https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/18/7/27
Александр Карнишин. Будни директора школыИстория с историей— ...Мне сын сказал, что вы его оставляете... — Да, ваш сын по итогам года оставлен на второй год. Педсовет рассматривал вопрос и не нашел уважительных причин для перевода в другой класс. — Но у него же не все двойки... — Еще бы и этого не хватало. Вот, смотрите, по закону мы теперь должны оставлять на второй год тех, у кого более двух неудовлетворительных оценок. По остальным предметам можем устраивать пересдачи и «перетаскивать» потихоньку. А у него — три двойки. — Нет, ну, я не понимаю... Математика, химия... Но по истории-то ему за что двойку влепили? — Как — за что? Вы журнал посмотрите, посчитайте, сколько он получил двоек за четверть, сколько за год... Он же не знает и знать ничего не хочет! — А я скажу..., — тут он надувается немного, грудь выпячивает, — а я скажу, что это училка его затюкала. Он, может, и хочет, но ему не дали исправить! И я буду требовать... — А не надо требовать. Я же и не спорю с вами. Пусть учитель, ладно. Вы готовы к тому, чтобы по истории устроить экзамен и проверить, как ваш сын может отвечать? Заодно и учителя проверим. Ну? — А так можно? — У нас все можно. Сдаст экзамен — перетащим в другой класс. — ... А... педсовет? — И педсовет еще раз проведем. Мне просто не нравится, когда родители обвиняют моих учителей со слов своих детей... Давайте, проведем такую проверку. Ну? — А что я должен? — Пишите заявление на мое имя с требованием принять экзамен по истории комиссией, так как вы не доверяете отметкам, выставленным вашим учителем истории. Кстати, приглашаю вас специально на этот экзамен. ...Вот, через три дня. Согласны? По срокам — согласны? — Дык... Да я... Да он у меня за три дня учебник наизусть выучит! — Значит, договорились. Давайте заявление. Видите, я пишу приказ и утверждаю комиссию... Учительницы вашей в комиссии не будет. Буду я, второй историк, и вот, завуч еще... Через три дня в кабинете истории на втором этаже после уроков собралась комиссия из трех человек, двоечник с учебником под мышкой, его отец, худенький и все время дергающийся. — Вот, скажи, — обратился директор к школьнику, — что ты выучил лучше других тем? Я хочу, чтобы тебе было легче сдавать, и чтобы отец посмотрел сам... — ...Вот, учебник... — Что, весь учебник выучил? — Не-е-е-е, — хитро улыбается. — А что все-таки лучше? Ну, давай по-другому пойдем... Вот, ты — парень. Тебе, наверное, про войны интереснее было? Тот задумывается. Отец пихает его кулачком в бок, шипит: — Отвечай директору, дурень! — Ну, — неуверенно отвечает ученик. — Значит, если мы будем не по всему учебнику тебя спрашивать, а только о войне, тогда тебе будет легче? — Ну, — а сейчас гораздо увереннее — все же не весь учебник! — Давай так сделаем. Вот мы, комиссия, даем тебе еще полчаса. Садись, полистай учебник. Напомни себе о войнах. Только о войнах. Они с отцом садятся за первый стол, сдвигают головы, водят по оглавлению пальцем, перелистывают страницы, ищут «про войны». А комиссия пока занята своими делами. Директор подписывает книгу приказов, завуч с учителем заполняют журналы. Незаметно проходит полчаса. — Ну, готов? Он молча кивает головой. — Тогда вот тебе билетики. Мы убрали все лишние, оставили только войны. Вопрос один, его и ответишь. Его рука ползает над редким строем билетов, наконец останавливается на одном. Переворачивает, читает вслух: — Северная война. Комиссия облегченно выдыхает: тема хорошая, можно много наговорить... Директор берет со стола учебник, находит там нужный параграф, открывает на нужной странице и дает в руки отцу ученика: смотри, проверяй, слушай. — Давай так, я понимаю, что просто рассказывать тебе трудно... Я буду задавать наводящие вопросы, а ты вспоминай и отвечай. Хорошо? — Ну, — утвердительно кивает. — Итак, с кем была Северная война? Молчание, закатывание глаз, шевеление губами... — Се-вер-ная, понимаешь? Се-вер-ная... Ну? — ...С турками? — неуверенно произносит он. Отец поднимает голову от учебника, ошарашено смотря в затылок сына. — Успокойся, успокойся, — директор встал из-за стола и стал прохаживаться по классу, стараясь успокоиться сам. — С турками... Северная война... А с кем же тогда турки воевали? — Со шведами? — с надеждой в голосе спрашивает двоечник. — Та-а-ак... Северная война. Прошу повторить для комиссии, кто и с кем воевал в Северной войне, — директор еще надеется, что парень просто перебирает известных ему врагов России. — Турки со шведами, — уверенно отвечает тот. Директор разводит руки и смотрит на родителя, сидящего с красными ушами над учебником: — Ну? Что вы скажете? Потом берет учебник в руки и поворачивает обложкой к ученику. — История какой страны в этом учебнике? А? — России, — уверенно говорит тот. — Ну, так, тогда кто и с кем воевал в Северной войне? — Русские! — доходит вдруг до него. — Молодец. А с кем? — С турками?
|