Особенности коммунарской методики

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Коммунарское движение: попытки осмысления >> Неформальная педагогика как социокультурное явление >> Коммунарское движение и неформальная педагогика >> Особенности коммунарской методики >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/22/16/4/1


Анна Тур.
Неформальная педагогика как социокультурное явление.
Глава 3. Коммунарское движение и неформальная педагогика

3.1. Особенности коммунарской методики

Коммунарское движение — возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы. Они представляют собой неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями педагогической методики, известной в литературе под несколькими названиями: коммунарская методика, методика коллективного творческого воспитания, методика Игоря Петровича Иванова, орлятская методика1. Сам И. П. Иванов называл ее «педагогикой общей заботы»2.

В социальном аспекте советской педагогики были отличия от любой другой — она носила яркий политический окрас — стремление к коммунизму, к всеобщему равенству и братству. Это ставило перед педагогами и их подопечными задачу построения в будущем всеобщего счастья.

В прикладном плане, это выливалось в стремление сделать что-то полезное для советских людей. Обязательно нужно было кому-то помочь, даже совершенно постороннему. Это дело — не в личных интересах, а в интересах «всех», придавало мажорный тон и ощущение маленького подвига всем делам «коммуны». Дело как бы приближало день, когда все люди на земле будут жить по-другому — более счастливо и сознательно — при коммунизме. Это обстоятельство позволяло многим полагать, что в отрыве от коммунистической идеологии «коммунарская» методика просто не может существовать. Но при этом не учитывалось, что еще многие педагоги, и не только в России, стремились к формированию новых людей3, а альтруизм и коллективизм является идеалом не только советской, но и дореволюционной российской педагогики.

В чем сущность воспитания, позволяющая безошибочно увидеть принадлежность коллектива к данной — «коммунарской» концепции? Это творческая забота ребят и взрослых об улучшении окружающей жизни4.

Специфика коллектива, создаваемого на основе «коммунарской» модели воспитания проявляется, прежде всего, в естественной коллективистской направленности поступков на пользу и радость людям. Добро творится весело, без принуждения, как нечто само собой разумеющееся. В коллективах много песен, шуток, всевозможных розыгрышей и, в тоже время, напряженная работа мысли, интересные встречи, неожиданное открытие мира в том, что казалось привычным и обыденным.

«Коммунарская» методика требовала от педагогов незаурядной личности, и даже при всей её незаурядности требовались фантастические усилия и нечеловеческая работоспособность, чтобы воплотить в жизнь «мечту». Именно поэтому многие признавали почти полную бесполезность книг без живого опыта. Эта методика давала трудно описуемый, но точно осознаваемый всеми эффект «мира будущего» — она создавала общество трудолюбивых, весёлых, добрых людей, мира, где взрослые и дети равны.

Главное слово в «коммунарстве» действительно «коммуна» — то есть коллектив, и у «коммунаров» вся деятельность коллективная — планирование, исполнение и оценка сделанного. Оценка сделанного — рефлексия, тоже важная часть работы, без неё нет прогресса, роста. И все должно быть творческим — и труд, и игра. Не зря дети, впервые попавшие в «коммуну», жалуются, что страшно устают от непривычного умственного напряжения.

При изучении «коммунарства» исследователь сталкивается с трудностями периодизации. Р. В. Соколов выделяет несколько подходов к истории «коммунарства». Одни возводят ее начало к появлению Коммуны Юных Фрунзенцев, другие считают началом «коммунарского движения» возникновение «Союза Энтузиастов». Так же разнятся и представлении о том, когда он закончился — в 60-ые или же продолжается до сих пор. Сам Р. В. Соколов считает: «коммунарское движение в «узком смысле» (как движение организаторов «клубов Юных Коммунаров») закончилось в 60-е гг., а в широком смысле (как движение последователей А. С. Макаренко и И. П. Иванова, начавшееся в 30-е годы) продолжается и в наше время»5. Р. В. Соколов и О. С. Газман период «СЭН» считают «инкубационным»6. Период примерно до 70-ых все исследователи относят к периоду развития методики, но на этом этапе их единодушие кончается: О. С. Газман считает период с 1966 по 1986 периодом консервации; С. Тишин и М. Ю, Кожаринов7 1967 называют годом раскола и делят дальнейшее движение на 4 самостоятельные ветви. Р. В. Соколов фактически выделяет только три ветви — движение районных педагогических штабов и «культармейство» относит к движениям 60-ых, а движение «педагогических отрядов» к 70-м. Периодика Газмана кончается на 1986 — этот год он считает началом периода возрождения, Р. В. Соколов говорит о спаде движения, хотя и прогнозирует в дальнейшем ему радужные перспективы: «Этой методике, вероятно, в очень отдалённом будущем, будет суждено пережить небывалый взлёт популярности и даже стать чем-то вроде мировой религии»8. М. Кожаринов и М. Кордонский тоже констатируют упадок движения9. С. Л. Соловейчик в своих статьях тоже приводит свою версию возникновения «КЮФ», но она явно отражает настроения периода негативного отношения власти к коммунарам и не выдерживает критики10.


В развитии коммунарской методики мы выделяем 5 стадий, отражающих ее развитие:

1. Период рождения идей на базе нескольких школ и пионерских дружин Ленинграда (проектировочный период) — 1956-1959 года;

2. Период экспериментальных коллективов и создания коммунарской методики (строительный период), включающий создание клуба юных фрунзенцев «Орленка», клуба юных коммунаров — 1959-1962 года;

3. Период распространения методики — 1962-1966 года (превращения движения в ассоциацию);

4. Период раскола — 1966-1986 года;

5. Период затухания.


Начиналось «коммунарство» в 1956 году как сообщество пионервожатых и учителей, которые искали средства совершенствования коммунистического воспитания, в том числе, улучшения работы пионерских коллективов, «формирования юных общественников и организаторов». Создан был «Союз Энтузиастов», под руководством И. П. Иванова — научного сотрудника Ленинградского НИИ педагогики11.

«Сэновцы» разыскивали, где могли, материалы о предшественниках, серьезно изучали опыт С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, опыт скаутов, «пионерского движения» 1920-х годов, идеи А. П. Гайдара и «тимуровского движения», знакомились с «харцерским движением» в Польше.

Попытки организации школы, живущей по методу И. П. Иванова, были, но успешными становились редко. Её внедрение требовало от школы пересмотра ключевых методов работы с учениками. И раньше и сейчас в школе согласны лишь на заимствование отдельных методов методики, но не всей её, целиком12.

Изучение опыта «предшественников» позволило сформулировать альтернативные, бытовавшим в педагогике, идеи. Этот период локальных экспериментов, (опробование отдельных идей, приемов, методов «на базе» разных школ и их пионерских организаций) продолжался до марта 1959 года, когда «сэновцы» создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную «Коммуной юных фрунзенцев» (КЮФ).

Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин «коммуна» (из-за которого с самого начали и до сих пор возникает недопонимание). Термин «коммуна» для самих «сэновцев» представлялся целесообразным, так как, оперировал к опыту макаренковской коммуны. Сам Иванов считал себя последователем Макаренко13, хотя есть основания полагать, что на самом деле «сэновцам» был ближе не опыт А. С. Макаренко, а опыт С. Т. Шацкого. В многолетнем опыте «коммунарского движения» он был «воплощен» более последовательно, чем опыт А. С. Макаренко, но называть свою организацию «клубом» или «колонией» «сэновцы» не стали.

Сам Иванов писал, что с 1959 года он проводил экспериментальное исследование, целью которого было: «Осуществление отношений творческого содружества пионеров и их старших товарищей в условиях районной школы пионерского актива, как ведущего условия развития у пионерского активиста стремления и способности «принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать» (Н. К. Крупская), быть настоящим вожатым пионеров и октябрят. Ключевым приемом эксперимента послужило превращение школы пионерского актива Фрунзенского района в постоянно действующий сводный отряд представителей всех школ района, пионеров и вожатых, отрядных и старших, их руководителей»14.

Выводы

Коммунарская методика унаследовала идеологию коллективизма и методы работы в коллективе от своих предшественников: народников, русских скаутов, ранних пионеров и тимуровцев. С ними коммунаров объединяют общие ценности (альтруизм, коллективизм), общие цели (воспитание «людей будущего» для педагогов, бескорыстный труд на благо общества — для всех).

Общим для коммунаров и их предшественников является выход коллективной деятельности за рамки сугубо педагогических задач: социально-культурная деятельность не только самих педагогов, но и их воспитанников. И те, и другие транслируют в общество альтруистические и коллективистские ценности, организуя культурно-массовые мероприятия: выставки, концерты, просветительские лекции, театральные постановки и праздники.

Будучи созданной как часть пионерской организации, коммунарство быстро приобрело популярность и среди детей и подростков и среди учителей.


1.  Кордонский М. Б. Введение в коммунарское движение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/22/1. Дата обращения: 2.09.11.

2.  Соловейчик С. Л. Воспитание по Иванову. М.: Изд. Педагогика. 1989.

3.  Шацкий С. Т. Пед. соч., т. 1, 1962-65; Избр. педагогические сочинения, М., 1958 С. 148.

4.  Царёва Н. П. Концепция коллективного творческого воспитания (первое знакомство). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommunarstvo.ru/index.html?/kontsep/kon.html. Дата обращения: 2.09.11.

5.  Соколов Р. В. История коммунарства: ретроспектива и перспектива [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=10078. Дата обращения: 25.05.11.

6.  Соколов Р. В. «В поисках настоящей социальной педагогики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/17/8.html#5. Дата обращения: 2.08.11.

7.  Кожаринов М. Ю., Тишин С. История молодежного движения в России в динамике его развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/23/1. Дата обращения: 23.05.11.

8.  Соколов Р. В. История коммунарства: ретроспектива и перспектива [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=10078. Дата обращения: 25.05.11.

9.  Кордонский М. Б., Кожаринов М. Ю. Очерки неформальной социотехники (Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы). (Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена - М.: Net2Net, 2008. С. 27.

10.  Соловейчик С. Л. Коммуна, год пятый // Комсомольская правда. - 1963. - 31 июл. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bib.html. Дата обращения: 27.09.11.

11.  Сайт КиМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibtuzped.html. Дата обращения: 2.09.11.

12.  Устарела ли, на ваш взгляд, коммунарская методика воспитания? Опрос. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skm48lipetsk.ucoz.ru/news/2009-04-05-1. Дата обращения: 2.09.11.

13.  Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. - Рязань: Рязанское отделение Российского Фонда культуры, 1994. - 111 с.

14.  Иванов И. П. «Коммунарское движение и коммунарская методика». Из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibivakom.html. Дата обращения: 2.09.11.




Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования