https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/23/7/11
Коллективная организаторская деятельность в современном образовательном учреждении1. Что меня волнует в организации воспитательной работы в школе: а) мы теряем опыт коллективной работы, отдавая предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно. б) не призывая к возрождению ВПО, ВЛКСМ, вынуждена отметить, что с их роспуском школа значительно потеряла в организации воспитательного процесса. Имея идеальные условия для этого (наличие постоянного коллектива, регулярные контакты, общие интересы), современная школа больше внимания уделяет обучению, а не воспитанию, что подтверждается и финансовой обеспеченностью труда учителя и классного руководителя. Так есть, но быть не должно. в) современные дети отличаются, на мой взгляд: - широкой информированностью (я не могу регулировать информационный поток, но я должна реагировать на действия своих учеников, вызванные этим процессом), рационализмом, расчетливостью (надо не укорять, а использовать эти качества в воспитательных целях), - потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие - рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу) 2. Главный принцип моей педагогической деятельности: "Каждый человек ≈ ценность. Это надо доказать ему и всем, кто его окружает". Так как значимость человека проявляется в общении с людьми, коллективная деятельность в классе приобретает первостепенное значение. Данная деятельность не подразумевает потерю человеком собственного "Я", наоборот, она позволяет проявить себя, добиться определенного положения в классе. 3. 0сновы коллективной деятельности в нашем классе: а) в делах класса обязательно участвуют все ученики, выбирая по желанию свою долю общего дела (в творческих делах). Участие каждого должно быть результативным, видимым для коллектива. Помогает мне организовать и четко отслеживать участие всех и каждого, деление класса на мини группы (мы их называем "звездочки"). Видимость результатов убеждает каждого в том, что избежать участия не удастся, так как все вкладывают частицу в общее дело. Отказ от участия вызывает осуждение не только педагога, но и друзей. Трудовые и учебные обязанности обязательно чередуются между звездочками. Чередование поручений снимает проблемы недовольства, нежелания заниматься общим делом и даже позволяет экономить время каждого отдельного ученика. б) от участия одного ученика зависит результат деятельности другого, это налагает особую ответственность, заставляет подростка делать моральный выбор не в пользу собственного "Я", а в интересах другого человека. Добиться ответственного отношения каждого ученика довольно непросто, требуется особое приложение сил и убеждение. в) функция руководителя (в малых и больших делах) дается попеременно всем ученикам класса. В нашем классе нет четкого актива, который бы всегда брал на себя руководство классом. Ребята знают, что старшим в деле могут поставить любого. г) после проведения дела обязательно подведение итогов по следующим позициям: - "Я" - оценка своего участия - "МЫ" ≈ кто и в чем из одноклассников отличился, (кого благодарим и за что) - Что не получилось, почему? Чаще итоги подводятся в виде анкетирования, с результатами которого знакомится весь класс. Иногда результаты анкетирования вызывают спор, дискуссию. д) делами класса, жизнью своих учеников классный руководитель должен искренне интересоваться. Тогда не придется изображать заботливую классную "маму". Если я буду искренна в своей заботе об учениках, мои воспитанники станут заботиться друг о друге, об окружающих.
4. Современные школьники, при всей своей независимости, нуждаются в поддержке и признании коллектива. Наша задача: через коллективную деятельность оказать поддержку каждому и научить подростков жить в обществе, каким бы "плохим" или "хорошим" оно не было.
|