этапе включения подростка в игровое ролевое взаимодействие («Ринг Стихий», «Белое и черное», «Магазин успеха», «Страшный суд», «Контракт с самим собой» и т.д.).

Одним из элементов педагогического сопровождения игрового ролевого взаимодействия подростков являются индивидуальные конверты. В них хранятся все творческие работы воспитанников, индивидуальные результаты диагностических процедур. Использование индивидуальных конвертов позволяет педагогу, работающему по программе, и психологу учреждения проводить индивидуальные консультации для воспитанников на основе выполненных ими работ.

Последовательность ситуационно-ролевых игр в рамках программы выстраивается в соответствии с принципом уменьшения модельности во взаимодействии. В первой малой ролевой игре каждый игрок получает одну игровую задачу и разнообразные игровые средства (игровые деньги, оружие, магия). Усложнение ситуации игрового ролевого взаимодействия во второй игре выражается в том, что ролевые предписания содержат по несколько игровых задач и большой объем информации, а игровые средства сокращаются за счет оружия. В третьей малой ролевой игре игровые задачи для каждого участника формулируются противоречиво и требуют осознанной расстановки приоритетов. Кроме того, игрок действует в ситуации дефицита игровых средств и т.д.

В работе с постоянными детскими объединениями мы используем малые ролевые игры, «рейнджерки» и непродолжительные по времени ситуационно-ролевые игры по типу компьютерной стратегии.

Особое место занимает использование художественной литературы и кинофильмов по актуальной тематике. Так, мы обращались к произведениям: «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха, «Забыть Герострата» Г. Горина, кинофильмы «Убить дракона» (режиссер М. Захаров), «Общество мертвых поэтов» (режиссер П. Уир) и т.д. Художественные произведения позволяют перевести диалог с воспитанниками по поводу них самих на уровень культуры человечества, увидеть вечность и глубину вопросов самопознания и саморазвития.


<< Глава 5   ||   Послесловие >>


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования