Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/28/11


Филиппова Нина Мироновна

Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи


На правах рукописи

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Кострома, 2007

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Костромской Государственный Университет им. Н. А. Некрасова

Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Куприянов Борис Викторович

Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор Волохов Алексей Васильевич
кандидат психологических наук, профессор Кирпичник Анатолий Григорьевич

Ведущая организация: Воронежский государственный педагогический университет


Общая характеристика работы

Актуальность исследования педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи обусловлена рядом обстоятельств.

Мировые тенденции становления и развития гражданского общества и социального государства предусматривают особую роль общественной самоорганизации различных групп населения. В то же время нынешнее старшее поколение россиян прошло первичную социализацию в советской школе, в коммунистических детских и молодежных объединениях, которые не ставили своей целью формировать субъектную общественную позицию, гражданскую инициативу, основанную на ответственной самоорганизации, на неопекаемом государством самоуправлении групп, коллективов, объединений людей для свершения общих дел. Поэтому реализация новой нормативной базы местного самоуправления почти повсеместно натолкнулась на отсутствие у значительной части населения опыта обустройства общественной жизни, участия в самоуправлении и самоорганизации. Преодоление указанных трудностей требует особого внимания к процессам общественной самоорганизации учащейся молодежи как поколения, которому в процессе взрослой жизни придется решать эти задачи.

В деятельности современных российских общественных организаций учащейся молодежи существуют две тенденции. Первая обусловлена традициями деятельности ВЛКСМ и предполагает доминанту централизованного управления, а вторая представляет собой региональную практику самоорганизующихся подростково-молодежных сообществ. Однако существующий опыт недостаточно описан и научно осмыслен.

В то же время философские проблемы исследования самоорганизации в нашей стране раскрывались в работах С.П. Курдюмова, Е.Н. Князевой. Психолого-педагогическая проблематика изучения самоорганизации рассмотрена Л.Г. Лобовой и А.К. Осиным, в рамках синергетического подхода выполнены диссертационные работы А.Н. Тесленко и Е.Е. Чепурных.

Теоретические основания общественной самоорганизации разрабатывались в рамках социологии общественных движений (Н.Смелзер, А.Турен, П.Штомпка), в русле изучения протестных молодежных движений — К.Менерт, Ф.Нейдхардт, Х.Шельски. Значительный вклад в исследование деятельности общественных организаций внесли работы М.Л. Макальской, И.М. Моделя, Б.С.Модель, А.Ю. Сунгурова, А.А.Шмелева, О.Н. Яницкого.

Концептуально социализация ребенка в детских общественных организациях разработана А.В. Волоховым, педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях — Р.А. Литвак, концепция становления и развития отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства создана Л.В. Алиевой. Важные стороны функционирования детских общественных организаций раскрывают А.Г. Кирпичник, М.И. Рожков, И.И. Фришман. В содержательном плане существенный вклад в исследование общественных организаций детей и подростков внесли диссертации Т.П. Вернигоровой, А.А. Ермолина, С.Г. Лесниковой, Г.Г. Николаева, Н.Г. Полянских, Е.А. Солодовой, О.В. Солодовой, О.Д. Чугуновой.

Изучению общественных организаций учащейся молодежи посвящено небольшое число работ. Особенности социализации молодежи в деятельности молодежных общественных объединений исследовала М.В. Поддубная, осмысление актуальных тенденций развития молодежных общественных объединений и анализ эффективности их деятельности в современных российских условиях осуществила социолог О.А. Родина. Существенное значение для разработки представлений об общественной самоорганизации учащейся молодежи и педагогическом обеспечении данного процесса имеют концепция муниципальной системы социально-педагогической поддержки молодежных инициатив С.С. Гиля и концепция воспитания социальной инициативности детей и молодежи С.В. Тетерского.

Идеи педагогического обеспечения в педагогической науке стали оформляться лишь в последнее десятилетие. Существенную роль в разработке данной проблематики играют концепции педагогической поддержки (Е.А. Александрова, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин), педагогического и социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков, А.Л. Уманский), социально-педагогического обеспечения (Л.М. Бочкова, А.Ф. Драничников, А.И. Кивилевич, Т.Е. Коровкина, А.И. Тимонин), отдельные научно-практические разработки педагогического обеспечения (Н.Е.Бекетова, Т.А. Мерцалова, И.В. Протасова, С.В. Торохтий, Н.Ю. Шепелева). Вместе с тем, следует признать, что педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи остается разработанным не в полной мере.

На основе всего вышеизложенного можно констатировать несколько противоречий:

  • во-первых, между перспективами построения гражданского общества в нашей стране, предполагающими получение учащейся молодежью опыта общественной самоорганизации, и трудностями трансляции соответствующего опыта в современном российском обществе;
  • во-вторых, между наличием передового опыта содействия общественной самоорганизации учащейся молодежи, с одной стороны, и недостаточным его осмыслением в теории социального воспитания;
  • в-третьих, между наличием значительного числа исследований посвященных различным аспектам самоорганизации, разработке общих подходов к педагогическому обеспечению, изучению социализации молодежи в общественных организациях, с одной стороны, и недостаточным вниманием к исследованию педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи — с другой.

Исходя из вышесказанного, становится очевидной необходимость в теоретическом осмыслении и опытно-экспериментальном исследовании проблемы: при каких условиях педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи будет эффективным?

На основании этого мы сформулировали цель исследования: выявить педагогические условия эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Объект исследования: педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Предмет исследования: педагогические условия эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Исходя из формулировки проблемы, цели, объекта и предмета была выдвинута гипотеза исследования: педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи будет эффективным, если предполагает:

— подготовку лидеров подростково-молодежных объединений к реализации себя в качестве субъектов общественной самоорганизации,

— инициирование ситуаций достижения индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления социальных проектов,

— содействие в урегулировании взаимоотношений участников совместной деятельности на основе партнерства.

Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования решались следующие задачи:

1)   определить сущность и социально-педагогические функции общественной самоорганизации учащейся молодежи,

2)   выявить особенности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи,

3)   разработать и реализовать на практике модель педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи,

4)   разработать и проверить эффективность методики педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Исходные методологические позиции исследования базируются на понятиях и принципах системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С. Каган); на основных идеях и принципах синергетического подхода, представленного в трудах И.Р. Пригожина, Г. Хакена; на работах В. Ф. Антонова, В. Байера, Б. П. Белоусова В.И. Вернадского, А. М. Жаботинского, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, О. Мейергофа, К. Оппенгеймера, М. Планка, Ю.М. Романовского, А. П. Руденко, Э. Шредингера, описавших идеи, методы и перспективы синергетики как теории самоорганизации.

Теоретические основы работы составили социально-психологическая концепция коллектива Л.И.Уманского, А.С. Чернышева, научные положения о развитии группы как коллектива (А.Г. Кирпичник, Р.С. Немов), совокупность идей о лидерстве А.Л. Уманского, современные теории и концепции социализации, воспитания и становления личности ребенка (А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, В.В. Давыдов, И.П.Иванов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн и др.). Исследование опирается на идеи педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин), социально-педагогического обеспечения А.И. Тимонина, формирования социальной компетентности (В.М.Басова). Теоретической основой исследования являются положения возрастной и педагогической психологии об особенностях личностного развития в подростковом и юношеском возрасте (И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн). При анализе основных проблем исследования учитывались теоретические и практические разработки социального творчества студентов (Т.В. Козырева), социально-психологической динамики группы и технологии работы с общественным объединением (М.Б. Кордонский, В.И. Ланцберг).

Для проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: анализ философской, социологической, управленческой, психологической, педагогической литературы; изучение и обобщение опыта деятельности общественных организаций учащейся молодежи; ретроспективный анализ собственной социально-педагогической деятельности; моделирование; экспертное оценивание, наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование; опытно-экспериментальная работа.

Базами опытно-экспериментальной работы являлась общественные и некоммерческие организации: «Урал — ГПСМ» г. Ревда Свердловской области, Некоммерческое партнерство «Гражданский Просветительский Союз Молодежи» г. Уфы, межрегиональная молодежная общественная организация «Новые люди» (гг. Волгоград, Самара, Саратов, Астрахань). Общее число участников опытно-экспериментальной работы составило 697 человек (студенты образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, старшеклассники общеобразовательных школ).

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1990-1995 гг.) осуществлялись изучение, обобщение теории и практического опыта общественной самоорганизации молодежи. В результате этой работы были разработаны модель и методика педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи, которые стали использоваться в деятельности самодеятельных подростково-молодежных групп в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования.

На втором этапе (1995-2005 гг.) исследовались условия педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи в процессе опытно-экспериментальной работы. Результатом этого периода стало создание общественных организаций «Урал — ГПСМ» (г. Ревда, Свердловская область), «Гражданский Просветительский Союз Молодежи» (г. Уфа, Республика Башкортостан), подготовка и внедрение ряда программ педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

На третьем этапе (2005 — 2007 гг.) завершалась опытно-экспериментальная работа, корректировались основные положения и выводы, обобщались результаты исследования, разрабатывались научно-методические рекомендации, осуществлялось литературное оформление текста диссертационного исследования.

Достоверность научных выводов и полученных результатов исследования обеспечивалась непротиворечивыми исходными методологическими и теоретическими положениями, всесторонним анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватных изучаемой проблеме, поставленным целям, задачам, гипотезе, количественным и качественным анализом данных, обобщением результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования. Основные теоретические положения и выводы были изложены автором в следующих докладах и выступлениях на Всероссийских и международных научно-практических конференциях «Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), «Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии» (Челябинск, 2003), «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 2005); Всероссийской научно-практической конференции на сборах представителей пионерских, детских и подростковых организаций членов СПО-ФДО Всероссийский детский центр «Орленок» 2004 г. (Туапсе), межрегиональной научно-практической конференции «Формирование у подростков опыта обустройства общественной жизни» 2006 г. (Кострома — Нерехта), на заседаниях и методологических семинарах кафедры социальной педагогики Костромского госуниверситета.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

— в определении и теоретическом обосновании социально-педагогических функций общественной самоорганизации учащейся молодежи,

в развитии представлений о педагогическом обеспечении деятельности общественных подростково-молодежных организаций, включающих уточнение сущности и особенностей педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи,

в выявлении педагогических условий эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи,

— в определении этапов педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться и применяются в деятельности общественных организаций подростков и молодежи, в деятельности учреждений основного и дополнительного образования детей, в учреждениях молодежной политики. Методика проведения сборов реализована в деятельности Республиканской общественной организации «Пионеры Башкортостана»; подходы и модели, разработанные в ходе исследования, легли в основу «Концепции развития молодежной политики Республики Башкортостан на 2006 — 2015 гг.»; разработан и внедрен в программу обучения слушателей Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан авторский спецкурс «Основы социальной самоорганизации населения». Практическую значимость исследования подтверждает десятилетняя деятельность работы общественных организаций учащейся молодежи, созданных в ходе опытно-экспериментальной.

Личный вклад автора в исследование заключается в определении понятий «общественная самоорганизация учащейся молодежи», «педагогическое обеспечение», в разработке модели педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи, реализации программы опытно-экспериментального исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются всесторонним анализом проблемы, опорой на непротиворечивые методологические положения; применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям, предмету и задачам исследования, длительной опытной работой, включенным наблюдением, повторяемостью полученных результатов, подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях в личностных характеристиках испытуемых.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность общественной самоорганизации учащейся молодежи представляет собой механизм упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама учащаяся молодежь. Общественная самоорганизация учащейся молодежи естественный, спонтанный процесс в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется подростково-молодежное сообщество как постоянно развивающаяся структура — субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами.

2. Общественная самоорганизация учащихся реализует: ценностно-смысловую функцию (присвоение участниками позиции субъекта социальных преобразований, ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, продуктивной организации деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера), индивидуально-ориентационную функцию (уточнение представлений о себе как субъекте социальной деятельности, социальных отношений, социальной структуры, права), инструментально-операционную функцию (освоение и интериоризация способов анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

3. Специфика педагогического обеспечения процессов общественной самоорганизации учащейся молодежи состоит в реализации педагогического содержания перехода от стихийной молодежной самоорганизации к общественной самоорганизации, где самоорганизующиеся сообщества учащейся молодежи становятся субъектами общественного действия.

4. Педагогическими условиями эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи являются: подготовка лидеров подростково-молодежных объединений к реализации себя в качестве субъектов общественной самоорганизации, инициирование ситуаций достижения индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления социальных проектов; содействие в урегулировании взаимоотношений участников совместной деятельности на основе партнерства.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; обосновывается достоверность, теоретическая и практическая значимость работы, её научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи как социально-педагогическая проблема» обоснованы социально-педагогические функции общественной самоорганизации в, охарактеризован процесс общественной самоорганизации учащейся молодежи, анализируется разработка категории педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи в отечественной теории и практике.

Во второй главе «Реализация педагогических условий эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи» описана многолетняя практика по внедрению авторской модели, представлены средства и формы педагогического обеспечения общественной самоорганизации, приведены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении подводятся общие итоги, формулируются основные выводы проведенного исследования, определяются перспективы дальнейшей разработки поставленной проблемы. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы, таблицы и приложения.

Основное содержание диссертации

Перспективы наиболее полного и педагогически целесообразного использования социально-педагогических возможностей общественных организаций учащей молодежи связаны с изучением стихийных и относительно управляемых процессов общественной самоорганизации. При таком подходе наиболее важным становится выяснение сущности и содержания явления самоорганизации как такового.

Рассмотрение явления самоорганизации в естественных науках (В.А.Аршинов, С.П.Капица, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И.Р. Пригожин, Г.Хакен), интерпретаций в современной педагогической литературе (С.В. Кульневич, Л.И. Новикова, М.А. Таланчук, Е.Е. Чепурных) дает возможность сформулировать ряд определений самоорганизации:

— самопроизвольное усложнение формы, или в более общем случае, структуры системы при медленном и плавном изменении ее параметров:

— объединение самопроизвольно возникающих образований («диссипативных структур» — термин И.Р. Пригожина),

— упорядоченность, образуемая в открытых системах, находящихся в неравновесных состояниях, которые возникает в «точке бифуркации» (раздвоение, разветвление), когда поведение системы становится неоднозначным и особое значение приобретает роль даже самых малых внешних воздействий, возмущений (флуктуаций), ведущих к значительным непредсказуемым последствиям,

— процесс упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразование и усложнение; при этом сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему.

Осмысление работ Э. Гиденса, Т. Парсонса, Э. Дюркгейма позволяет сформулировать сущность общественной самоорганизации учащейся молодежи как механизма упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама учащаяся молодежь. Общественная самоорганизация учащейся молодежи естественный, спонтанный процесс в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется подростково-молодежное сообщество как постоянно развивающаяся структура — субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами. С другой стороны, общественная самоорганизация молодежи «формирует собственную идеологию, фундаментом которой является идея гражданского общества», а молодежь, которая принимает участие в общественной самоорганизации, обладает «специфической субкультурой, основным компонентом которой является осознание себя в качестве свободного от властного влияния агента гражданского участия…» (Т.А. Лугинина).

Основываясь на социально-педагогической концепции А.В. Мудрика, работах социологов Т.А. Лугининой, О.А. Родиной, педагогических исследованиях С.Н. Атановой, М.Г. Квиткова можно утверждать, что общественной самоорганизацией учащейся молодежи могут быть реализованы следующие социально-педагогические функции:

  • ценностно-смысловая — присвоение учащимися позиции субъекта социальных преобразований, ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, продуктивной и эффективной организации деятельности, самореализации в социальной группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
  • индивидуально-ориентационная — уточнение представлений о себе как субъекте социальной деятельности, социальных отношений, социальной структуры, права,
  • инструментально-операционная — освоение и интериоризация способов анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, взаимовыгодное сотрудничество, реализации собственного лидерского потенциала.

Опираясь на трактовку объекта педагогической деятельности О.С. Газманом определена гуманистическая сущность педагогического обеспечения, представляющее собой не воздействие направленное непосредственно на «отдельную личность, класс (группу, коллектив)», а на «ситуации, ценности, деятельность, общение, отношения, психологическую атмосферу», которые «осваиваются, интериоризуются субъектами учеником и учителем в процессе выбора, исследования, преобразования».

Анализ существующих подходов к пониманию сущности педагогического и социально-педагогического обеспечения (С.А. Болотова, Л.М. Бочкова, А.В. Волохов, И.А. Гусева, А.Ф. Драничников, Т.Е. Коровкина, И.В. Протасова, А.И. Тимонин, Н.Ю. Шепелева Г.П. Шереметова) показывает управленческую природу данного явления, которая определяется функциями и целями, ресурсами (средствами) и предусматривает взаимосвязь трех базовых структурных элементов (личность, социальная организация, внешняя среда). Основываясь на исследованиях А.Г. Кирпичником ресурсной составляющей детских общественных организаций, как структурных образований гражданского общества, была выявлена такая характеристика педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи как помогающая, поддерживающая направленность.

Педагогическое обеспечение системно представлено А.В. Волоховым в виде модели, включающей цель (создание поля самореалиализации ребенка), результат (мотивация социального взаимодействия) и следующие функции: диагностика социальной среды и определение возможностей объединения детей; определение возможных вариантов включения детей в совместную социальную деятельность; программирование воспитательных воздействий на ребенка в процессе организованной социальной деятельности; организационно-педагогическая поддержка создания детской организации; индивидуально-ориентированная социально-педагогическая помощь ребенку; диагностика эффективности социально-педагогического обеспечения социализации ребенка в детской общественной организации.

Основываясь на понимании управленческой природы педагогического обеспечения, представляется возможным выделить в качестве объекта процесс развития организационной структуры и содержания деятельности молодежного сообщества. Специфика педагогического обеспечения процессов общественной самоорганизации учащейся молодежи состоит в том, что социально-педагогические функции реализуются при переходе от стихийного объединения к общественной самоорганизации учащейся молодежи, которая становятся субъектом общественного действия. Процесс педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи характеризуется задачами, условиями, этапами, формами и средствами. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи предполагает последовательное решение следующих задач:

— поддержка практики организации совместной деятельности по алгоритму (анализ ситуации, целеполагание, планирование, реализация, анализ деятельности),

— содействие формированию структуры эффективных отношений, обеспечивающих создание социально значимого продукта и взаимодействие со средой,

— обеспечение повторяемости циклов жизнедеятельности сообщества и сохранения эффективных организационных форм жизнедеятельности подростково-молодежного сообщества,

— рефлексивное опосредование отношений и способов совместной деятельности,

— содействие оформлению норм взаимоотношений и взаимодействия на основе индивидуальных и групповых договоренностей.

Одним из важнейших условий педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи является подготовка лидеров подростково-молодежных объединений к реализации себя в качестве субъектов общественной самоорганизации.

Подготовка лидеров осуществляется в двух сферах: практическая (сборы, проектная деятельность, организуемая между сборами) и учебная («Школа общественной самоорганизации»). В результате подготовки лидеры осваивают как социальные технологии (формирования организационной культуры сообщества, создания и развития эффективных социальных организаций, коллективного нормотворчества, социального проектирования), так и технологии индивидуальной самоорганизации.

Разработанная система подготовки субъектов общественной самоорганизации предполагает индивидуальные траектории, различающиеся достигаемым в общественной организации статусом, скоростью и последовательностью переходов с одного уровня на другой. В нашей опытно-экспериментальной работе было определено восемь статусов (ступеней) в общественной организации, которые были условно названы нами:

«организатор эффективных отношений» обеспечивает позитивное взаимодействие в первичном объединении, формирует атмосферу психологического комфорта и взаимного принятия участников друг другом через игровые трениинговые программы коммуникативного типа;

«организатор мероприятий» разрабатывает содержание и форму типового мероприятия, составляет план подготовки, проводит мероприятие, представляет и анализирует результаты его проведения;

«организатор продуктивной работы группы» организационно обеспечивает площадку предстоящей деловой коммуникации, задает и поддерживает формат выработки общего целостного представления, создания и презентации информационного продукта;

«специалист по тренинговым программам» использует интерактивное обучение, обеспечивая переход участника тренинга к более эффективным способам деятельности и поведения;

— «специалист по профильным технологиям» владеет технологиями повышения эффективности программ деятельности и поведения человека и группы (в сферах конструктивного общения, укрепления здоровья, эффективной деятельности, творчества); обучает технологиям разработки и реализации программ управления личностными и организационными изменениями,

«специалист по социальному проектированию» организует разработку и реализацию учебных и практических проектов, создающих и поддерживающих в сообществе культуру социального проектирования, формирующую у участников общественной организации проектный способ решения актуальных индивидуальных, групповых и социальных задач;

«руководитель проекта» осуществляет управление на основе рассмотрения проекта как уникальной комбинации процессов; делегирует функции, полномочия, права и ответственность за достижение результатов проекта; формирует и распределяет бюджет проекта; применяет специальную проектную организационной структуры и проектной мотивации его участников; разрабатывает и применяет специальные стандарты реализации составляющих проект процессов;

«руководитель организации» привлекает организаторов и специалистов, организует их обучение и взаимодействие, мотивирует на совместную эффективную деятельность, организует процессы самооценки и взаимооценки качества решения поставленных задач и принимает необходимые меры по развитию организации и ее участников.

Переход из одной роли в другую определяется уровнем освоения способов проектирования собственной деятельности в рамках роли, реализации проекта и анализа полученных результатов. Система подготовки лидеров предусматривает строгую последовательность прохождения ступеней, каждая последующая ступень основывается на владении способами решения задач предыдущего уровня. В процессе проектирования молодежным лидером своих способов деятельности происходит сопряжение образцов существующих в организационной культуре (образцов созданных предыдущим поколением лидеров данной организации) и собственного авторского видения.

Одним из важнейших условий педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи является инициирование ситуаций достижения индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления социальных проектов.

Социальное проектирование осуществляется в различных ситуациях и реализуется в социальных проектах различного масштаба. Социальные проекты разрабатываются и осуществляются в ходе сборов, либо разрабатываются на сборах, а реализуются после, них, либо и создаются и воплощаются между проведением сборов — непрерывное чередование обстоятельств разработки и реализации социальных проектов (сбор — самостоятельная практика — сбор — самостоятельная практика и т.д.).

При осуществлении социальных проектов ситуации объединены общей логикой решения все более усложняющихся общественно-значимых задач.

Наиболее важным моментом при педагогическом обеспечении общественной самоорганизации учащееся молодежи является поддержание культуры социального проектирования, что предполагает качество анализа ситуации, целепологания, планирования, организации, анализа результатов и корректирования деятельности. Культура социального проектирования поддерживается комплексом форм: проектными играми, защитой проектов, презентацией результатов, экспертизой и др.

Алгоритм инициирования ситуаций достижения индивидуальных и групповых целей при педагогическом обеспечении общественной самоорганизации учащейся молодежи включает:

— исследование проблемного поля и формулирование задач для деятельности,

— инвентаризация имеющихся возможностей самореализации, самовыражения, саморазвития,

— процессы осознания собственных или групповых целей — основы решений об участии в социальном проекте,

— индивидуальное или групповое самоопределение,

— использование средств педагогической поддержки при достижении целей личностью или группой.

В качестве условия педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи, определяется поддержка партнерских взаимоотношений в общественных организациях.

В рамках общественной самоорганизации речь может идти о партнерстве участников объединения, о партнерстве объединений, о партнерстве руководителей и участников. Такое партнерство реализуется в деловом взаимодействии и выражается в отношении к ошибкам партнера как к общим трудностям, которые надо преодолевать вместе. Партнеры совместно перегруппировывают ресурсы, распределяют функции участников организации. В понимании партнерства в разных сферах жизнедеятельности человека (бизнес, управление, образование, правовые аспекты и т.д.) ключевыми характеристиками отношений представляются доверие и взаимная ответственность.

Партнерские взаимоотношения возникают только в случае осознания участниками взаимодействия собственных целей и готовности к их достижению, поэтому третье условие педагогического обеспечения напрямую зависит от реализации второго. Достижение эффективных партнерских отношений обеспечивает технологически выстроенная процедура согласования, основанная на обязательном соблюдении последовательности осуществления совместного поиска ответов на проблемные вопросы при соблюдении правил, регламентирующих организацию деятельности и взаимоотношения участников.

Последовательность согласования в группе разворачивается в следующем порядке:

— совместное выявление проблемной ситуации,

— совместное формулирование общей задачи, в решении которой каждый участник видит новые и перспективные возможности своего роста,

— совместная разработка способов решения сформулированной задачи как основы проекта последующих действий,

— формулирование и уточнение участниками представлений об идее проекта,

— уточнение участниками своего отношения к предложенному проекту на основе нового уровня актуализации собственных целей,

— принятие общего решения о статусе, сроках, ресурсах, партнерах проекта,

— согласование функций участников сообщества на основе самоопрделения по отношению к участию в проекте (позиция, мера, функции),

— планирование порядка и условий работы участников в режиме последействия по подготовке, реализации и анализу эффективности мероприятий проекта,

— оформление соглашения участников о порядке, правилах и процедурах совместной дальнейшей совместной деятельности.

Завершается совместная деятельность анализом, позволяющем осознать результативность проекта для группы в целом и каждого участника.

Логика содействия в урегулировании взаимоотношений участников совместной деятельности на основе партнерства предполагает:

— предварительное инструктирование участников по общим правилам ведения переговоров,

— непосредственная подготовка отдельных участников как организаторов процедуры согласования,

— постепенное сворачивание прямого управления в процедурах согласования.

Содержание подготовки организаторов процедуры согласования включает в себя способы активизации и воодушевления участников на достижение взаимопонимания и соглашения на основе конструктивности переговоров и оптимизации атмосферы в группе.

Основной формой организации педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи является сбор. Сбор проводится на базе лагеря (загородного детского центра) в течение нескольких дней, командой специалистов (тренеров, консультантов), обучающих участников способам самоорганизации в решении жизненных задач.

Цикл сборов задает задачи и рамки для социального проектирования (от замысла и реализации проектов до подведения итогов и организации перехода к следующему этапу); аккумулирует ресурсы развития организации; обеспечивает согласование и интеграцию идей, целей, планов, типов и способов действий; создает эмоционально-волевой резонанс решимости участников к согласованным и организованным совместным действиям. Сбор как ситуация-образец (С.Д. Поляков) содействует формированию у членов общественной самоорганизации опыта командного взаимодействия, эффективной организации совместной деятельности по реализации разнообразных проектов.

Сбор является площадкой завершения одних и запуска других социальных проектов и включают пять обязательных компонентов:

— тренинговые игровые программы формирования психологически комфортной атмосферы и эффективных отношений;

— мастер-классы по содержательной тематике сборов;

— проектная работа (проектирование программ последействия);

— социальный практикум (акция на улице);

— корпоративная вечеринка (вечернее мероприятие по формированию и поддержанию организационной культуры).

Деятельность участников сбора обеспечивает команда специалистов, каждый из которых имеет опыт организации общественной деятельности. Стиль отношений и взаимодействия членов команды специалистов является примером для подражания самоорганизующимся командам участников. Участвуя в программе сбора, учащийся последовательно включается в деятельность нескольких видов объединений: организационная группа, проектная группа, учебно-тренировочная группа, службы самоорганизации. Каждый вид объединений отличается по содержанию и структуре деятельности.

Организационная группа — первичное объединение участников, цель которого — организация быта (обустройство комнат, организация самообслуживания). В орггруппе у каждого есть свои постоянные обязанности и временные поручения. В орггруппах инструктора обеспечивают позитивные межличностные отношения, атмосферу воодушевления.

Проектная группа является коллективным разработчиком проекта последействия, организатором совместных действий по его реализации. На работу проектных групп отводиться ежедневно не менее трех часов для освоения алгоритма и технологии проектирования.

Содержательно работа учебно-тренировочных групп посвящена освоению правил эффективного взаимодействия, способов разрешения проблемных ситуаций, путей проектирования саморазвития в области коммуникации, здоровья, творчества и организованности.

Службы самоорганизации обеспечивают качественное решение задач организации и проведения мероприятий сбора силами самих участников. Деятельность в службах самоорганизации выстраивается на основе самоопределения. В перечень служб входят: административно-хозяйственная, информационная, художественно-оформительская, анимационная, организационно-координационная, управленческая (инструкторская) службы, служба протоколирования и делопроизводства.

Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации молодежи совершается по спирали и включает, как правило, три этапа:

— формирование ядер социальной активности (по А.Богданову),

— формирование первичных структур (объединений учащихся), разрабатывающих и реализующих социальные проекты,

— выявление и закрепление эффективной организационной структуры, способной к самовоспроизведению как субъекта социальных отношений.

Каждый этап (виток) предусматривает новый цикл сборов и завершается более сложной по содержанию формой итогового сбора. Сборы создают конструкцию педагогического обеспечения выстраиваясь в логике трех этапов.

Так, первый этап педагогического обеспечения общественной самоорганизации начинается с организационного сбора (старта) и завершается сбором в форме фестиваля, кроме того, в течение первого этапа проходит четыре тематических профильных сбора. Тематика сборов выстраивается в следующей логике: «Я и другие люди», «Я и мое здоровье», «Я и самоорганизация», «Я и творчество». Специалисты ведут на сборах тренинговые занятия, конечным результатом которых предполагается готовность участника следовать принципам конструктивного общения, укрепление здоровья, эффективной деятельности, социального творчества.

Содержание второго этапа включает четыре сбора: «Коммуникативная культура», «Организационная культура», «Правовая культура», «Проектная культура». На втором этапе для проведения итогового сбора применяется форма конференции, на которой участники обсуждают и решают общественно-значимые проблемы.

На третьем этапе участники осваивают отдельные формы организации деятельности молодежных объединений (круглый стол, проектная игра, дискуссия, игровой коммуникативный тренинг, презентация, переговоры). Владение указанными формами позволяет конструировать проекты и программы деятельности, рассчитанные на различные аудитории. Тематика четырех сборов третьего этапа определяется актуальными проблемами окружающей социальной действительности. Итоговый сбор на третьем этапе проходит в форме форума, в решениях которого заявляется общественно активная позиция учащейся молодежи. Между сборами содержанием деятельности общественных объединений учащейся молодежи является реализация социальных проектов.

Действенным средством педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи является коучинг. Коучинг как технология развития способностей для достижения целей в различных областях жизни предполагает осуществление консультирования молодых людей по наиболее эффективному достижению деловых и личных целей. Характеризуется отказом взрослых от экспертной позиции. В нашем случае основная задача коучинга состоит в том, чтобы создать условия для принятия участником решения о смысле, цели собственной деятельности и оптимальных путях ее достижения.

Еще одним средством педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи являются конкурсные программы, сущность которых состоит в сравнении уровня мастерства участников. Конкурсные программы являются стимулом к развитию различных сфер деятельности участников и сообществ. Методика использования данного средства требует соблюдения ряда правил:

— четкость формулировки параметров соревнования (заданий, правил, критериев оценки деятельности конкурсантов), должны быть четко оговорены время подготовки, размеры конечного продукта, возможность использовать те или иные ресурсы,

— эмоциональной инструментированности программы,

— сочетания импровизации и предварительной подготовки.

— ответственности оценки, задаваемые образцы имеют сильное воздействие на участников,

— стилевой целостности, которое требует, чтобы название программы, конкурсные задания и правила соответствовали содержанию деятельности.

В качестве средств педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи используются конкурсы проектов, инструкторского мастерства, самоорганизованных команд, дневников, аналитических и информационных материалов, творческих работ по результатам реализации проекта. Стимулируя общественную самоорганизацию ситуацией успеха, выигрыша, конкурсы предают этому процессу педагогическую направленность.

Разработанная методика педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи реализовывалась в ходе эмпирического исследования, осуществленное в течение 2001-2006 гг. на базе следующих общественных и некоммерческих организаций: «Урал — ГПСМ» г. Ревда Свердловской области (130 участников), некоммерческое партнерство «Гражданский Просветительский Союз Молодежи» г. Уфы (256 участников), межрегиональная молодежная общественная организация «Новые люди» (311 участников).

Исследование эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи предусматривало, прежде всего, изучение степени реализации социально-педагогических функций общественной самоорганизации с помощью следующих методик: диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана (изменения зафиксированы по шкалам «общение», «творческая полезность», «социальная активность»), диагностика уровня субъективного контроля по методике Дж. Роттера (имеются реальные приращения уровня интернальности, статистическая достоверность данных подтверждена проверкой ?2 критерием), тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (значительные изменения продемонстрированы по субтестам № 1,3,4).

Исследование значимости влияния выявленных педагогических условий на эффективность педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи осуществлялось замерами уровня выраженности каждого из педагогических условий. Для диагностики реализации лидерского потенциала (первое педагогическое условие) использовалась «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС — 1)». Зафиксировано развитие организаторских способностей у 79% лидеров молодежных объединений, коммуникативных — у 65% испытуемых. Результаты длительного включенного наблюдения позволяют говорить о динамике позиции лидеров объединений в аспекте инициативности, осознанности действий, ответственности, готовности к выдвижению разных участников в качестве лидеров при решении различных видов и уровней организационных и содержательных задач. Результаты опроса по разработанной анкете, фиксирующей достижение индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления общественно-значимых проектов (второе педагогическое условие), показали, что на завершительном этапе эксперимента определяют и реализуют индивидуальные цели 68% участников, а определение групповой цели представляется учащимся обязательным этапом разработки проекта. Характер межличностных взаимоотношений в молодежных объединениях (третье педагогическое условие) исследовался с помощью методики оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру). Особо следует отметить положительное изменение показателей по шкалам «сотрудничество — несогласованность», «взаимная поддержка — недоброжелательность». Кроме того, на основе критериев и уровней субъектности в регулировании собственных социальных ожиданий, определенных О.В. Миновской, была разработана анкета. Полученные ответы позволили отметить не только рост уверенности в себе и наличие готовности управлять ситуацией взаимодействия, но и изменение отношения к другому от недоверия к партнерству и договору. Результаты опроса по тесту описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) также фиксируют предпочтение учащимися сотрудничества как типа поведения в конфликтной ситуации.

В своей основе в ходе исследования нашла подтверждение выдвинутая гипотеза, позволяющая сделать следующие выводы:

1. Общественная самоорганизация учащейся молодежи представляет собой процесс упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама учащаяся молодежь; естественный, спонтанный процесс в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется подростково-молодежное сообщество как постоянно развивающаяся структура — субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами; процесс подготовки представителей учащейся молодежи к осуществлению себя в качестве свободного от властного влияния агента гражданского участия.

2. Общественная самоорганизация учащихся реализует:

ценностно-смысловую функцию (присвоение юношами и девушками позиции субъекта социальных преобразований, ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, креативности, продуктивной и эффективной организации деятельности, самореализации в социальной группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера),

индивидуально-ориентационную функцию (уточнение представлений о себе как субъекте социальной деятельности, социальных отношений, социальной структуры, права),

инструментально-операционную функцию (освоение и интериоризация способов анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, взаимовыгодное сотрудничество, реализации собственного лидерского потенциала).

3. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи представляет собой управление, по педагогическому содержанию поддерживающее и помогающее развитию и саморазвитию молодого человека, содействующее переводу стихийной молодежной самоорганизации в общественную самоорганизацию (перевода самоорганизующегося сообщества учащейся молодежи в субъекта общественного действия).

4. Особенности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи состоят в поддержке ценностей дисциплины и самодисциплины, социальной ответственности, творчества, осознания общей миссии участников сообщества и в гарантировании цикличности, технологичности, усложнении деятельности, вариативности, перспектив для личностного развития при построении социальных процессов.

5. Педагогическими условиями эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи являются: подготовка лидеров подростково-молодежных объединений к реализации себя в качестве субъектов общественной самоорганизации, инициирование ситуаций достижения индивидуальных и групповых целей в процессе осуществления социальных проектов; содействие в урегулировании взаимоотношений участников совместной деятельности на основе партнерства.

6. Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы:

— исторический опыт общественной самоорганизации в пионерском движении в СССР в 20-30 гг.,

— специфика педагогического обеспечения общественной самоорганизации различных возрастных и социальных категорий детей и молодежи.


Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

1. Филиппова Н.М. Самоорганизация детей в регионе [Текст] / Н.М. Филиппова // Тенденции становления детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 — 19 апреля 2003 г.).- Челябинск, 2003.- С. 219-222.

2. Филиппова Н.М. Система социального гражданского образования «Педагогика самоорганизации». [Текст] / Н.М. Филиппова. — Уфа: БИРО, 2003. -76 с.

3. Филиппова Н.М. Социальное гражданское образование[Текст] / Н.М. Филиппова.- Уфа, 2000.- 122с.

4. Филиппова Н.М. Игра животворящая. [Текст] / Н.М. Филиппова.- Уфа: БИРО,1996.- 34с.

5. Филиппова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи. [Текст] / Н.М. Филиппова //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. — 2006 — № 3. — C. 191-195.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования