Приложения

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ >> Приложения >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/28/10/4


Школьное ученическое самоуправление. Учебник. - Петрозаводск, Юниорский союз "Дорога", 2002. Продолжение. Начало ЗДЕСЬ


Приложения

  • 1. Правовые основы школьного ученического самоуправления в России (выписки из нормативных документов)
  • 2. Типовое положение о представительном органе ученического самоуправления
  • 3. Пример положения об исполнительном органе ученического самоуправления.
  • 4. Службы примирения в системе школьного самоуправления.
  • 5. Полезные ссылки.

Приложение 1. Правовые основы школьного ученического самоуправления в России

Из Федерального закона "Об образовании"
(N 12-ФЗ от 13 января 1996 г.)

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

 

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Из Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
(N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.)

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Из Типового положения об общеобразовательном учреждении

(утверждено постановлением Правительства Российской Федерации N 196 от 19 марта 2001 г.)

4. Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии...

71. Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимся, их родителями (законными представителями), государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения.

Приложение 2.Типовое положение о представительном органе ученического самоуправления

УТВЕРЖДЕНО
Советом школы
(школьной конференцией и др.)
"___" __________ 200__ г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

 

1.Общие положения

1.1. Ученический совет ("парламент", "правительство", "дума" и пр.; далее - ученический совет) является выборным органом ученического самоуправления школы (гимназии, лицея; далее - школы).

1.2. Ученический совет действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

 

2. Цели и задачи ученического совета

2.1. Целью деятельности ученического совета является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением.

2.2. Задачами деятельности ученического совета являются:

2.2.1. Представление интересов учащихся в процессе управления школой;

2.2.2. Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни;

2.2.3. Защита прав учащихся;

3. Функции ученического совета

Ученический совет:

3.1. Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

3.2. Содействует реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности: изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создает условия для их реализации;

3.3. Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся;

4. Права ученического совета

Ученический совет имеет право:

4.1. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, и иные мероприятия не реже 1 раза в неделю;

4.2. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах (на стенде ученического совета) и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;

4.3. Направлять в администрацию школы письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;

4.4. Знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить к ним свои предложения;

4.5.Получать от администрации школы информацию по вопросам жизни школы;

4.6 Представлять интересы учеников в администрации школы, на педагогических советах, собраниях, посвященных решению вопросов жизни школы;

4.7. Проводить встречи с директором школы и другими представителями администрации не реже 1 раза в месяц;

4.8. Проводить среди учащихся опросы и референдумы;

4.9. Выступать с инициативой проведения дисциплинарного расследования по отношению к работникам школы, участвовать в проведении дисциплинарного расследования в отношении педагогов по фактам нарушения прав учащихся;

4.10. Направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

4.11. Организовывать работу общественных приемных ученического совета, сбор предложений учащихся, проводить открытые слушания, ставить вопрос о решении поднятых школьниками проблем перед администрацией школы, другими органами и организациями;

4.12. Принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать учащихся, администрацию школы и другие органы о принятых решениях;

4.13. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении мероприятий ученического совета;

4.14. Вносить в администрацию школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса школы;

4.15. Вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании учащихся, а при рассмотрении администрацией школы вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к учащимся давать заключение о целесообразности его применения;

4.16. Опротестовывать решения администрации и других органов управления школой, действия работников школы, противоречащие Уставу школы;

4.17. Опротестовывать решения администрации школы, касающиеся учащихся, принятые без учета предложений ученического совета;

4.18. Создавать печатные органы;

4.19. Участвовать в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя и освобождении с этой должности;

4.20. Устанавливать отношения и организовывать совместную деятельность с ученическими советами других учебных заведений;

4.21. Направлять представителей ученического совета на заседания органов управления школой, рассматривающих вопросы о дисциплинарных проступках учащихся;

4.22. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;

4.23. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;

4.24. Вносить предложения в план воспитательной работы школы;

4.25. Представлять интересы учащихся в органах и организациях вне школы;

4.26. Участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

4.27. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.

 

5. Порядок формирования и структура ученического совета

5.1. Ученический совет формируется на выборной основе сроком на один год;

5.2. В состав ученического совета учащимися 5-11 (вариант - 8-11) классов делегируется по одному представителю от класса;

Другие варианты статьи 5.2.:

5.2. Состав ученического совета формируется учащимися 5-11 (вариант - 8-11) классов путем прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 8-11 (вариант - 10-11) классов.

5.2. Состав ученического совета избирается школьной ученической конференцией;

 

5.3. Ученический совет самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Председателя ученического совета;

5.4. В составе ученического совета могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.

  6.

Заключительные положения

6.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения;

6.2. Изменения в настоящее положение вносятся Советом школы (школьной конференцией и др.) по предложению ученического совета (школьной ученической конференции).

 

Приложение 3. Пример положения об исполнительном органе ученического самоуправления.

УТВЕРЖДЕНО
Школьной конференцией
"___" _____________ 200__ г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Служба примирения является исполнительным органом школьного ученического самоуправления.

1.2. Служба примирения действует на основании законодательства, устава школы и настоящего Положения.

2. Цели и задачи службы примирения

2.1. Целью деятельности службы примирения является помощь учащимся, педагогам и родителям в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций.

2.2. Основной задачей деятельности службы примирения является проведение программ примирения для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий исключительно добровольное участие в программе примирения конфликтующих сторон;

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 8-11 классов, прошедшие обучение по технологии восстановительного правосудия.

4.2. Служба примирения самостоятельно организует свою работу, выбирает руководителей, устанавливает отношения с органами самоуправления и должностными лицами школы на принципах партнерства.

4.3. Требования к школьникам для вхождения в состав службы примирения, функции и обязательства сотрудников службы примирения, а также иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами, принимаемыми службой примирения самостоятельно.

4.4. Служба примирения может предлагать социальному педагогу, психологу и иным педагогическим работникам являться постоянными консультантами службы примирения.

5. Права службы примирения

5.1. Участвовать в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;

5.1. Проводить на территории школы собрания, в том числе закрытые, встречи в рамках программ примирения и иные мероприятия;

5.3. Пользоваться, по согласованию с администрацией школы, постоянным помещением для сборов и проведения программ примирения;

5.4. Размещать на территории школы информацию в отведенных для этого местах и в школьных средствах информации, получать время для выступлений своих представителей на классных часах и родительских собраниях;

5.5. Направлять в органы самоуправления и администрацию школы предложения, связанные с проведением программ примирения, разрешением конфликтных и криминальных ситуаций, развитием навыков конструктивного разрешения конфликтов;

5.6. Пользоваться организационной поддержкой должностных лиц школы, отвечающих за воспитательную работу, при подготовке и проведении программ примирения;

5.7. Привлекать психолога, социального педагога и других специалистов школы для организации совместной работы по разрешению конфликтных и криминальных ситуаций;

5.8. Использовать оргтехнику, средства связи и другое имущество школы по согласованию с администрацией;

5.9. Самостоятельно устанавливать отношения с социальными службами и иными учреждениями и организациями для достижения общих целей;

5.10. Осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством и Уставом школы.

6. Порядок работы службы примирения

6.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения;

6.2. Служба примирения принимает решение возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости, о принятом решении информируются должностные лица школы;

6.3. Программа примирения начинается только в случае согласия обеих конфликтующих сторон на участие в данной программе;

6.4. Во время проведения программы примирения вмешательство работников школы в процесс разрешения конфликта не допускается. В случае, если служба примирения поставила в известность администрацию школы о начале проведения программы примирения, администрация школы обязана обеспечить невмешательство в конфликт школьных работников;

6.5. В случае, если программа примирения планируется на этапе дознания или следствия, о ее проведении ставится в известность администрация школы и, при необходимости, проводится согласование с соответствующими органами внутренних дел. Согласие родителей на проведение программы в этом случае обязательно;

6.6. Переговоры с родителями и должностными лицами может проводить консультант службы примирения или иное лицо, уполномоченное службой примирения;

6.7. Программа примирения не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В программе примирения не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания;

6.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы примирения в каждом отдельном случае;

6.9. Если в ходе программы примирения конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре;

6.10. При необходимости, служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы и ходатайствует о том, чтобы меры наказания не применялись;

6.11. Служба примирения осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

7. Организационная поддержка деятельности службы примирения

7.1. Службе примирения, по согласованию с администрацией школы, предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы, такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

7.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

7.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

7.4. Администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом службы примирения, проводит с педагогами разъяснительную работу, направленную на формирование конструктивного отношения к деятельности службы примирения.

7.5. Администрация школы содействует службе примирения в налаживании взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

7.6. В случае, если программа примирения проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

8.2. Изменения в настоящее положение вносятся школьной конференцией.

Приложение 4.
Д.В. Рогаткин.
СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Эксперимент по созданию в школах служб примирения предоставил его участникам множество поводов для размышлений. Одним из наиболее дискутируемых стал вопрос о том, каково место службы примирения в социальной организации школы.

Дискуссия возникла неспроста. Участники эксперимента были едиными в желании выполнить технологическую задачу - "запустить" в школах программы примирения с привлечением детей в качестве ведущих. Смысловой же блок, связанный с вопросами миссии служб примирения, стал предметом самоопределения координаторов работы в каждой конкретной школе. В результате, выявились и были реализованы различные подходы.

В рамках первого, "профилактического" подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников. Как правило, такая логика формировала взгляд на службу примирения, как на элемент системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и приводила к организационному встраиванию службы в социально-педагогический блок школьной администрации. Служба примирения, в этом варианте, работает в единой системе с советом профилактики, социальным педагогом, психологом и другими школьными специалистами, занимающимися проблемами отклоняющегося поведения. Эффективность работы службы оценивается, в рассматриваемом контексте, по "производственным показателям": количеству и сложности проведенных программ, снижению "уровня конфликтности" в школе.

Становясь частью административной системы школы, служба подчиняется школьному руководству: согласовывает с ним вопросы своей работы и отчитывается о ее результатах перед директором или его заместителем. Условно назовем такую организацию деятельности "административно-профилактическим" вариантом .

На наш взгляд, в ходе эксперимента описанный вариант был успешно реализован в Великом Новгороде. Достаточно сказать, что только в одной школе было проведено более 50 программ примирения. Руководитель службы Вера Николаевна Иванова - социальный педагог школы - по своим должностным обязанностям ведает работой с трудными подростками, в том числе вопросами разрешения конфликтных ситуаций. При поступлении к ней очередного "дела", она принимала решение: выбрать административный или же примирительный путь, а затем - проводить программу примирения самостоятельно, либо силами ребят. Была изучена структура детского сообщества, и к работе в службе были привлечены наиболее влиятельные подростки. Это позволило службе добиться высоких "производственных" результатов - разрешать трудные ситуации (в том числе, так называемые "стрелки"), с которыми до этого не могли справиться взрослые. Таким образом, служба действительно стала незаменимым элементом школьной системы профилактики правонарушений.

Иной взгляд на службу предложил другой подход - "воспитательный" ("педагогический"). В рамках этого подхода, создание службы рассматривается как проявление детской активности, способ самореализации детей в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой деятельности, которая формирует "воспитательный коллектив" детской службы. Он-то и считается наибольшей ценностью. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в школе объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.

Как сказала перед телекамерой заместитель директора одной из петрозаводских школ: "Мы всегда поддерживаем детские инициативы. Так здорово, что дети сами приходят и что-то предлагают! Правда, чем они в этой службе занимаются, я толком и не знаю..." В данном случае, знать это заместителю директора и не обязательно. Служба здесь не рассматривается как "производственная структура", реально способная влиять на криминальные процессы. Она воспринимается как воспитательная программа - некий хороший клуб, и в организационном плане остается довольно автономной, будучи причисленной к системе воспитательной работы школы в качестве одной из ее форм. По всей видимости, наиболее близка к этому подходу московская школа # 464, где службой примирения руководит заместитель директора по воспитательной работе Е.С.Дурова. Не случайно именно воспитательные моменты Елена Сергеевна выделяла как наиболее ценные в работе службы в ходе обсуждений на разных стадиях эксперимента ("дети сами", "дети учатся", "дети меняются", "для детей это значимо").

Итак, в описании "профилактического" и "педагогического" подходов мы увидели два варианта организационного оформления службы: в качестве структурного подразделения социально-педагогического блока школьной администрации и в качестве "воспитательного коллектива" (организационно, это может быть клуб, детская организация, объединение дополнительного образования и пр.). Но есть и третий вариант - организационное оформление службы примирения в рамках школьного самоуправления.

Начнем развивать эту тему с иллюстрации. В петрозаводской школе # 29 к моменту создания службы уже несколько лет активно работал орган ученического самоуправления под названием "Школьное правительство". Появление службы примирения совершенно органично воспринималось многими школьниками и педагогами как одно из новых направлений работы правительства, практически - как его структурное подразделение. Хотя, на самом деле, создание службы примирения было отдельным проектом, опиравшимся на собственные ресурсы и не предусматривавшим "связки" с школьным правительством. Тем не менее, родство правительства и службы подчеркивали даже педагоги-руководители: на городском совещании по теме школьного самоуправления они делились как опытом правительства, так и службы примирения, включая их в единую систему. По сути, служба примирения рассматривалась как один из органов ученического самоуправления школы.

Научно-методическая база школьного самоуправления разработана, к сожалению, очень слабо. Из-за этого представления о самоуправлении в педагогической среде весьма туманны. В сознании многих педагогов самоуправление предстает, в лучшем случае, тимуровским штабом, а в худшем - фигурой дежурного по коридору с красной повязкой и шваброй. Проясним некоторые моменты.

Закон "Об образовании" определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление. И дает право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Далее закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают "совместными", с участием и педагогов, и родителей, и учеников - например, совет школы, либо "раздельными" - например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех ее субъектов.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих "избирателей" - например, учеников. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестает быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Таково самое сжатое описание механики школьного самоуправления, и, конечно же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь конспекта становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными функциями.

Сразу хотелось бы разрушить стереотипы, которые нередко возникают в связи с темой самоуправления и могут помешать дальнейшему восприятию текста. 1.

Зачастую ошибочно ставится знак равенства между системой самоуправления и наиболее активным органом самоуправления, например, школьным правительством. Из-за этого вариант интеграции в ученическое самоуправление может быть воспринят как поглощение правительством службы примирения в качестве одного из "штабов". Нет, служба остается службой, и ни чем иным. Вхождение в систему органов школьного самоуправления не приводит к потере ее самостоятельности, возникновению ситуации подчинения какому-либо другому органу самоуправления. В системе школьного самоуправления вполне нормальной практикой является существование независимых, "автономных" органов. 2. 3.

Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы "старой доброй" пионерской организации. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление - это не пионерская организация. Школьники дают выборным органам самоуправления право представлять свои интересы в управлении школой, но не дают права собою командовать. Следовательно, орган самоуправления не может ученикам ничего приказать, и в этом направлении не следует искать дополнительных ресурсов для работы службы примирения. 4.

Итак, в чем же специфика работы службы примирения, вписанной в контекст школьного самоуправления? Напомним, что "профилактический" подход предлагает в качестве цели деятельности службы примирения снижение криминализованности школьной среды, а "педагогический" - воспитание и развитие детей, занимающихся примирением. Применимы ли эти подходы для службы как органа самоуправления?

Очевидно, что разворачивание службы в рамках школьного самоуправления не может быть основано на принципах "педагогического" подхода. Приоритет воспитательной цели, вполне уместный в практике деятельности детской организации, клуба, неприемлем для органа самоуправления. Ведь орган самоуправления создается для решения проблем участников школьного сообщества, представления их интересов в жизни школы. Оцениваться работа органа самоуправления, следовательно, будет по тем результатам, которых ему удалось добиться в интересах своих "заказчиков", например, учеников (а отнюдь не по развитию способностей самих активистов).

В чем же состоит заказ учеников к службе примирения? Очевидно, в том, чтобы получить возможность мирного разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. Служба, отвечая на этот заказ, предоставляет ученикам такие услуги. Собственно, в этом и есть смысл понятия "служба" (служба, услуга, сервис - по сути, это слова-синонимы, имеющие в английском языке единый аналог - service). Служба работает на выполнение определенного заказа, обслуживает. Заметим, что понятие службы прекрасно соответствует сути самоуправления.

Как орган ученического самоуправления, служба обслуживает школьников, которые нуждаются в помощи в разрешении конфликтов. Оцениваться работа службы, следовательно, будет по тому, насколько успешно она справляется с заказом учеников. Это не означает, что служба не будет работать с информацией, которую передает администрация школы. Факт согласия ученика на участие в программе - это и есть момент поступления заказа. А критерий эффективности - способность службы справиться с теми ситуациями, которые к ней поступают.

Итак, цель службы примирения, обслуживающей учеников, - выполнение запросов школьников на мирное разрешение конфликтных и криминальных ситуаций. Специалисты в области целеполагания резонно заметят, что цель нужно формулировать иначе. Например, как "снижение уровня конфликтности в школе", "воспитание установок толерантного сознания", в конце концов, та же самая "профилактика правонарушений" и т.п. Но в том-то и дело, что служба не может поставить себе цели самостоятельно. Цели службе ставит заказчик. Если заказчики - сами ученики, то они от подобных целей очень далеки. Их цель - одна: получить возможность некарательного, конструктивного разрешения конфликтов.

Таким образом, мы можем говорить о третьем подходе - "сервисном". В отличие от "профилактического" и "воспитательного", он не направлен на видоизменение детской среды. Он не сориентирован ни на задачу профилактики, ни на задачу воспитания. Его задача - удовлетворить запрос ребят предоставлением соответствующих услуг. В центре внимания подхода - фигура клиента, заказчика, которым является конкретный ученик или взрослый. Именно этот подход, на наш взгляд, был реализован в работе службы примирения петрозаводской школы # 29.

"Сервисный" подход для самоуправления вполне органичен. Вместе с тем, в рамках самоуправления может быть развернут и "профилактический" подход, но без подчинения службы примирения администрации школы, которое наблюдается в "административно-профилактическом" варианте. Реализация "профилактического" подхода возможна в том случае, если заказчиком службы примирения выступит не весь ученический коллектив, а ученический актив. Выборный орган с представительными функциями - школьный парламент - решает, что ученическому самоуправлению необходимо управлять процессами криминализации, и для этого нужно создать службу примирения. В этом варианте, она будет реализовывать цели "профилактического" подхода. Но специфика состоит в том, что служба уже не является частью административной системы школы. Это придаст такой службе свои особенности, на которых мы остановимся ниже.

Но как же быть со школами, в которых ученического самоуправления нет и, по сути, создание службы примирения будет первым признаком его появления? Означает ли вышесказанное, что служба примирения может выступать в качестве органа самоуправления, управляющего процессом декриминализации школьной среды, только в том случае, если к моменту ее зарождения в школе работает ученический актив, способный быть заказчиком такой деятельности? На наш взгляд, не означает. Заказчиком, в отсутствии системы самоуправления, может выступить группа инициаторов создания службы примирения - как правило, детско-взрослая команда, озабоченная ситуацией и готовая ее изменять. Пока эта команда существует - служба будет работать на эту задачу. Поскольку, как мы уже подчеркивали, органы самоуправления не имеют возможности диктовать свою волю ученикам, а вопросы комплектования и полномочий службы официально оформляются школьными локальными актами, то каких-либо особых проблем, связанных с неформальным статусом заказчика, не возникает. Собственно, группа участников школьной жизни реализует свое право на участие в управлении школой через инициативу создания нового органа самоуправления.

Служба примирения может быть не только органом ученического самоуправления. Она может быть органом ученическо-педагогического самоуправления (заказчики - ученики и педагоги, либо ученический и педагогический активы) с совместным комплектованием из числа ребят и учителей; органом родительского самоуправления - с комплектованием из числа родителей по их же заказу. Возможны и другие комбинации, с учетом того, что органы школьного самоуправления могут быть как "раздельными", так и "совместными".

Как видим, интересы заказчика являются определяющими для характера деятельности службы. Вследствие этого, появляются различные варианты целеполагания, комплектования и организации работы службы, сформированной в качестве органа самоуправления.

Здесь уместно вернуться на шаг назад. Возникает вопрос: кто же является заказчиком службы примирения в административном варианте "профилактического" подхода и в "воспитательном" подходе?

Очевидно, что в рамках "административно-профилактического" варианта заказчиком является администрация школы. Именно ее и обслуживает служба примирения, будучи встроенной в систему профилактики, подчиненную администрации школы. Можно возразить: в первую очередь, служба примирения обслуживает самих детей! Конечно. Но, в данном случае, это и есть один из способов обслуживания администрации, заказавшей службе запуск процесса декриминализации школы и предоставившей ей для этого свои ресурсы. Служба, в контексте "профилактического" подхода, работает не столько с учеником-клиентом, решая его проблемы, сколько с подростковой средой, выполняя по отношению к ней миссию преобразования. И программы примирения станут лишь одним из инструментов такой работы.

В рамках же "воспитательного" подхода, в роли заказчиков выступают сами дети, занимающиеся в службе примирения. Да-да, они приходят в службу именно "заниматься", и тем самым дают ей заказ на свое развитие. Дети обучаются навыкам ведения примирительных встреч, работе в команде, совершенствуют свои коммуникативные навыки и нравственные качества. И используют новые умения в разрешении реальных конфликтов по принципу: "Даже если мы поможем одному человеку, то нам стоило всему этому учиться". Заметим, что воспитательный подход имеет очень хорошие перспективы для развития. Прежде всего, в детских организациях и системе дополнительного образования.

В завершение, отметим некоторые организационные особенности службы примирения, работающей в статусе органа самоуправления.

Как орган самоуправления, служба примирения не может быть подчинена и подотчетна администрации школы. Она, как "власть учеников" (или педагогов, родителей), выстраивает с "властью директора" партнерские отношения. Это означает не только иной способ кооперации, но и другой уровень ответственности. Как только директор перестает быть для службы примирения "вышестоящим органом", она лишается не только директорского контроля, но и административного прикрытия. Служба в статусе органа самоуправления берет на себя всю полноту ответственности за результаты своей активности, зная, что, в случае конфликтов по поводу проведения программ, директор имеет все основания быть ни при чем.

Интересен вопрос о руководителе службы, созданной в статусе органа ученического самоуправления. Очевидно, что взрослый не может руководить ученическим органом. Такой орган должен иметь систему детской самоорганизации, а взрослый может помогать в качестве консультанта, куратора. Для того, чтобы перейти к такому способу взаимодействия, особое значение приобретает компетентность взрослого в вопросах формирования и сопровождения детской команды.

При создании службы не в качестве ученического, а в качестве совместного органа самоуправления с участием детей и взрослых, вопрос руководства также встанет на повестку дня. Совместный орган вполне допускает взрослого в качестве руководителя, но при этом он не может быть ни назначенным директором, ни самопровозглашенным. Должна быть предусмотрена определенная процедура решения вопроса о лидерстве. Вариант утверждения кандидатуры руководителя службы представительным органом самоуправления возможен. Однако, он де-факто приводит к ситуации подчиненности службы. Есть и другой вариант - предусмотреть в положении о службе должность руководителя как выборную. Разумеется, выбирать руководителя должны активисты службы примирения - в том числе, дети. Причем, выбирать не "на веки вечные", а на определенный срок. Возможно, ежегодные выборы в качестве руководителя службы все той же Мариванны будут, скорее, церемонией, чем реальной "борьбой за власть" (если, конечно, Мариванна не довела группу до того состояния, когда она готова "проглотить" своего руководителя). Но эта церемония играет важную роль в обозначении статуса службы как органа самоуправления.

 

***

Годичный эксперимент по вживлению в "школьное тело" служб примирения оказался важен не только тем, что доказал возможность проведения программ восстановительного правосудия силами детей. Он показал новые перспективы для развития школьного самоуправления. Какие позиции удастся занять самоуправлению в школе - во многом, ответ на это вопрос зависит от того, будет ли самоуправление оснащено современными технологиями, позволяющими ему управлять внутришкольными процессами. Технология школьных служб примирения - одна из них.

 

Информацию о технологии примирения и восстановительном правосудии вы можете найти на сайте наших партнеров, первопроходцев восстановительного правосудия в России - Межрегионального общественного центра "Судебно-правовая реформа".

 

Приложение 5. Полезные ссылки.

Некоторые интернет-ресурсы, которые могут быть полезными лидерам школьного ученического самоуправления:




Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования