https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/25/9
Флешмоб шагает по планете
Я, Шварц Бертольд, смиреннейший монах,
В субботу 6 сентября большое число покупателей и работников супермаркета "Сельпо" на Французском бульваре в Одессе одновременно стали свидетелями аномального явления социальной природы. Ровно в 14 часов 55 минут в одну из касс (хотя остальные были свободны) выстроилась длинная очередь - порядка сотни - молодых людей и девушек с единственной покупкой, одинаковой у каждого - бубликом за 39 украинских копеек (примерно 7 центов). Хотя все вели себя скромно, не разговаривали и даже не переглядывались, между ними ощущалась незримая связь. Может быть астральная. Запечатлеть феномен не удалось: единственный человек, снимавший его видеокамерой, таинственно исчез и никто из очевидцев его внешности описать не смог. Заметили только, что он был в штатском. Одесса уже в третий раз становится местом паранормального явления, получившего в мире название flashmob (англ. - "мгновенная толпа"). Все началось этим летом. В июне в магазине на Манхэттене 150 человек дружно запросили у продавцов "коврик любви для загородной коммуны". В немецком Дортмунде мобстеры собрались возле выставки стиральных машин и начали поедать бананы. В Денвере толпа в 400 человек поделилась на разные этажи здания. Верхние кричали: "Пинг!" Нижние отвечали: "Понг!". В Лос Анжелесе сто мобберов в масках с лицом Буша ровно семь минут кричали "Буш - лжец!". 7 августа 2003 в 6.33 pm 300 лондонцев сказали в мебельном магазине: "Вау, вот это диван!". В 6.40 pm они вышли на улицу и, как предписывала инструкция, "вернулись к нормальной жизни". 14 августа сто бразильцев на людной улице Сан Паоло сняли по одному туфлю и постучали им по мостовой. 16 августа в 17.20 на Ленинградском вокзале москвичи встречали с поезда № 61 Владимира Владимировича из Питера. Это было видно по табличкам с Его именем (впрочем, часть встречала некоего NzR178qWe). Всего табличек было порядка 20, телеоператоров и фотожурналистов - в полтора раза больше, не считая отряда омоновцев... впрочем, все вели себя мирно. В тот же день и почти то же время, 16 августа в Санкт-Петербурге флешмобберы (50-100 человек по разным оценкам) с табличками и воздушными шариками встречали с московского поезда Татьяну Лаврухину. В тот же день и время в Киеве в подземном торговом центре "Глобус" примерно 70 взрослых людей фотографировали пальму, а другие с наслаждением облизывали большие сосательные конфеты на палочках и спрашивали у одной и той же продавщицы: "Скажите, пожалуйста, сколько нужно съесть таких конфет, чтобы поправиться на 7 килограмм?" Киевским журналистам пришлось освещать это событие культуры скрытыми камерами: съемка на территории "Глобуса" запрещена. 23 августа с 14:37 по 14:51 на Одесском почтамте в центре зала флешмобберы демонстративно вкладывали письмо в конверт адресованный "Татьяне Лаврухиной. Общество анонимных алкоголиков", заклеивали и кидали его в мусорную урну с надписью "Почта". 24 августа в 12.00 в Красноярске точно с началом мелодии часов на мэрии примерно 20 человек исполнили команду "замри", а при каждом ударе часов меняли свое положение на одну фазу. С окончанием боя часов они продолжили нормальное движение и разошлись по своим делам. 24 августа в 15.00 в Минске у входа на Комаровский рынок сотня мобберов под собственные бурные аплодисменты возложили подношения в виде чула-чупсов к подножию железной бабы. 29 августа в Гродно, в торговом доме "Неман" 30 флешмобберов минуту неподвижно стояли со скрещенными перед собой в вытянутых руках фломастерами. 30 августа примерно 50 одесситов в черном постояли минутой молчания и возложили по два цветка к ногам клоуна при входе в "Макдональдс". По неологизму flashmob ("мгновенная толпа") 30 августа 2003 года Google выдавал 72000 ссылок, на следующий день - 75000. Феномен флешмоба предсказал (а отчасти, создал) американский социолог Говард Рейнгольд ( Howard Rheingold) . В 1993 году он опубликовал книгу "Виртуальное сообщество" ( "The Virtual Community"), в 2002 - новую: "Smart Mobs: The Next Social Revolution" (Приблизительный перевод названия, с учетом последовавших событий: "Великая толпа: следующая социальная революция"). В июне 2003 компьютерщик из Сан-Франциско Роб Зазуэта начитался Рейнгольда и создал сайт www.flocksmart.com , на котором первые мобберы начали договариваться о встречах. В течение следующих двух месяцев появились www.flashmob.ru, www.flashmob.orgcom.ru, www.minsk-flashmob.by.ru, www.flashmob.spb.ru, www.flashmob.com.ua, и уж конечно www.flashmob.od.ua. Счет флешмобов в мире пошел на тысячи, из них порядка сотни прошли в городах русскоязычного пространства. Пока эта статья пишется, список наверняка стал больше. Флешмоб в Одессе породили два 19-летних программиста, классические неформалы: кроме мобберов их можно отнести к хакерам, брейнринговцам, ролевикам. Они прочли о мобе в Сети, быстренько зарегистрили имя flashmob.od.ua (домены *.od.ua бесплатны, если поддерживать их своими собственными DNS серверами), набросали на сайте сценарий и разослали письма и SMS-ки с урлом сайта по местам одесских сетевых тусовок. Вероятнее всего, то же самое два года назад не дало бы результата. Исторический момент еще не настал, не было критической точки, когда виртуальная чаша внутрисетевого действия полна и готова расплескаться в реал. Первый (следующий после нулевого) одесский флешмоб, делали уже совсем другие люди: старше, от 20 до 30 лет, единицы даже до 35. Примерно треть участников - девушки, и почти все они, даже если пришли со своими парнями, действовали активно и полноправно. Процесс приобрел самовоспроизводящийся характер. "Нужны правила и принципы" - пишет некто mobber в форуме на сайте flashmob.orgcom.ru . Это появится и очень быстро Упомянутый в начале статьи второй одесский занял свое место в истории флешмоба: на нем впервые в мире зарегистрирован случай, когда мобберов задержали правоохранительные органы. Пятерых покупателей бубликов увезли в отделение милиции и продержали там около часа, впрочем, без зверств, даже давали поговорить по мобильнику. Некоторые мобберы пришли, но при скоплении милиционеров, легко узнаваемых как в форме полковника, так и в штатском, бубликов покупать не стали. Вот что написал мне после освобождения один из задержанных: "В разговоре с милицией все улажено - у них никаких претензий не было - на них было надавлено СВЕРХУ - выяснить - что происходит? Они выяснили - все нормально. МИША! НЕ НАЕЗЖАЙ НА НИХ! ОНИ НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ!" Да я и не наезжаю! Скорее - сочувствую. Не знаю, как бы я себя вел, увидев около собственного дома красивую бабочку величиной с козу. По словам задержанных, офицеры милиции, читая распечатанные инструкции, хохотали и вспоминали свои студенческие проделки. Флешмоб, несмотря на форму хэппенинга и жанр клоунады, стопроцентно подходит под определение "гражданского общества" данное Глебом Павловским: "В европейском политическом дискурсе суть концепции гражданского общества - это, в частности, право на явочное нарушение сложившегося баланса со стороны "неквалифицированных" граждан. Не в порядке избирательной кампании, не в порядке формирования партий, не в порядке политического лоббирования. Именно "явочным порядком" в политический быт вошел целый ряд вещей, которые сегодня составляют мейнстрим. Например, экология <…> "Гражданское общество" - это пароль, по которому отдельные небольшие группы граждан получают право на явочное вторжение в сложившийся политический баланс и навязывают себя в качестве дополнительного носителя суверенитета, его "апгрейда". Гражданское общество - пароль расширения концепции суверенитета на новые области, отрицаемые в мэйнстриме. Можно назвать это политикой Линча, а можно - политикой Ганди." Стоит посочувствовать власть имущим всех видов власти во всем мире, а особенно в неправовых государствах, странах с низким уровнем законности. Они оказались перед неразрешимой проблемой типа: "Имею ли я право? - Да! - А могу ли я? - Нет!". Могут ли несколько сотен человек одновременно совершить что-то, не запрещенное законом - купить бублик? Создание легитимного запрета на такого рода действия потребует пересмотра самих основ права, в том числе международных конвенций прав человека. В то же время стихийная самоорганизация масс опасна для властей, так как выпускает на свободный рынок "товар", конкурентоспособный в нише, на монополию, в которой они претендуют. Новая социальная технология, которая на наших глазах создается и совершенствуется, может быть использована и в коммерческих, и в политических целях. В Google количество ссылок на слово flashmob за последние две недели уменьшилось почти на 10% и составляет на 15 сентября 65000. Получается, что страницы с этим словом исчезают из Сети. Трактовку этого явления предоставляю читателям. Почти двадцать лет в оффлайне и десять с момента появления www и онлайновых сервисов Интернет бурно впитывал в себя реал. Люди уходили в Сеть и не возвращались, о чем поется в киберпанке. Пелевин описал полужизнь в компьютерной игре, Лукъяненко создал модель бессмертия в Сети. Появились Библиотека Мошкова, электронные версии бумажных газет и большое количество литературных конкурсов. Случаев, когда впервые опубликованное в Сети потом издавалось в бумажном виде, на порядки меньше, чем наоборот, когда бумажное уходило в Сеть. Сеть всасывала в себя но не выдавала наружу. Сеть дает возможность - удивительную, никогда раньше не бывшую нигде - все время воспроизводить самого себя: смотреть только любимые сайты, общаться в чате только с подходящими людьми, не сталкиваться с непонятными явлениями и совершенно не считаться с интересами других индивидов. Любимый жанр Сети - монолог в форме диалога с воображаемым другим. Диалог это ситуация в которой ты сталкиваешься с другим и этот другой неожидан для тебя. Если ты идешь по стандарту, знаешь, что тебе скажут заранее, то строго говоря это не диалог. "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения", - писал великий романтик досетевой эпохи Антуан де Сент Экзюпери. Роскошь - это всего лишь высшая категория комфорта, первая производная от низшей биологической потребности поесть и укрыться от непогоды. Одним из первых подтвержденных фактов проникновения Сети в реал стал "Рейтинг влиятельности СМИ Рунета". По сути это подсчет индекса цитирования Интернет-изданий в центральных и региональных теле и радиопрограммах и газетах. Выяснилось, что информация уже переливается, и не Сеть копирует традиционные СМИ, а как бы не наборот. Сеть занимает свое место в информационной инфраструктуре, как источник. Провинциальные газетные ларьки завалены продукцией, сделанной по нехитрому рецепту: один журналист-компилятор, один компьютер с Интернетом, один верстальщик. Покупаем (спрашивая предварительно у ларечницы: Это берут? - Да, раскупают!), и начинаем вводить в поисковые системы заголовки и ключевые фразы из статей. Ага: газета.ру, лента.ру, дни.ру, омен.ру, gismeteo.ru, фоменко.ру. Редкая газета обходится без анекдот.ру. От реального мира давно отделилось маргинальное сообщество пользоватей Интернета, но оно далеко не однородно. На наших глазах исполняется ехидное пророчество Макса Фрая о том, что Интернет вскоре поделится на два: для Совсем-Дураков и Не-Совсем-Дураков. Но есть и другое измерение и другая дележка: на тех кто действует в реале, и кто нет, кто вносит в Сеть, а кто выносит из Сети в Мир. Сеть может вместить на свои хард-диски все человечество, но количество физиологических виртуалов в популяции хомо сапиенс, очевидно, ограничено. Они все уже ушли в Сеть и живут там долго и счастливо. За ними пришла вторая волна: люди реала, люди действия, для которых Сеть не поле жизни, а всего лишь то, для чего она и была создана - средство связи. Все действия мобберов исполняются без команды ровно вовремя, с точностью до долей минуты. В нашем разболтанном третьем мире люди, могущие такое - мечта работодателя. Мобберы производят впечатление людей успешных и благополучных и уверенных в завтрашнем дне. Людям реала тесно в Сети и они, оспособленные новейшими технологиями коммуникации, начинают выплескиваться наружу.
сентябрь 2003
|